Ежедневно сотрудники международной сети центров бинаурального слухопротезирования «Академия слуха» выполняют работу, которую многие пациенты называют чудом. Однако, как считает Елена Парамонова из Брянска, такие чудеса могут совершать только опытные профессионалы с открытым сердцем и доброй душой.
Комплексный подход к пациенту от подбора и настройки слуховых аппаратов до сопровождения во время адаптации и последующего консультирования входит в привычный круг обязанностей специалистов центров бинаурального слухопротезирования «Академия слуха», работающих по всей территории России и в Казахстане. Одна из истории — из Брянска. Там семилетний Никита Парамонов, с раннего детства обожающий музыку, благодаря слаженной работе команды сурдолога и слухопротезиста впервые услышал любимые мелодии так, как не слышал их никогда раньше. Об эмоциях сына и своих собственных, а также о непростом пути к хорошему слуху в беседе с SurdoInfo рассказала мама мальчика Елена Парамонова.
— Как и когда вы поняли, что ребенок плохо слышит? Известно ли, что вызвало снижение слуха?
— Всерьез я задумалась о том, что проблема все-таки существует, примерно года полтора назад. До этого списывала многие моменты на детскую невнимательность. Никита очень активный, занимается спортом, постоянно в движении. Я и подумать не могла, что у него могут быть какие-то нарушения слуха. Первые звоночки пошли с того момента, когда он стал громко слушать музыку, прибавлять звук телевизора… Даже сейчас, пройдя не одного специалиста, мы не знаем наверняка, что явилось причиной снижения слуха у ребенка. В семье ни у кого таких проблем нет.
— В каком возрасте был поставлен диагноз? Как вы отреагировали на новость о том, что у ребенка двусторонняя сенсоневральная тугоухость?
— Окончательный диагноз мы узнали в 2021 году. К этому времени мы уже вовсю занимались с логопедом, и результат работы был налицо. Именно логопед и порекомендовал обратиться к сурдологу. Для меня, конечно, было шоком узнать, что мой ребенок не слышит. Я даже подумать не могла, что это может случиться в нашей семье, с моим сыном. С кем угодно, только не с нами. Было очень тяжело, когда врач озвучил диагноз, сказал, что у Никиты двусторонняя сенсоневральная тугоухость, да ещё и 2–3 степени, слезы наворачивались на глаза… Но пришлось быстро взять себя в руки. Я воспитываю ребёнка одна, поэтому не могла позволить себе дать слабину. Начала стучаться во все двери, бить во все колокола.
— Наблюдались ли трудности в учебе, в общении со сверстниками в связи с недостаточным слухом?
— Да, когда был поставлен диагноз, пазл сложился. Я поняла, с чем были связаны трудности в школе. Проблемы стали проявляться, когда сын пошел в 1 класс. Он не мог писать на слух, часто делал ошибки, пропускал буквы и слова, потому что слышал и понимал не всё, что говорила учительница.
Не так давно мы переехали из Брянска в село, ребенок пошел в новую школу, пришлось заново привыкать к обстановке, знакомиться с одноклассниками. Я видела, что ему тяжеловато находить общий язык с ребятами, он немного замкнулся. Спасибо большое нашей учительнице, которая очень помогла в адаптации: она подготовила детей, предупредила, что будет новенький. К этому времени мы уже знали о том, что есть нарушения слуха, я поддерживала его как могла. Надо отдать должное, никаких насмешек в классе нет и не было, дети хорошо относятся к моему сыну. Все-таки в сельской местности действительно атмосфера спокойнее и добрее.
— Почему решили обратиться в «Академию слуха»?
— Честно говоря, раньше я даже не слышала ни о сурдологах, ни о слухопротезировании, ни о слуховых аппаратах. Обратилась в «Академию слуха» по совету сотрудника Фонда социального страхования в Брянске. Я ведь одна воспитываю сына, приобретение двух слуховых аппаратов — это большая финансовая нагрузка для нашей семьи. Думала, что смогу сама купить их не раньше следующего года. О том, чтобы благотворительный фонд «Аурика» выдал нам устройства бесплатно, даже мечтать не могла.
