Вдвоем одной дорогой

Статья о Славе и Диме Миловых из Санкт-Петербурга и их увлечениях театральной студией и цирковым искусством и как эти занятия способствуют успешной слухоречевой реабилитации.
Несмотря на то, что Слава и Дима Миловы из Санкт-­Петербурга — двой­няшки, по характеру, как говорит их мама Екатерина, ребята очень разные. Слава более подвижный, наблюдательный, общительный; Дима же наоборот разговаривать не очень любит, зато ему проще сконцентрироваться на какой‑то задаче, он более сосредоточенный. Но общее у братьев, конечно же, есть. В частности, изменения структуры белка коннексина 26 в гене GJB2, влияющего на слух. Оба мальчика, как выяснилось уже после их рождения, являются носителями этой мутации. Однако снижения слуха у детей проявились не сразу и не в одно время…

Первым хуже различать звуки стал Слава. Когда мальчику было примерно в 8‑9 месяцев, близкие начали замечать, что он не реагирует на голос деда. Понаблюдав некоторое время за поведением мальчика, родители обнаружили и другие признаки нарушения слуха. По словам мамы, по времени это примерно совпало с одной из прививок.
«До этого Слава был таким весёлым и общительным парнем, а тут вдруг стал «задумчивый», тихий… Возможно, прививка спровоцировала уже заложенную предрасположенность к снижению слуха. У некоторых детей генетически обусловленная тугоухость проявляется сразу, у других — позже. Так получилось и в нашем случае», — рассказывает Екатерина Милова.
Спустя две-три недели после первых подозрений на снижение слуха, Славу привезли на консультацию в НИИ ЛОР. После полной диагностики сурдолог Сергей Левин сообщил семье диагноз: двустронняя сенсоневральная тугоухость IV степени. Мальчику были рекомендованы слуховые аппараты.
Подобрали аппараты, начали заниматься с сурдопедагогом, — вспоминает мама Славы. — Рыдали, конечно, с бабушкой, но решили бороться. Нам очень повезло с людьми, которые встречались на нашем пути! Моя сокурсница занимается слуховыми аппаратами, она убедила, что в наше время нарушение слуха — это не приговор, жизнь у ребенка может быть вполне нормальная. Потом судьба свела нас с прекрасным сурдопедагогом, которая не только со Славой занималась, но и мне и бабушке помогла справиться с ситуацией», — добавляет Екатерина Милова.
К кохлеарной имплантации семья пришла не сразу. Пытались справиться с помощью слуховых аппаратов. Но к 2,5 годам Слава так и не заговорил. Несколько коротких слов — и всё…

А что же брат Дима? Пока родители собирали документы на операцию для Славы, стало заметно, что проблемы со слухом появились и у второго ребенка.
Екатерина Милова, мама Славы и Димы

«Как только со Славой выписались из ЛОР НИИ после операции, ему тогда было 3,3 года, сразу помчались проверять слух с Димоном, — рассказывает мама мальчиков, — и тоже III‑IV степень. Но к тому моменту у него явно был слуховой опыт. Дима был просто счастлив, когда ему надели аппараты!»
Как признается Екатерина Милова, в каком‑то смысле стало даже легче: одна программа реабилитации для двоих детей — это проще для родителей.
Мальчики пошли в специализированный детский сад для слабослышащих детей. По словам мамы, там были отличные педагоги и воспитатели, настроенные на речевое развитие. Кроме того, они регулярно старались попасть на курсы реабилитации в сурдоцентр. По понятным причинам слухоречевая реабилитация давалась Славе труднее, чем брату. Ему приходилось учиться слышать. У Димы же был слуховой опыт. Занятия с логопедом и сурдопедагогом продолжали до 4 класса.
В качестве дополнительной мотивации стараться говорить правильно мама предложила сыновьям заниматься в театральной студии при «Академии талантов» («Академия талантов» — центр поддержки одаренных детей Санкт-­Петербурга, — прим. ред.).

«Одно дело, когда тебе просто скажут: говори правильно! А другое дело, когда ты выходишь на сцену — тут уже нельзя подвести, сразу понятно, что нужно следить за своей речью и учиться грамотно говорить», — рассуждает Екатерина Милова.

