Не опускать руки и идти к цели

Статья об Александре Васильевой и её замечательной семье, которая помогает ей после кохлеарной бинауральной имплантации.
Что может быть радостнее встречи с первым долгожданным ребенком! Когда Александра Васильева появилась на свет, родители были так счастливы, что даже новость о том, что ребенок не прошел аудиологический скрининг в роддоме, приняли спокойно. Семья сразу же сплотилась: в короткие сроки сделали все необходимые дополнительные обследования, самостоятельно связались с НИИ ЛОР и отправили документы на кохлеарную имплантацию. В три месяца, как только был поставлен окончательный диагноз, Саше надели слуховые аппараты, а еще через пять месяцев девочке была проведена кохлеарная имплантация бинаурально.
«Мне хотелось доказать всему миру, что мой ребенок самый лучший, — вспоминает мама Александры Татьяна Васильева. — И для этого мы начали делать всё, что в наших силах».
Надо сказать, что в доме Васильевых всегда звучала музыка. Бабушка — музыкальный педагог с 30‑летним стажем — учила внучку разным детским песенкам. Часто такие музыкальные упражнения превращались в полноценные занятия по слухоречевому развитию: пение сопровождалось инсценировкой, различными движениями в такт музыке, да и в целом поднимали настроение всех членов семьи. С раннего детства Саша полюбила музыку, с удовольствием смотрела музыкальные мультфильмы, подпевала героям и танцевала.

Регулярно девочка проходила курсы слухоречевой реабилитации в НИИ ЛОР в Санкт-­Петербурге. В родном городе посещала музыкальные занятия, занятия по логоритмике, параллельно велась активная работа с сурдопедагогом. Положительную роль сыграла и речевая среда: в семье всегда много говорили и пели, массовый детский сад помогал в социализации, различные развивающие курсы формировали интерес ребенка и способствовали всестороннему образованию.
А ещё Сашенька — начинающий УШКОблогер

Но музыка в жизни Александры всегда была на первом месте. Однажды она вернулась домой и радостно сообщила родителям: «Мне предложили играть на "аркадеоне»!" Вот уже три года Саша с удовольствием учится игре на аккордеоне, причем не просто разучивает произведения по нотам, но и старается на слух подбирать выученную мелодию на других музыкальных инструментах, например, на синтезаторе или калимбе, и ей это удается!

В 2023 году Александра Васильева прошла всероссийский отбор и была приглашена в Санкт-­Петербург для участия в проекте «Пой вместе с Med-el». С музыкантом Светланой Бурнос она записала песню «Музыка». А в 2024 году в рамках этого же проекта снялась в клипе «Давай с тобою помолчим» в Челябинске.

А ещё Сашенька — начинающий УШКОблогер. В своем канале в соцсети она рассказывает таким же ребятам с нарушениями слуха и их родителям о жизни, демонстрируя свои достижения, снимает видеообзоры про речевые процессоры и делится лайфхаками.
— Идея этого блога появилась в связи с тем, что многие родители спрашивали меня о жизни ребенка после кохлеарной имплантации, — рассказывает Татьяна Васильева, мама Саши. — Со своей стороны я, конечно, делюсь опытом, но интереснее, когда сам ребенок рассказывает о ситуации изнутри. Так становится более понятно и доступно. К тому же Сашу смотрят и сами дети, которые тоже имеют нарушения слуха, пользуются слуховыми аппаратами или имплантами.
По мнению мамы Александры, определяющим фактором успешной слухоречевой реабилитации стала семья, все члены которой с первых же дней проявили взаимопонимание и единство в воспитании и обучении ребенка. «Все были как единое целое, выполняя рекомендации специалистов, сурдопедагогов и сурдологов. И, конечно, музыка!» — уверена Татьяна Васильева.

Сегодня Саша учится в обычной массовой школе, занимается игрой на аккордеоне, поет, изучает графический дизайн, окончила курсы в модельной школе. По характеру она очень добрая и отзывчивая, но в то же время настойчивая, стремится добиваться своей цели, а в будущем хочет стать сурдопедагогом.

Возможно, мысли о профессии появились, глядя на маму, ведь та благодаря регулярным занятиям с дочерью по развитию слуха и речи получила большой практический опыт и теперь помогает и другим детям с нарушением слуха. Вместе с бабушкой Саши они работают в центре слуха города Кургана.
Татьяна Васильева, мама Александры:

Моя дочь привела меня в профессию, и теперь я сурдопедагог
«Моя дочь привела меня в профессию, и теперь я сурдопедагог. В какой‑то момент я поняла, что готова поделиться своими знаниями с другими родителями, и учить таких же детей, как и моя дочь. Очень часто родители, столкнувшись с проблемой слуха у ребенка, впадают в ступор, опускают руки. Этого ни в коем случае нельзя делать!»
В любом лечении самое трудное — поставить диагноз
Светлана Ивлева, сурдопедагог, г. Курган

Сурдопедагог должен понимать, какие проблемы в речи ребенка могут зависеть от неправильной настройки слухового аппарата, а какие возникают вследствие недостаточной сформированности речи слабослышащего ребенка. И порой трудно отделить фонематические нарушения от нарушений слухового восприятия, связанного с ограничениями физического слуха и недостаточной степенью скоррегированности слуховыми аппаратами или речевыми процессорами. Работу нужно начинать с диагностики. Нужно понять ребенка, все его дефициты. Если ребенок не слышит или недостаточно хорошо слышат в сензитивный период становления речи, то происходит вторичная задержка и психического, и общего развития. Поэтому самое главное — точная диагностика.

Успех зависит от мотивации и профессионализма. Мотивированы должны быть все: и семья, и ребенок, и педагог. Профессионализм педагога играет большую роль, но хороший родитель — это лучший педагог.
Когда родитель приобретает дополнительные знания по спе­цифике работы со слабослышащими детьми, он сам еще больше мотивируется и мотивирует ребенка. Работа и жизнь в этом случае совпадают. Я знаю таких мам детей с нарушениями слуха, которые сами стали сурдопедагогами. Татьяна Васильева, мама Александры, — одна из них. Но даже если у родителя нет возможности полностью окунуться в эту тему, он все равно должен быть грамотным в вопросах слухоречевой реабилитации, должен точно понимать, что и для чего он делает.