Вопреки трудностям

Статья о Марии Гуреевой и её любви к музыке, несмотря на нарушения слуха, она занимается игрой на флейте и успешно учится на подготовительном отделении музыкального факультета Российской государственной специализированной академии искусств в Москве, играет в камерном ансамбле флейта-­фортепиано, является обладателем Гран-при в номинации «Игра на музыкальном инструменте».
До двухлетнего возраста история Марии Гуреевой из подмосковного Реутова ничем не отличалась от историй других детей, с той только разницей, что у девочки с рождения был сильный диатез. Однако постепенно с этой проблемой удалось справиться. Семья активно занималась воспитанием и образованием девочки, мама с раннего детства читала ей книжки, но, к своему удивлению, замечала, что Маше неинтересно их слушать… Тогда о возможных нарушениях слуха никто из близких не мог и предположить, ведь ни у кого из родственников подобных проблем не было.

Не совсем обычно Маша вела себя и в детском саду. Ей нравилось находиться в компании детей, но в общие игры с ними она вступала редко, чаще наблюдая со стороны. Родителей не настораживало такое поведение ребенка, как и то, что она, научившись пользоваться пультом, всегда прибавляла звук на телевизоре и музыкальном центре, часто не откликалась, когда ее звали или о чем‑то просили, — все это относили к проявлениям характера. Тревогу забили лишь тогда, когда заметили, что она, как курица, наклоняет голову на один бок, чтобы понять разговор. После этого, как вспоминает мама Екатерина Гуреева, было множество консультаций с врачами, лечение несуществующих аденоидов, укрепление иммунитета и другие манипуляции, которые не давали желаемого результата. Проблема осталась, и Марии пришлось научиться с ней жить.
— Мы не понимали, что причина наших проблем кроется в том, что Маша плохо слышит, — рассказывает мама Екатерина Гуреева. — Даже представить себе не могли такое!.. Развивалась она по возрасту и физически, и интеллектуально, вовремя начала говорить. Как позже предположили врачи, скорее всего, нарушения слуха у дочери были врожденные, и со временем тугоухость прогрессировала. Маша научилась читать по губам, сама не понимала, что плохо слышит.
К шести годам девочка хорошо читала, рассказывала по картинкам, считала простые примеры, писала печатными буквами, знала наизусть стихи, пела песни и танцевала. В это же время она впервые села за рояль. К концу первого года обучения Мария играла двумя руками, ориентировалась в нотной грамоте, занятия ей очень нравились, а родители радовались результатам. Педагоги знали о некоторых особенностях своей ученицы, но не отказывались заниматься с ней, поскольку видели музыкальные способности девочки, ее трудолюбие и усердие.

Все решила важная встреча, которая произошла тоже благодаря музыке.
— Однажды в музыкальной школе мы познакомились со слабослышащей девочкой и ее мамой, — вспоминает Екатерина Гуреева. — Мы разговорились, и выяснилось, что наши дети очень похожи, начиная с раннего детства. Те же особенности поведения, те же симптомы… Тогда она поделилась со мной контактами специалистов по слуху. Мы незамедлительно начали действовать. После консультации в центре слуха дочери был поставлен диагноз — нейросенсорная тугоухость 2‑3 степени. В этот же день мы купили Маше первые слуховые аппараты. На тот момент ей было уже 9 лет.

Эффект от слухопротезирования Мария ощутила сразу. Выйдя на улицу, она вдруг удивленно спросила: «Мама, а что это за шум?» В ту пору стояла осень, и листья, шурша, падали с деревьев на землю. Эти звуки девочка слышала впервые в жизни. Как и многие другие, которые постепенно вошли в ее жизнь с появлением слуховых аппаратов. К слову, Маша, наконец, поняла, что такое эхо, ведь раньше она только читала об этом в книгах.

С тех пор, как был установлен верный диагноз, объясняющий особенности поведения девочки, прошло немало времени. Семья Марии сразу же начала активную работу по реабилитации, были найдены грамотные специалисты, которые сопровождали девочку на протяжении всего пути. Важную роль сыграли и регулярные занятия музыкой, а главное — отсутствие страха, что что‑то может не получиться.

С 2018 года Мария Гуреева занимается игрой на флейте. Как‑то раз во время репетиции концерта для людей с нарушением слуха Машу заметил один из спонсоров фестиваля и подарил ей сверхмощные слуховые аппараты, которые ей были нужны на тот момент.
Маша закончила 11 классов общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов, успешно сдавала ЕГЭ. Сейчас она учится на подготовительном отделении музыкального факультета Российской государственной специализированной академии искусств в Москве, играет в камерном ансамбле флейта-­фортепиано, является обладателем Гран-при в номинации «Игра на музыкальном инструменте» в международном конкурсе, лауреатом финала конкурса «Добрая волна 2019», лауреатом международных и всероссийских конкурсов по вокалу и игре на музыкальном инструменте. Активно участвует в концертах и фестивалях, в том числе благотворительных, как флейтистка и вокалистка, проводит для детей информационные мастер-­классы.

