Эксперты

Виктор Пудов: Интерес к аудиологии не угасает до сих пор

Взаимная поддержка, сплоченность, общие интересы и цели и, конечно, любовь и уважение. Без этих вводных в командной игре не обойтись. Но в этой статье речь пойдет не о спорте, а о верности профессии, которая объединила и без того близких людей в одну команду профессионалов. В год семьи, объявленный в нашей стране президентом, мы решили рассказать о капитане этой команды, человеке, ставшем примером не только для своих детей, но и для большого числа молодых специалистов, занимающихся настройкой кохлеарных имплантов. Почти 30 лет Виктор Иванович Пудов посвятил изучению принципов кохлеарной имплантации и совершенствованию ее результатов. Необычайная увлеченность аудиологией передалась и детям, и сегодня все вместе они продолжают одно большое и важное дело — помощь людям с нарушениями слуха.

— Сегодня ваша семья — пример верности и любви профессии. На различных научно-­практических мероприятиях по сурдологии вас часто можно видеть в компании дочери и сына, которые также связали свою жизнь с помощью людям с нарушениями слуха. Могли бы вы подумать в начале своего профессионального пути, что ваш пример станет заразителен и для детей? Чем вашу семью так зацепила сурдология?

— Пятьдесят лет назад волею случая после окончания института я оказался в Ленинградском (ныне Санкт-­Петербургском) НИИ уха, горла, носа и речи. И, надо сказать, что я ни разу об этом не пожалел и даже горжусь своей специальностью. Я благодарен моим учителям Александру Семеновичу Розенблюму, Ефиму Михайловичу Цирульникову, Анатолию Игнатьевичу Лоаотко. Они привили мне глубокий интерес к этой удивительной области знаний — аудиологии, который до сих пор не угасает. Возможно, что эта моя необычайная увлеченность аудиологией передалась и моим детям, но каждый из них самостоятельно выбрал свою профессию: дочка Ольга — сурдопедагог, а сын Николай — инженер, но все мы работаем в одной области и в одном направлении по кохлеарной имплантации. У каждого из нас свои интересы в этом направлением, но нас объединяет общая идея, что позволяет нам решать многие вопросы в области кохлеарной имплантации не только на работе, но и в часы семейного досуга. Я рад, что мои дети тоже увлеклись аудиологией, и горжусь, что они заслужили признание в этой области.

— Для многих семей, где есть дети с тяжелыми нарушениями слуха, надеждой на благополучное будущее ребенка является кохлеарная имплантация. Конечно, операция сама по себе не решает проблему слуха и, главное, возможности полноценного общения, развития речи. После КИ наступает самый важный этап — слухоречевая реабилитация. Какова ваша роль в этом процессе? Какие сложности и нюансы могут возникнуть на этапе настройки речевых процессоров? На что стоит обращать внимание специалистам по настройке?

— В системе мероприятий по кохлеарной имплантации все три составляющие — операция, настройка и реабилитация — являются чрезвычайно важными, и некачественное выполнение одного из этапов существенно отражается на общем результате. Работа специалистов в области кохлеарной имплантации — это работа единой команды, в которой каждый специалист отвечает за свою область, но хорошо знает, как были выполнены другие этапы работы.

Я занимаюсь настройкой речевых процессоров, но я должен знать все нюансы, которые были на этапе предоперационного обследования, особенности проведения операции. Мне нужно понимать, какие трудности возникают в процессе слухоречевой реабилитации, чтобы учесть это при настройке процессора. Каждая настройка требует индивидуального творческого подхода. Поэтому трудно дать единые рекомендации по настройке, поскольку для каждого ребенка требуется свой индивидуальный подход с учетом его исходных данных, анамнеза и психологических особенностей. При настройке речевого процессора необходимо оценивать не только поведенческие реакции, но и обязательно учитывать все индивидуальные особенности развития ребенка.

— Вас называют пионером настройки систем кохлеарной имплантации. Учитывая ваш огромный многолетний опыт в этой сфере, расскажите, изменились ли за эти годы подходы к настройке КИ? Какие технологии, появившиеся в последнее время, вы считаете наиболее эффективными и полезными с практической точки зрения для пользователей?

