Успехи ребенка — заслуга семьи

Статья о Алине Овчинниковой, её мама по совету нейропсихолога отвела Алину в ближайшую к дому студию художественной гимнастики, так как эти занятия способствуют успешной слухоречевой реабилитации после кохлеарной имплантации.
Наблюдая за красотой и грацией движений Алины Овчинниковой из Балашихи, сразу становится понятно, что художественная гимнастика — это её. Хороший потенциал практически сразу заметил и тренер, к которому девочка попала случайно: мама по совету нейропсихолога отвела Алину в ближайшую к дому студию художественной гимнастики, так как эти занятия способствуют успешной слухоречевой реабилитации после кохлеарной имплантации.

Нарушения слуха у Алины Овчинниковой с самого рождения. И сомнения по поводу того, что ребенок не слышит, у мамы появились практически сразу. Когда к году девочка продолжала молчать и не говорила ничего, родители поняли, что больше ждать нельзя. Был сделан аудиологический скрининг, который подтвердил сенсоневральную тугоухость IV степени, пограничную с глухотой.
— У нас не было паники или страха, диагноз приняли сразу, и я тут же начала изучать вопрос, как помочь ребенку слышать, — вспоминает мама Алины Елена. — Узнала, что в Научно-­клиническом центре оториноларингологии ФМБА России проводят кохлеарные имплантации детям, начали собирать документы. Решили, что, раз есть возможность, надо действовать.
Ровно в два года Алине Овчинниковой была проведена первая кохлеарная имплантация на правое ухо. Через три года сделали операцию и на левое ушко. Поначалу, как признается мама, было ощущение, что дело сделано. Раз операция прошла успешно, ребенок сам научится и слышать, и говорить. Но спустя некоторое время родители поняли, что заблуждались: имплант сам по себе — не панацея. Первое знакомство со слухоречевой реабилитацией прошло в центре «Тоша», где Елена узнала основные важные моменты этого процесса. Впереди их ждал долгий и упорный путь многочасовых ежедневных занятий для развития слухового восприятия и речи…
С этого момента привычный уклад жизни семьи Овчинниковых изменился кардинально. Маме пришлось уволиться с работы и полностью посвятить себя работе с девочкой. Она быстро поняла, что отдельных занятий с логопедами и дефектологами недостаточно для полноценной реабилитации, а потому сама начала изучать методику работы со слабослышащими детьми, окончила курсы дефектолога. Алину было решено забрать из детского сада, а вместе с ней и старшего брата. К слову, Алина в семье — четвертый ребенок. И у старших братьев и сестер никаких проблем со слухом нет. Таким образом, волноваться об отсутствии речевой среды не приходилось — дома всегда было много «говорящих» родственников.

По словам Елены Овчинниковой, ежедневно не менее трех часов они с дочерью проводили за развивающими занятиями. Нередко к этим урокам присоединялся и брат Петя, который стал настоящим помощником для Алины на пути к умению слышать и правильно говорить. Мама объяснила мальчику, что с сестрой нужно много разговаривать, не нужно просто делать всё за нее — нужно объяснять ей и учить, чтобы она сама научилась выполнять то или иное действие.
Однажды в качестве дополнительного метода реабилитации Елена решила обратиться к нейропсихологу, а тот в свою очередь посоветовал отвести девочку на занятия по гимнастике. Физические упражнения, растяжка, упражнения на координацию тела способствуют, в том числе, и более эффективному развитию слуха и речи. После нескольких пробных тренировок педагог заметил у девочки хорошие данные и рекомендовал заниматься больше и чаще. Постепенно Алина сама так втянулась в эти занятия, полюбила их, начала показывать высокие результаты, и теперь она одна из лучших учениц Школы олимпийского резерва «Метеор» города Балахиши, многократная участница и победительница турниров различного уровня, имеет 1 спортивный разряд.
— Как‑то один из специалистов нам сказал, что Алине нужно найти такое занятие, где бы она могла быть лучше всех. И таким занятием для нее стала художественная гимнастика. Она просто живет ей, невероятно гармонично смотрится на ковре, превосходит многих своих сверстниц по технике, пластичности, грации, — не без гордости рассказывает мама Алины.
Но так было не сразу. Поначалу девочка не понимала, как нужно двигаться, совсем не чувствовала музыку. Со временем тренировки научили многому, появилось и развилось чувство ритма, а сложные движения с легкостью стали попадать в такт мелодии. А еще она стала очень артистичная, уверенная, прекрасно учится в массовой школе, с отличием окончила четвертый класс. В настоящее время Алина мечтает тренироваться во дворце Ирины Виннер и в будущем стать Олимпийской чемпионкой.

Елена Овчинникова, мама Алины, уверена, что все это — результат той большой комплексной системной работы, которая была проделана в детстве. Без нее ничего бы не получилось.
Елена Варфоломеева, старший тренер отделения художественной гимнастики СШОР «Метеор», г. Балашиха

«Алина пришла к нам в школу три года назад. До этого у меня не было опыта работы с детьми с нарушениями слуха. И, честно говоря, поначалу было немного боязно. Но, познакомившись поближе с девочкой, узнав от мамы ее историю, начали заниматься. Алина очень старательная, целеустремленная. В процессе тренировок иногда возникают ситуации, когда, к примеру, повернувшись спиной ко мне, она не слышит, что я говорю. Но тут на помощь приходят другие девочки.
Вообще у нас в коллективе сложились доброжелательные отношения: на соревнованиях, конечно, они соперницы, но в зале на тренировках всегда поддерживают друг друга. А то, что Алина носит импланты, для них не имеет никакого значения, ни разу никто не сказал ей об этом ни слова. Художественная гимнастика — преимущественно индивидуальный вид спорта: помимо физической формы, она учит ребенка принимать решения, быть внимательным и ответственным. Несомненно, это пригодится в жизни и Алине, и другим девочкам».
Елена Овчинникова, мама Алины:

Со временем тренировки научили ее многому

«Как‑то один из специалистов сказал нам, что Алине нужно найти такое занятие, где бы она могла быть лучше всех. И таким занятием для нее стала художественная гимнастика. Она просто живет ей, невероятно гармонично смотрится на ковре, превосходит многих своих сверстниц по технике, пластичности, грации.
Но так было не сразу. Поначалу она не понимала, как нужно двигаться, совсем не чувствовала музыку.

Со временем тренировки научили ее многому, появилось и развилось чувство ритма, а сложные движения с легкостью стали попадать в такт мелодии».