— Были ли сомнения, что слуховой аппарат может не подойти, что ребенок будет стесняться его и т. д.?
— Конечно, читала отзывы, советовалась с родственниками. Одни говорили, что слуховой аппарат может только усугубить проблемы слуха, другие, наоборот, что надо пробовать. Я как раз согласна с последними: пока не попробуешь, не сможешь реально оценить ситуацию. Думала, что если вдруг аппараты не подойдут, всегда можно будет их снять и искать другие варианты. К тому же врачи нам сказали, что без слуховых аппаратов ребенок не сможет нормально учиться, заниматься любимыми делами, общаться. Они нужны, чтобы его жизнь была полноценной и комфортной.
Когда приняли решение о слухопротезировании, я начала разговаривать с Никитой. Объяснила ему, зачем нужны слуховые аппараты, как они выглядят. Сын с раннего детства любит быть первым. Вот и здесь я сказала ему: «Ты будешь первым, у кого появятся такие «наушники», ни у кого из ребят таких нет, а у тебя будут, ты — особенный!». К тому же сын очень любит слушать музыку, мы часто поем дома. И, конечно, для него это теперь возможность услышать всю полноту звуков, заново открыть для себя знакомые мелодии. Он и сам с нетерпением ждал выдачу слуховых аппаратов после первой примерки. Говорил, что будет показывать друзьям и рассказывать, как они работают.
— Как проходил процесс подбора слуховых аппаратов?
— На подбор аппаратов ребенок ездил с дедушкой, моим отцом. Сотрудники «Академии слуха» встретили их доброжелательно, атмосфера в центре такая, что понимаешь: здесь тебе окажут реальную помощь, не оставят в беде. Честно говоря, я очень переживала. Вдруг ребенок испугается, будет плакать, неизвестно, как он отреагирует на новые ощущения в слуховых аппаратах…
— И что произошло потом? Когда Никита впервые услышал мир по-новому…
— Эти эмоции не передать словами! Знаете, я читала много отзывов, но все равно не могла представить, как это будет. Дедушка рассказывал, что Никита не знал, как себя вести, потому что никогда за 7 лет не слышал таких звуков, какие услышал с помощью слуховых аппаратов! Сын был в восторге, безумно рад! Мой папа признался, что и сам не смог сдержать эмоций, прослезился, видя горящие от счастья глаза внука.
— Как быстро Никита освоился с аппаратами? Были ли трудности в адаптации?
— В центре слухопротезирования нам подробно рассказали, как пользоваться слуховыми аппаратами, как правильно надевать и снимать их, ухаживать, менять батарейки, разъяснили все возможные сложности в период адаптации. Но, надо сказать, привыкание у нас проходило довольно легко. В первый день Никита носил аппараты час. В это время он прислушивался к разным звукам, шорохам, с любопытством изучал привычные вещи, которые теперь казались ему другими.
— Что бы пожелали родителям детей, которые имеют нарушения слуха?
— Самое трудное — принять тот факт, что у твоего ребенка есть проблемы со слухом. В первые мгновения диагноз кажется катастрофой. Но выход есть. Слуховые аппараты действительно помогают, они способны вернуть к полноценной жизни, дать возможность нормально учиться, жить, работать, встречаться и общаться с друзьями, отдыхать и заниматься любыми делами. Видя горящие глаза сына, я счастлива сама. Поэтому самое главное — не сдаваться, верить — не в чудо, а в профессионализм, отзывчивость и доброту наших врачей, слухопротезистов, всех тех, кто помогает реальными делами и возвращает слабослышащих людей в мир, полный звуков.
Партнер интервью — международная сеть центров бинаурального слухопротезирования «Академия слуха». www.as.clinic 8-800-500-93-94