— Я работаю в области кохлеарной имплантации с 1997 года. За это время произошли значительные изменения в этой сфере, хотя все еще остается много нерешенных задач. Когда мы начинали, еще не было вспомогательных методов по настройке речевых процессоров. Тогда мы с сотрудниками института впервые использовали регистрации стапедиального рефлекса для настройки речевых процессоров у маленьких детей. Это был существенный прогресс в области объективной настройки речевых процессоров. Сегодня арсенал объективных методов существенно расширился: это регистрация нервного ответа и слуховые вызванные потенциалы, однако точность этих методов не удовлетворяет современным потребностям. Сейчас большие надежды возлагаются на использование искусственного интеллекта, метод который разрабатывается в нашем институте. По предварительным результатам, искусственный интеллект на основе изучения индивидуальной чувствительности слухового нерва с большой точностью позволяет прогнозировать оптимальную настройку параметров речевого процессора.

— Безусловно, одним из главных критериев корректной настройки слухового аппарата или речевого процессора является разборчивость речи. А насколько, по вашему мнению, для слабослышащего ребенка важно различать неречевые звуки? Как настройка системы КИ влияет на формирование и развитие физического и функционального слуха у ребенка, на работу мозга и общее психоэмоциональное состояние пациента?

— Конечно, речь является самым важным вопросом во всей кохлеарной имплантации. Но речь не возникает сама по себе и сразу после кохлеарной имплантации. Необходимым условием для развития устной речи являются адекватная настройка речевого процессора и длительная целенаправленная слухоречевая реабилитация. У всех детей с нормальным слухом и детей после кохлеарной имплантации формирование устной речи проходит последовательно в несколько этапов. Первоначально ребенок должен научиться понимать обращенную речь и только уже следующим этапом формируется сама устная речь. Обучение различению окружающих звуков по высоте и громкости является первым шагом в формировании слуховой области коры мозга и развитии способности выделения речи из потока звуковой информации. Развитие понимания обращенной устной речи, а в дальнейшем способность выражать речью свои потребности отражается на психоэмоциональном развитии ребенка и снимает психоэмоциональное напряжение.

— Преимущества бинаурального слуха очевидны. Тем не менее в каких случаях ребенку будет достаточно одного импланта? В чем могут быть сложности билатеральной кохлеарной имплантации?

— Бинауральный слух имеет важное значение не столько для локализации источника звука, сколько при восприятии речи в шуме и многопоточности слуховой информации. Именно эти факторы являются существенными в повседневной жизни ребенка. Однако я не являюсь большим сторонником билатеральной кохлеарной имплантации, здесь должен быть дифференцированный подход. У части детей имеются достаточные остатки слуха для использования слухового аппарата. По данным зарубежной литературы, использование слухового аппарата на лучше слышащее ухо совместно с имплантом на хуже слышащее ухо является более предпочтительным. При низком уровне остаточного слуха, безусловно, следует рекомендовать двухстороннюю имплантацию. Настройка двух имплантов должна включать балансировку двух ушей, что представляет значительную трудность у маленьких детей.

— Как руководитель программы реабилитации после КИ в Санкт-­Петербургском НИИ уха, горла, носа и речи расскажите, какие критерии, кроме медицинских, учитываются при отборе кандидатов на кохлеарную имплантацию? Как происходит оценка социальных, психологических факторов? Как понять, что семья, которая настаивает на проведении кохлеарной операции ребенку, впоследствии сможет обеспечить ему полноценную слухоречевую реабилитацию? Ведь не секрет, что в отдаленных регионах бывает очень непросто найти даже грамотного сурдопедагога, умеющего работать с такими детьми. В итоге получается, что дорогостоящая операция не приносит должного результата…

— Право на бесплатную высокотехнологичную помощь имеют все граждане России, и отказать мы можем только по медицинским показаниям, когда достоверно знаем о неэффективности кохлеарной имплантации. Сопутствующим фактором в повышении ее эффективности является наличие специалистов по реабилитации по месту жительства и активное участие членов семьи в этом процессе. Однако мы имеем множество примеров, когда даже при отсутствии нужных специалистов родители сами берут эту роль на себя и добиваются поразительных успехов. Но даже при наличии квалифицированных специалистов ведущая роль в слухоречевом развитии ребенка принадлежит семье. Поэтому наша задача как можно раньше вовлечь семью в этот непростой и длительный процесс слухоречевой реабилитации.

