Проект «Жизнь других. Всё о слухе» встречает солнечный Узбекистан. Узнаем, как организована сурдологическая служба в стране, каких успехов удалось добиться за последние годы, в чем трудности проведения аудиологического скрининга и многое другое. А поможет нам в этом врач аудиолог и вестибулолог высшей категории, кандидат медицинских наук Наргиза Каримова.

Наргиза Каримова, врач аудиолог и вестибулолог высшей категории, кандидат медицинских наук
Есть ли данные о количестве слабослышащих в Узбекистане? Как население в целом относится к проблеме слуха и слухопротезированию?
Детальная статистика по проблеме тугоухости, к сожалению, недоступна. Но исходя из мировой статистики, согласно которой на 1000 новорожденных приходится 1‑2 ребенка с нарушением слуха, а в Узбекистане высокая рождаемость (до 900 тысяч родов год), то только на врожденные и наследственные формы тугоухости приходится до 900 детей в год. При этом не забываем добавить к данной статистике случаи «гентамициновой глухоты», высокий процент родственных браков в нашей стране и инфекционных заболеваний.
Что касается пожилых людей и возрастного снижения слуха, бесспорно, это проблема не теряет актуальности. Особо стоит отметить, что в последние годы среди пожилого населения растет сознательный подход к процессу слухопротезирования, ломаются стереотипы, появляется желание лучше слышать. В том числе это связано с появлением все более качественных цифровых и доступных слуховых аппаратов. Это реально радует. Мне легко сравнивать, потому как в области сурдологии я работаю уже более 20 лет. Ведь самое сложное для пациентов с нарушениями слуха принять проблему, и долгое время многие люди воспринимали ношение слуховых аппаратов очень негативно.
Какое количество центров слухопротезирования действуют в стране на сегодняшний день?
На сегодняшний день в Узбекистане работает более 40 центров слухопротезирования. Как правило, они располагаются на базе представительств фирм — производителей средств электроакустической коррекции слуха. Часть из них предлагают не только услуги по диагностике, слухопротезированию населения в регионах, но и обучение специалистов на местах.
Каковы данные о количестве практикующих врачей сурдологов?
Стоит отметить, что с развитием и внедрением компьютерных технологий интерес к практической сурдологии возрос втрое, в такой же арифметической прогрессии пополняются и ряды сурдологов. На самом деле, область сурдологии очень многогранная и сложная. Она вбирает в себя элементы таких фундаментальных наук, как физика, биофизика, химия, психоакустика, линвистика, что делает ее сложной и в то же время очень интересной. Тем не менее острая нехватка сурдологов сохраняется, особенно в регионах. Если, к примеру, в Ташкенте в настоящее время уже можно насчитать более 20 практикующих врачей, то в областях это 2‑3 человека на весь регион. Бесспорно, это очень мало.
Как обстоят дела с профессиональной подготовкой сурдологов? Где учат этой специальности, кто и каким образом может ее получить?
На сегодняшний день в Узбекистане сертификат сурдолога можно официально получить, пройдя двухмесячные курсы по дисциплине «Сурдология» при Центре повышения квалификации медицинских специалистов. Также сейчас открылись курсы и при НИИ оториноларинголгии, патологии головы и шеи. Кроме того, уже пять лет существует моя Школа аудиологии, вестибулологии и посткохлеарной реабилитации, где обучение проводится с акцентом на практические навыки. Так, к примеру, ко мне в центр приезжают специалисты из Киргизии, Казахстана, даже была врач из Краснодара. Теоретические знания — это первый этап, но практика — более сложный и ответственный момент. Особенно это касается методов объективной диагностики детей, таких как КСВП. Она требует терпения, педантизма и навыков. Также радует, что интерес к обучению проявляют наши речевые терапевты — сурдопедагоги. Конечно, работать с глухими детьми, проводить слухоречевую реабилитацию без основ сурдологии практически невозможно, и это неправильно.
Как вы оцениваете потребность населения в услугах по слухопротезированию и слухоречевой реабилитации пациентов? Увеличивается ли спрос на слуховые аппараты, кохлеарные импланты?
Отвечая на этот вопрос, в первую очередь хочу отметить роль государства в реализации очень эффективных программ по обеспечению населения средствами ЭАК (электроакустической коррекции). Так, к примеру, с прошлого года по государственной квоте и по тендеру было выделено до 10 тысяч слуховых аппаратов, которые бесплатно могут получить нуждающиеся в них дети и взрослые. Причем это цифровые программируемые аппараты. В течение трех лет 11 тысяч слуховых аппаратов было выделено для протезирования детей — воспитанников специализированных интернатов. Это был глобальный проект от фонда ZAMIN. Нужно отметить, что с каждым годом государство уделяет больше внимания проблеме слуха и оказывает финансирование на средства ЭАК.
Что касается кохлеарной имплантации, в этом вопросе я не могу скрыть свои «профессиональные эмоции». Я как специалист стояла у истоков, когда в начале 2000‑х годов в нашей стране были проведены первые частные кохлеарные имплантации, это были единичные случаи. Но о том, что так скоро наступит эра государственной программы КИ, я даже и не мечтала. С 2014 года в Узбекистане начались проводить КИ детям до 5 лет бесплатно. Лично я была переполнена профессиональной гордости и считаю, что наличие государственной программы на кохлеарной имплантации детей — это показатель развития страны как в экономическом, так и в медицинском плане. Более того, радует, что с каждым годом увеличивается количество предоставляемых имплантов, и на сегодняшний день более 3,5 тысяч детей проимплантированы в Узбекистане за счет государственных средств.
Какова эффективность универсального аудиологического скрининга новорожденных и детей первого года в Узбекистане? Как давно он внедрен? Есть ли данные о его результатах?
Аудиологический скрининг — самый щепетильный момент во всем процессе становления сурдологической помощи в Узбекистане. Я достаточно смелый человек в своих позициях и признаюсь: мы переживаем все те же «шоковые» этапы, как и другие страны. Аудиологический скрининг впервые начали внедрять с принятием государственной программы по кохлеарной имплантации в 2014 году. Несколько лет назад, будучи модератором скрининговой программы, я детально изучала этот вопрос. Ведь даже в развитых странах он неидеален, и статус «универсального» признан лишь, скажем, в Германии, Японии и Польше. Вопрос универсальности очень сложен в стране, где такая высокая рождаемость. Это один из факторов, когда очень сложно всех охватить скринингом. Этап проверки слуха новорожденных в родильных домах самый сложный, трудоемкий, как в организации самого процесса, так и в исполнении на месте. Тем не менее в нашем государстве аудиологический скрининг в родильных отделениях проводится во многих регионах. Его осуществляет медсестринский состав под чутким контролем неонатолога. В процессе реализации скрининга возникает ряд проблем, ведь процесс требует больших инвестиций, причем не только на закупку оборудования, но и на кадровые, образовательные нужды, техническую поддержку, а также на содержание трэкинг-центра. Данная проблема носит больше политический и экономический характер, но очень надеюсь, что наше государство пересмотрит концепцию аудиологического скринига в Узбекистане, внесет коррективы, для того чтобы он стал более эффективным.
Нет комментариев