Слышу красоту

Статья о Павле Буданове и его семье, о его занятиях художественным творчеством, он окончил отделение живописи ДШИ N 4 им. Е. Г. Попова в Рязани, а сейчас продолжает учиться по индивидуальной программе, совершенствую технику и развивая талант художника.
Первые подозрения родителей Павла Буданова о том, что ребенок не слышит, появились ближе к двум годам. Из-за неверно поставленного диагноза сначала мальчику были рекомендованы слуховые аппараты и посещение специализированного детского сада, однако никаких положительных результатов семья не заметила, а потому было принято решение ехать на консультацию к профильным специалистам в Санкт-­Петербург.

К слову, 13 лет назад в Рязани не было ни одного учреждения, где ребенок мог бы пройти диагностику нарушений слуха. Значительную роль в организации сурдологической помощи детям в регионе впоследствии сыграло родительское сообщество, которому удалось способствовать решению этой проблемы. Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнений в том, что дети со слуховыми аппаратами и кохлеарными имплантами при должном уровне занятий по развитию слуха и речи, благодаря стараниям родителей, вниманию и поддержке семьи, при грамотной помощи и контроле со стороны сурдологов и сурдопедагогов вполне успешно реабилитируются, в полной мере способны освоить школьную программу, заниматься творчеством, спортом и т. д. Но так было не всегда и не везде. По словам мамы Павла Буданова Екатерины Ворониной, ее сына ждала участь спецсада, в котором общение и обучение было выстроено исключительно с использованием жестового языка…

Операция — это всего 10% успеха
Екатерина Воронина, мама Павла:

Однако семья не хотела мириться с таким положением дел. Оперативно приехав на консультации в 122‑ю больницу Санкт-­Петербурга, где был поставлен окончательный диагноз — глухота, по счастливому стечению обстоятельств уже через несколько дней удалось провести мальчику первую кохлеарную имплантацию на одно ухо. Примерно через полгода последовала вторая.

Как признается мама Павла, на тот момент она ничего не знала ни о специфике имплантов, ни о правилах их настройки, ни о методах реабилитации. Но понимание того, что операция — это всего 10% успеха, пришло сразу. «Я поняла, что нам дали удочку, и дальше самим предстоит сделать всё, чтобы ребенок научился слышать и говорить. Мы из Рязани — столицы ВДВ. А, как известно, девиз десантников: никто, кроме нас. В нашем случае его можно перефразировать: никто, кроме родителей, не может дать ребенку большего».
Первым и главным для Павла и его родителей специалистом стал аудиолог Николай Пудов. Семья регулярно приезжала в Санкт-­Петербург для своевременной коррекции настроек речевых процессоров, неукоснительно следуя всем предписаниям аудиолога и выполняя рекомендации сурдопедагогов. А заодно во время визитов вдохновлялись атмосферой Санкт-­Петербурга, любовались архитектурой, посещали художественные галереи и выставки.
— Аудиолог — это художник, — говорит Екатерина Воронина. — Его работа сродни творчеству. Как он настроит устройства, так ребенок и будет слышать. Мы поверили ему и не сомневались, что он знает, что делает.

После установки имплантов и общения с родителям других таких же детей решено было покинуть специализированный детский сад и отдать Павла в обычный, где бы он мог находиться в речевой среде.
— Многие бояться рискнуть, попробовать другой путь. Мне тоже было страшно. Даже близкие люди отговаривали нас забирать ребенка из спецсада, опасаясь, что мы не сможем обеспечить ему хорошее развитие, — вспоминает мама.

Но здесь все как раз наоборот, уверена Екатерина. Главный фактор успеха — это мотивация семьи, желание и готовность родителей и родственников ежедневно заниматься с ребенком.

— Наверное, без Павла и его особенностей наша семья не была бы такой сплоченной. У нас сразу произошло перераспределение домашних обязанностей, к процессу подключились муж и старший сын, которому на тот момент было восемь лет. Мы постоянно придумывали занятия дома, я сама подбирала упражнения для отработки разных тем, много путешествовали всей семьей, посещали музеи, театры, выставки, экскурсии…

Надо сказать, что в обычном массовом детском саду мальчика приняли очень хорошо. В работу включились воспитатели, логопед — все старались помочь. Чуть позже педагоги из местной музыкальной школы, узнав историю Павла, пригласили его на подготовительное отделение для занятий музыкой. Два года он играл на домре, развивая слух и чувство ритма, однако постепенно стало ясно, что его талант — в живописи.
Как-то раз, проводя летние каникулы за городом, Павел вместе с мамой попал в сельский дом культуры, где детям уроки рисования преподавал рязанский художник Михаил Алефтинович Кузин. Он согласился обучать мальчика, и вот уже более десяти лет вместе они занимаются художественным творчеством, пишут картины, организуют совместные выставки и даже соревнуются друг с другом на конкурсах. Параллельно юноша окончил отделение живописи ДШИ N 4 им. Е. Г. Попова в Рязани, а сейчас продолжает учиться по индивидуальной программе, совершенствую технику и развивая талант художника.

Впереди Павла Буданова, как и всех девятиклассников, ждут экзамены в школе. А ведь он был первым ребенком с врожденной глухотой в Рязанской области, который пошел в обычную массовую школу. К счастью, 13 лет назад родители сделали правильный выбор и смогли увидеть путь, который привел их ребенка в мир звуков и речи. Павел планирует окончить 11 классов и поступить в педагогический вуз. Возможно, живопись станет его профессией, и он будет учить детей этому искусству.
Крайне важно, чтобы родители активно делились наблюдениями о том, какие звуки ребенок воспринимает
Николай Пудов, аудиолог:

«В настоящее время для настройки кохлеарных имплантов у детей преимущественно используются объективные методы, такие как телеметрия ответа слухового нерва или электрически вызванный стапедиальный рефлекс. Однако не менее важную роль в процессе настройки кохлеарного импланта играет и обратная связь от родителей или близких, а также профессиональная диагностика сурдопедагогом. Поскольку дети, особенно младшего возраста, не всегда могут вербально описать свои ощущения, крайне важно, чтобы родители активно делились наблюдениями о том, какие звуки ребенок воспринимает, какие остаются незамеченными, а какие вызывают дискомфорт или даже болезненную реакцию».