Надо отдать должное, преподаватель не испугалась взять в группу слабослышащих детей, сами ребята тоже чувствуют себя в коллективе вполне комфортно. Вот уже четыре года они занимаются в театральной студии, и за это время было немало ролей и выступлений.
Другое увлечение ребят — цирковое искусство. Однажды мама увидела, как Слава упал с верхнего яруса кровати и приземлился ровно на ноги! Тут и пришла мысль, что у него неплохие физические данные для акробатики. Но о профессиональном спорте мыслей не было, поэтому чуть позже пришло решение в виде цирковой студии, а позже ребята стали участниками театра-­цирка «Монгольфьери», где они учатся и акобатике, и жонглированию, и другим видам циркового искусства. В составе труппы выступают на концертах и конкурсах, и даже съездили на фестиваль в Екатеринбург.

Сейчас Слава и Дима Миловы учатся в 7 классе лицея в Санкт-­Петербурге. С программой оба справляются хорошо. Планы на жизнь, по словам их мамы, меняются ежемесячно — от артиста цирка до курьера и программиста. Но, наверное, так и должно быть у мальчишек 13 лет!..
Помните, что вы одна команда
Анна Макухина, учитель-дефектолог, сурдопедагог СПб ГБУ ЦДК

С мальчиками мы познакомились в 2012 году, когда им исполнилось 11 месяцев. Они пришли на первичную консультацию по рекомендации моей коллеги, аудиолога Екатерины Сергеевны Гарбарук. Славе к тому времени уже был выставлен диагноз, шел процесс подбора и настройки слухового аппарата, за Димой мы наблюдали. Изначально занимались со Славой, но позже подключился и Дима, так как затормозилось речевое развитие, особенно на фоне Славы. Здесь хотелось бы отметить, что один из факторов успешной абилитации в данном случае — раннее и качественное слухопротезирование. Примерно в полтора года определили и потерю слуха у Димы. Скорее всего, слух падал постепенно.
Занятия проводились индивидуально, два раза в неделю. Не могу сказать, что работа с одним и другим кардинально различалась, скорее, принимались во внимание личностные особенности каждого, их интересы.

После имплантации Славы нам пришлось немного отступить назад, чтобы привести в соответствие старый и новый слуховой опыт. Но, на мой взгляд, это произошло относительно быстро. Причины — индивидуальные особенности мальчика (достаточно высокая скорость обработки информации) и огромный труд мамы, скрупулезно выполняющей с сыном задания дома. В работу с мальчиками были вовлечены и другие родственники, бабушки и дедушки.

Принципы работы с детьми со слуховыми аппаратами и кохлеарными имплантами, на мой взгляд, кардинально не отличаются. Идёт работа и над слуховым восприятием, и над связной речью. Пожалуй, в первом случае результат достигается быстрее. Но не всегда: каждый ребенок имеет свои особенности.

Мы с ребятами прошли долгий путь, вместе росли и учились друг у друга. Хочется пожелать им простого человеческого счастья: любимая работа, заботливая семья, друзья и увлечения.
Родителям детей с нарушением слуха я советую учитывать следующие моменты:
  • Выбрав специалиста, помните, что вы одна команда, и у вас одна цель — максимально успешная реабилитация ребенка.
  • Настраивайтесь на достаточно долгий путь, где слухопротезирование — это только начало. Дальше — кропотливая и долгая работа. Помощь сурдопедагога понадобится и в начальной школе, и при подготовке к ОГЭ в 9 классе.
  • Занятия — это не вся жизнь. Должно быть место и для встреч с друзьями, и для игр, и для походов в театры/музеи. Не забывайте и о себе: делегируйте полномочия остальным членам семьи, включайте их в работу по реабилитации ребенка, разделяйте обязанности.
  • Приучайте ребенка к чтению. Проконсультируйтесь у вашего педагога, как надо работать с текстом. Просто прочитать рассказ в нашем случае недостаточно. Подготовительная работа, словарная работа, пересказ — всё это необходимо для наших детей.
  • Независимо от того, в какую школу пойдет ваш ребенок, старайтесь быть в контакте с педагогом.