Мария Гуреева мечтает получить высшее музыкальное образование и работать с детьми в музыкальной школе и реабилитационном центре. И мы верим, что у нее это обязательно получится, потому что вопреки трудностям она всегда добивается поставленной цели.
Мечтаю играть в оркестре и учить детей
Мария Гуреева, 18 лет:

«Когда я первый раз надела слуховые аппараты, то каждый звук для меня был по-своему новым. Не обошлось без страхов, потому что я привыкла к тишине, а тут сразу громкие звуки, и их много. Конечно, это сначала немного пугало. Ещё болела голова, но постепенно я привыкла находиться в окружении звуков, и теперь даже не замечаю аппараты.

Я очень люблю музыку и в будущем хочу играть в оркестре, преподавать, помогать детям с нарушением слуха. Но для начала нужно получить хорошее образование. Я рада, что РГСАИ меня понимают и принимают такой, какая я есть. Там очень профессиональные и удивительные педагоги. Я хочу и дальше развиваться личностно, работать, обеспечивать себя и вносить свой вклад в общество».
Важно популяризировать знания о слухе
Екатерина Гуреева, мама Марии:

«Так вышло, что никто из врачей, у которых мы наблюдались, ни разу не обратил внимания на то, что, возможно, ребенок плохо слышит. Никто не предложил попробовать воспользоваться слуховыми аппаратами. Думаю, что это связано с тем, что даже у медиков не всегда достаточно информации о нарушениях слуха у детей, возможностях современного слухопротезирования, актуальных знаний по этой теме. Но я хочу сказать спасибо тем людям, которые встречались на нашем пути. Благодаря их отзывчивости и неравнодушию постепенно мы пришли к хорошему слуху. Поэтому сегодня я сама стараюсь быть максимально полезной людям, помогать тем семьям, которые воспитывают слабослышащих детей. Пройдя через многое, исходя из личного опыта я консультирую родителей, делюсь контактами специалистов, рассказываю о том, как нам удалось решить те или иные проблемы. Это касается не только медицинской сферы, но и других ситуаций, например, образования, подготовки к сдаче экзаменов в школе и т. д. Важно популяризировать знания о слухе, рассказывать о возможностях слухопротезирования, делиться полезной информацией. Только сообща можно добиться результата».
Любовь и вера в своего ребенка могут дать прекрасный реабилитационный результат
Лия Торопчина, кандидат медицинских наук, доцент кафедры детской оториноларингологии им. проф. Б. В. Шеврыгина ФГБОУ ДПО РМАНПО, врач сурдолог-оториноларинголог ДГКБ им. З. А. Башляевой ДЗМ:

«История Марии, как и история многих других детей с тугоухостью, наглядно показывает, что усилия родителей, их активная жизненная позиция, энергия, оптимизм, любовь и вера в своего ребенка могут дать прекрасный реабилитационный результат. При этом уровень образования родителей и их специальность никакой роли не играют».
Если Господь дал талант, наша задача помочь его раскрыть
Елена Клименко, декан музыкального факультета РГСАИ, доцент, член международного союза музыкальных деятелей

В Российской государственной специализированной академии искусств учатся студенты с самыми разными нозологиями. На театральном факультете получают специальность артистов театра и кино неслышащие ребята, они работают на русском жестовом языке, на факультете изобразительных искусств — студенты с нарушением слуха и опорно-­двигательного аппарата, на музыкальном — слепые и слабовидящие.

На сегодняшний день Мария Гуреева — единственная студентка музыкального факультета с нарушением слуха. Маша учится на подготовительном отделении по классу флейты. Мы познакомились с ней в прошлом году, когда она была принята на подготовительное отделение по программе Академическое пение. На приемных экзаменах Маша продемонстрировала чистое интонирование и природную музыкальность — врожденное чувство музыки. В процессе обучения Маша определилась с профессиональными предпочтениями и решила сосредоточиться на инструментальном исполнительстве. Сегодня она продолжает свое обучение по классу флейты. Ее педагог — профессор Андрей Иванович Шатский — один из лучших педагогов в стране.


Должна отметить, что колоссальная работа по реабилитации и социализации Маши была проведена семьей и врачами-­специалистами, которые окружали девочку. Она успешно осваивает все дисциплины, сдает зачеты, активно участвует в студенческой жизни академии — Маша член студенческого актива. Ей интересно учиться, она развивается как музыкант и как личность.

Если говорить в целом об образовании детей с особыми образовательными потребностями в сфере искусства, то надо понимать, что есть подготовка к профессиональной деятельности, а есть общеразвивающие программы. Работа академии направлена на воспитание и подготовку полностью конкурентоспособного профессионала, которому в силу особенностей здоровья может понадобиться помощь в передвижении или дополнительное время при освоении материала, но никак не снисходительность в восприятии продукта профессиональной деятельности. «Талант» не допускает разделения по степени физического совершенства, и при восприятии продукта профессиональной деятельности не должен возникать вопрос о преодолении.

Все наши образовательные программы адаптированы не через снижение требований, а через грамотное распределение нагрузки и специфику подачи учебного материала. Мы абсолютно убеждены, что упрощение требований дискредитирует образовательный процесс и дискриминирует интеллектуальный потенциал людей с особенными физическими возможностями здоровья. Наши выпускники трудоустраиваются по специальности, часто совмещают исполнительскую и преподавательскую деятельность. Задача профессионального образования — дать возможность перейти из социально-­экономической группы населения, нуждающегося в постоянной государственной поддержке, в группу экономически адаптированных граждан.

Мы стремимся, чтобы наши студенты вне зависимости от особенностей здоровья находили себя в профессиональной среде и могли сами реализоваться в среде нормотипичных коллег.