Спорт — это жизнь

Даниилу Абрашову из Брянска сейчас 18, он оканчивает школу, профессионально и серьезно занимается спортом и уже имеет планы организовать первое мероприятие в родном городе. Нарушения слуха при этом — не преграда.
Жизнерадостный, сильный, веселый, умный — пожалуй, таким и должен быть парень в самом расцвете лет! Даниилу Абрашову из Брянска сейчас 18, он оканчивает школу, профессионально и серьезно занимается спортом и уже имеет планы организовать первое мероприятие в родном городе. Нарушения слуха при этом — не преграда. Даниил активный и целеустремленный юноша, он не просто занимается любимым делом, но и другим слабослышащим людям хочет показать, что ограничения — условны.

С трех с половиной лет Даниил Абрашов носит слуховые аппараты. Именно в этом возрасте окончательно подтвердился диагноз — двусторонняя сенсоневральная тугоухость 3‑4 степени. До этого момента на переживания мамы о том, что ребенок не говорит, врачи отвечали: подождите, мальчики поздно начинают говорить!.. Как вспоминает мама Дани Елена Абрашова, в раннем возрасте сын реагировал на некоторые звуки. Возможно, ситуацию усугубила вакцинация, к которой у ребенка было противопоказание, но в поликлинике этого не учли.

Так или иначе, но дальше медлить было нельзя. После проверки слуха сначала в Брянске, а потом и комплексного обследования в НИИ ЛОР в Санкт-­Петербурге мальчику было показано слухопротезирование. Ныне заведующий сурдологическим отделением института, врач сурдолог-­оториноларинголог Спартак Михайлович Мегрелишвили рекомендовал мощные слуховые аппараты, сам выполнил необходимые настройки, после чего прогресс в развитии и образовании ребенка наметился практически сразу. Поскольку частично слух у Даниила оставался, слуховые аппараты хорошо справлялись со своей задачей и компенсировали потерю. По этой причине семья предпочла слухопротезирование кохлеарной имплантации.

Случай Даниила Абрашова интересен тем, что он демонстрирует несколько иной путь реабилитации ребенка с глубокой потерей слуха, нежели тот, что обычно проходят дети после кохлеарной имплантации. И этот путь тоже успешный и эффективный, он принес свои плоды, дал возможность человеку найти себя и реализоваться в жизни.

Через пару месяцев после слухопротезирования и грамотной настройки аппаратов Даниил пошел в брянский специализированный детский сад, предназначенный для детей с проблемами слуха. Занятия с сурдопедагогами, в том числе изучение русского жестового языка, положительно сказались на развитии мальчика. Он стал более уверенно и легко общаться с окружающими. Наверное, это как раз тот случай, когда речевое развитие, подкрепленное жестовым, позволило быстрее сформироваться нужным навыкам. Кроме того, были и ежедневные уроки с сурдопедагогом, и регулярные занятия дома. Так что в школу Даня пошел абсолютно подготовленным и даже уже умел хорошо читать.
Дальше медлить было нельзя
«Даниил носит слуховые аппараты с трех с половиной лет. Именно в этом возрасте окончательно подтвердился диагноз — двусторонняя сенсоневральная тугоухость 3–4 степени. До этого момента на мои переживания о том, что ребенок не говорит, врачи отвечали: подождите, мальчики поздно начинают говорить!..»

— Мы не рассматривали массовую школу, так как понимали, что учиться в ней с такой потерей слуха ему будет тяжело, — объясняет Елена Абрашова. — В школе-­интернате условия обучения адаптированы для ребят с нарушениями слуха, учителя понимают специфику работы со слабослышащими детьми, при этом программа обучения такая же, как и в обычной школе. В классе у них два–три человека, это удобно. Учитель индивидуально прорабатывает практически все темы с каждым учеником, учитывая их особенности развития и способности, имеет возможность уделить детям достаточное количество времени, — говорит мама Даниила.
Но, разумеется, школой и занятиями с сурдопедагогами жизнь мальчика не ограничивалась. Даня рос очень активным и энергичным, поэтому мама водила его в различные секции и кружки, где мальчик мог попробовать себя в различных видах спорта. Последние пять лет Даниил увлекается тяжелой атлетикой, а также занимается в Брянской областной спортивно-­адаптивной школе паралимпийского резерва «Виктория», являясь членом сборной России по метанию ядра.

Сейчас Даниил уже сам может решить, в каких аппаратах ему комфортнее, какие настройки необходимы для того, чтобы лучше и объемнее слышать. Когда встал вопрос о плановой замене слуховых аппаратов, он выбрал отечественные. По всем характеристикам, качеству звука и функционалу они наиболее всего подошли ему.

В следующем году Даниил оканчивает школу. Свою жизнь он планирует связать со спортом. «Конечно, есть переживания, как сын адаптируется в жизни, чем он будет заниматься в будущем. Наверняка ему придется прилагать больше усилий, чтобы найти свое место. Но верим, что у него всё получится», — добавляет мама
Люблю спорт и хочу профессионально развиваться в нем
Даниил Абрашов:

«Окончание школы будет знаменовать собой начало новой, интересной главы в моей жизни. Я с нетерпением жду того момента, когда смогу отправиться в большой мир, полный возможностей и вызовов. Высшее образование — моя первая цель.

Кроме того, я люблю спорт и хочу дальше профессионально развиваться в этом направлении. Планирую учиться, овладеть дополнительными языками или навыками, которые будут полезны в моей профессиональной карьере в спорте.
Еще я думаю, что нелишним будет получить специальность сурдопереводчика, так как вижу, что таких специалистов мало, а для глухих людей они крайне важны».
Большую роль в жизни людей с нарушениями слуха играет семья
Татьяна Батаева, главный специалист по слухопротезированию

«У Даниила замечательная мама. Она с детства заложила в сына веру в то, что у него всё получится. Родители всегда поддерживали и мотивировали мальчика: и когда он был младше, и сейчас. Думаю, что во многом это объясняет и его успехи в спорте, и в целом активную жизненную позицию.

Даниил очень общительный. Конечно, впереди у него очень важный и ответственный этап — самоопределение, выбор профессии, взрослая самостоятельная жизнь. Надеемся, что и в плане заботы о слухе, своевременной диагностики, необходимых поднастроек и в других аспектах использования слухового аппарата он будет тоже ответственным и внимательным. Со своей стороны всегда готовы помочь и дать необходимые рекомендации».