Забота о слухе должна начинаться гораздо раньше, чем человек почувствует первые признаки ухудшения. Это очевидно. Уменьшить воздействие громких звуков, защищать уши во время шумных работ, перестать слушать громкую музыку в наушниках… Эти и другие рекомендации часто можно услышать и от специалистов, и от обычных людей, понимающих необходимость заботы о слухе. Однако есть и другие — менее очевидные, но не менее эффективные — способы сохранения хорошего слуха. Один из них — когнитивные тренировки. Они будут полезны как для людей с нормальным слухом, так и тем, кто уже имеет определенные нарушения.
Мозг должен работать
Ни для кого не секрет, что с возрастом происходит постепенное снижение когнитивных функций человека, что влечет за собой и уменьшение способности слышать. Слуховые аппараты для слабослышащего человека играют колоссальную роль: они позволяют ему общаться, работать, заниматься хобби. Но самое главное, они активируют работу той зоны мозга, которая отвечает за слух, не дают нервным клеткам потерять способность передавать импульсы и сигналы. Повысить эффективность работы головного мозга призваны и когнитивные тренировки, которые включают в себя, в том числе, тренировку слуха.
В результате таких занятий пациенты с нарушением слуха получают возможность целенаправленно тренировать обработку и понимание сильно измененных и субъективных впечатлений при использовании слуховых аппаратов. Кроме того, тренировки способствуют сохранению функции мозга до глубокой старости и предотвращению деменции, так что являются полезными и для людей без потери слуха. Исследования показали, что в результате таких тренировок улучшается память, скорость обработки информации и логическое мышление, замедляется старение мозга. Напомним, что последний от природы является пластичным, а потому регулярные умственные нагрузки просто необходимы для поддержания тонуса и образования новых нейронных связей.
Лучше слышать = лучше соображать
Несмотря на различные варианты, в основе всех когнитивных тренировок лежат схожие принципы:
- выбор алгоритма по уровню сложности (зависит от верхней границы слуха пациента и соответствует его ресурсным возможностям);
- правильно подобранный слуховой аппарат для успешной тренировки (если речь идет о слабослышащем);
- повышение мотивации;
- регулярность тренировок.
Несомненный и, пожалуй, главный результат когнитивной тренировки состоит не только в успешности прохождения заданий во время занятия, а в том, что приобретённые навыки пациент переносит в повседневную жизнь, что позволяет ему лучше понимать речь и легче общаться.
По итогам исследований, проведенных в Германии, было научно доказано, что регулярные когнитивные упражнения положительно влияют на способность пациента лучше слышать и понимать. Так, участники эксперимента по 60 минут в день пять дней в неделю в течение десяти недель выполняли различные тесты: отгадывали загадки, решали задачи, учились узнавать слова и фонемы, отвечали на вопросы по услышанным коротким рассказам и т. д.
Наряду с улучшением результатов тренировочных заданий можно было наблюдать также улучшения в нейропсихологических тестах. Это позволяет делать вывод о том, что повышение результативности в нейропсихологических тестах, возможно, связано именно с улучшением слуха и понимания.
Мотивация и желание пациента — залог успеха!
Слуховые тренировки незаменимы для людей, которые только начинают носить слуховой аппарат. В этот период человек учится заново слышать мир, ему необходимо привыкнуть к новому звучанию, вспомнить давно забытые звуки и научиться различать их. Поэтому приветствуется любая мотивация для успешного и быстрого прохождения периода адаптации. Когнитивные тренировки станут отличным инструментом в этом деле.
Согласие пациента на когнитивные тренировки предполагает его готовность на активное сотрудничество во всех мероприятиях, предлагаемых врачом. Именно активное осознанное участие пациента в тренингах и его желание получить результат играют ключевую роль. Одной из возможных проблем, особенно для пожилых людей, может стать страх и неуверенность в пользовании компьютером и другими современными гаджетами. В этом случае задача врача на личном приеме объяснить пациенту и его родственникам важность занятий, развеять его сомнения, убедить в необходимости занятий. Чем больше будет сам пациент заинтересован в успешности обучения, тем выше будет и его результат.
Хорошим приемом будет сочетание самостоятельной когнитивной тренировки пациента с помощью информационных технологий и классической личной встречи с врачом, на которой последний сможет оценить результаты, обсудить трудности, с которыми сталкивается пациент, скорректировать задания и тесты, проверить настройки слухового аппарата и при необходимости изменить их.
Помощник для школьников
Наряду с компьютерными тренингами используются и методы, основанные на невербальной терапии. Пациенты учатся различать похожие звуки, распознавать шумы, что в результате улучшает понимание речи. Примером для такого тренинга является прибор Brain-Boy фирмы MediTECH. Он применяется для улучшения восприятия речи у детей с проблемами чтения и письма (дислексией). Заучивание правил орфографии неэффективно, если ребенок, к примеру, не может различить в шумном классе звуки [d] и [g]. В этом случае решение и предлагает Brain-Boy. Прибор позволяет в игровой форме тренировать важнейшие базовые навыки распознавания звуков и фонем, что положительно сказывается на понимании прочитанного и услышанного, а следовательно, повышает успешность обучения чтению и письму в целом.
Вместе эффективнее
Одним из обязательных условий успешной адаптации пациента к слуховому аппарату является его вовлеченность в общественную жизнь. Специалисты рекомендуют постепенное увеличение времени ношения устройства и простые упражнения, которые помогут научиться слышать мир вокруг. Например, сидя в парке на скамейке, стараться понимать направление звука и его источник, прислушиваться к различным шумам, концентрироваться и выделять одни звуки на фоне других и т. д. Это, несомненно, необходимые и важные навыки, однако без дополнительных когнитивных тренировок на основе информационных технологий их эффект будет ниже, считают исследователи. Ведь главное отличие когнитивных тренировок от повседневной социальной активности состоит в том, что их структура четко продумана, они рассчитаны на определенную продолжительность и частоту занятий, постоянство и регулярность действий. Таким образом, комбинация всех методов реабилитации, в том числе с использованием когнитивных тренировок, позволят пациентам добиться гораздо больших результатов, улучшить слух и понимание речи, облегчить коммуникацию, тем самым заметно повысив качество жизни. При этом не стоит забывать, что когнитивная тренировка — действенный инструмент профилактики для активности мозга, который будет полезен всем людям, независимо от того, имеют они нарушения слуха или нет.
Тренировка мозга и слуха — это действительно нужный и важный этап реабилитации пациентов с нарушениями слуха. Одним из популярных приложений для мобильных устройств является LACE, разработанное американскими аудиологами. Оно позволяет переобучить мозг воспринимать речь в сложных акустических ситуациях. Например, выполняя задания из приложения на своем смартфоне, можно научиться слышать на 40% лучше, даже находясь в шумном ресторане или участвуя в общении сразу с несколькими собеседниками.
Также можно отметить Lumosity: это онлайн-программа c играми, которые помогают развивать память, внимание, когнитивную гибкость, скорость вычислений и решения проблем.
Благодаря новым технологиям, приложениям для смартфонов, подобным LACE или BrainHQ, слабослышащие люди могут регулярно тренироваться, выполняя упражнения, открывать новые возможности своего организма, прокачивать мозг и улучшать слух.
Компания «Аурика» тоже не остается в стороне от современных трендов, считая это направление весьма перспективным. Поэтому в настоящее время наши специалисты трудятся над разработкой российского приложения, позволяющего тренировать слух, а также следить за общим состоянием слуха.
Материал подготовлен на основе статьи из журнала Hörakustik, 3/2020
Директор по маркетингу компании «Аурика», к. т. н., MBA, Николай Пученков.