Для лечения пациентов с СЛК используют противоэпилептические препараты — бензодиазепины и стероиды. Детям с СЛК и поведенческими нарушениями по типу СДВГ назначают препараты центрального действия. Описан эффект монотерапии внутривенным вливанием иммуноглобулина как начального этапа лечения.
Главный упор в реабилитации должен быть сделать на качество жизни пациента и его семьи. Важную роль в реабилитации детей с СЛК играет принятие родителями диагноза ребенка и переход ребенка и его окружения на визуальные формы языка, в частности, на язык жестов. Такая альтернатива устной речи чаще всего положительно принимается родственниками пациента для поддержания коммуникации с ним, однако некоторое предубеждение против жестового языка как части культуры глухих еще можно встретить. В таких случаях я советую родителям прочитать рассказ «И все‑таки наш…» великого американского писателя Рэя Бредбери. Это фантастическая история о семье, в которой из-за ошибки «родильной машины» на свет появился не ребенок, а голубая пирамидка, и о том, как долго и мучительно родители шли к принятию ситуации.
Одновременно с обучением языку жестов должна проводиться и тренировка слуха. Perez и Davidoff описали мальчика с СЛК, который заболел в возрасте 3 лет 6 месяцев. Его владение языком жестов оценили в возрасте 13 лет 6 месяцев и сравнили с ребенком контрольной группы с врожденной нейросенсорной глухотой. Было обнаружено, что: (1) пациент достиг того же уровня владения языком жестов, что и ребенок из контрольной группы с глухотой; (2) обучение языку жестов не конкурировало с восстановлением разговорной речи, а, возможно, даже ускорило его. Сохраненная способность изучать новый лингвистический код, каким является язык жестов, безусловно, способствует сохранению коммуникации ребенка с окружающим миром.
Положительный эффект оказывает и регулярное прослушивание ребенком классической музыки. Реабилитационные и лечебные мероприятия должны постоянно корректироваться, так как ситуация меняется с течением времени.
Прогноз при СЛК по эпилепсии хороший, и у большинства пациентов при приеме противоэпилептических препаратов приступы прекращаются, и ЭЭГ нормализуется к 15 годам. Общий интеллект обычно сохраняется. По языковым нарушениям прогноз менее радужный. Только 1/3 пациентов достигают к подростковому возрасту нормального или почти нормального уровня речевого развития. Еще у 1/3 пациентов остаются языковые трудности умеренной степени. У остальных детей речь может не восстановиться.
Плохими прогностическими факторами считаются раннее начало заболевания, длительный анамнез эпиприступов и позднее начало лечения и реабилитации.Таким образом, при обследовании ребенка с задержкой психоречевого развития врач сурдолог должен обратить внимание на следующие факты:
- предшествующее нормальное речевое развитие ребенка;
- внезапная или быстрая потеря речевых навыков;
- изменение поведения по типу СДВГ или РАС;
- отсутствие патологии на МРТ головного мозга;
нормальные показатели объективных методов исследования слуха.
В такой ситуации нужно рекомендовать провести полноценный ночной видео ЭЭГ-мониторинг (а не 20 минутную ЭЭГ) для выявления эпиактивности в состоянии сна и консультацию генетика. При контактности ребенка нужно проверить понимание им языка бытовых жестов. Следует помнить, что стандартный набор объективных методов исследования слуха не может оценить состояние центральных отделов слухового анализатора.