Показано, что занятия теннисом приводят, в том числе, к развитию баланса, координации, постурального контроля, моторно-зрительной интеграции. Кроме того, акустические различия при ударах по мячу ракеткой, удаленность соперника и тренера при необходимости восприятия их речи создают дополнительные возможности развития слухового восприятия для детей с нарушениями слуха, в особенности в сложных акустических условиях.
Дополнительными преимуществами занятий детей с нарушениями слуха теннисом являются: развитие эмоционального интеллекта, навыков социального взаимодействия, эмоционально-волевой сферы. Являясь игровым видом спорта, теннис воспитывает дисциплину, самоконтроль, контроль поведения и эмоций.
Минусами других видов спорта в этом аспекте являются цикличность, не способствующая активному развитию вышеназванных навыков (легкая атлетика), невозможность использовать технические средства реабилитации в процессе занятий (водные виды спорта), небезопасность и травматичность для ребенка с нарушенным слухом (единоборства, фигурное катание, хоккей, футбол, баскетбол), гендерная окраска (синхронное плавание, художественная гимнастика).
Ученые Санкт-Петербургского НИИ уха, горла, носа и речи совместно со специалистами Детского городского сурдологического центра разработали программу реабилитации мальчиков и девочек со слуховыми аппаратами и кохлеарными имплантами, включающую элементы тенниса. Занятия проходят на профессиональном корте и бесплатны для семей.
Важно, что в программе используются мягкие мячики, от которых при попадании в голову точно не пострадает имплант. А вот корт и ракетки — самые профессиональные. Дети ощущают себя настоящими спортсменами, у них просыпается соревновательный дух.
Уже первые результаты показали: у ребят не только улучшилась координация движений, но и речь. Моторика и артикуляция взаимосвязаны. Речь детей стала более правильной, расширился словарный запас. Кроме того, расширяются возможности социального взаимодействия, и медики не боятся об этом говорить, повышается уровень интеллекта.
В пилотном проекте участвуют двадцать четыре ребенка в возрасте от 8 до 12 лет, и мальчики, и девочки. Программа рассчитана на то, что после подведения итогов петербургские медики смогут делиться накопленным опытом с коллегами из регионов.