— Обмен опытом, постоянное обучение и профессиональное развитие — важные составляющие в любом деле. В сурдологии без взаимодействия различных специалистов вообще не обойтись. Находите ли возможность участвовать в образовательных мероприятиях по своему профилю? Учитесь ли сами, учите ли других? Какие научно-­исследовательские темы интересуют вас в настоящее время?

— Для того чтобы успевать в ногу со временем (несмотря на мой возраст), я регулярно знакомлюсь с достижениями в области кохлеарной имплантации из литературных источников и на интернет-­ресурсах. Я с удовольствием делюсь своим многолетним опытом и мировыми достижениями с коллегами по работе и начинающими специалистами. Много дополнительной полезной информации я получаю при общении с коллегами из разных регионов. Доказательством моей успешной работы в области кохлеарной имплантации являются многочисленные благодарности от родителей детей с КИ.

Хотя результаты кохлеарной имплантации поражают мое воображение, на самом деле, остается много нерешенных задач. Мои интересы в настоящее время сосредоточены на особенностях слухового восприятия у пациентов с кохлеарными имплантами. Знаменательно, что моя последняя публикация «Слуховое восприятие при кохлеарной имплантации» в журнале «Сенсорные системы» была целиком переведена и опубликована в международном журнале «Neuroscience».

— Возвращаясь к теме семьи, что, кроме сурдологии, объединяет вас? Есть ли какие‑то семейные традиции? Что любите делать вместе, как проводите время, когда собираетесь семейным кругом?

— У нас, конечно же, есть давние семейные традиции, которые возникли благодаря неутомимой внутренней энергии моей жены Валентины, которой, к сожалению, уже давно нет с нами, но мы продолжаем эти традиции. Все праздники мы отмечаем в кругу семьи вместе со всеми родственниками и друзьями (не менее 20 человек). Есть поговорка «Кто как работает, тот так и отдыхает». Наверное, по этой причине все родственники любят собираться у нас дома, поскольку все праздники у нас проходят очень активно и весело. В узком семейном кругу, конечно, не обходится без обсуждения наших общих рабочих вопросов и планов на будущее.

— Так вышло, что, волею судьбы именно в вашей большой и дружной семье появился малыш с нарушениями слуха… Для родителей и близких людей всегда непросто принять такую новость. Но, лично пройдя через это, а также видя сотни детей, которые благодаря КИ получили шанс на полноценную жизнь, что бы вы пожелали семьям, где воспитываются слабослышащие дети?

— Да, к сожалению, от этого никто не застрахован. У моей племянницы родился глухой ребенок. Родители долго не хотели в это поверить, и только благодаря настойчивости со стороны нашей семьи ребенку была проведена кохлеарная имплантация, правда, с некоторым опозданием — только в 3 года. При этом, несмотря на наше активное участие, речевое развитие Степана продвигалось крайне медленно, что ставило под сомнение его обучение в массовой школе. И только после того как к процессу реабилитации активно подключились сами родителя, наметился существенный прогресс в речевом развитии мальчика. Сейчас Степан успешно учится в шестом классе в общем потоке массовой школы. Уровень его речевого развития и словарный запас практически не отличаются от нормально слышащих сверстников.

Этот случай из нашей личной жизни является достаточно типичным для многих семей, в которых родился глухотой ребенок. Прежде всего, глухота — это не приговор. Современный уровень развития медицины и техники позволяют справиться с этой проблемой. Но для этого нужно обязательно выполнить три условия. Во-первых, как можно раньше выявить проблемы со слухом у ребенка. Сейчас благодаря аудиологическому скринингу это можно сделать уже в первый месяц жизни ребенка. Во-вторых, в соответствии со степенью снижения слуха определить способ компенсации потери слуха — слуховой аппарат или кохлеарная имплантация. И третье, крайне важное, условие — это слухоречевая реабилитация с обязательным участием всех членов семьи ребенка. Выполнение этих условий при непременном активном участии семьи обеспечат не только полноценное слухоречевое, но и интеллектуальное развитие ребенка, зачастую превосходящее по своим возможностям уровень многих нормально слышащих сверстников.+

Николай Пудов, аудиолог

Выбор профессии — это важное решение, которое часто формируется под влиянием близких людей, их опыта и мудрости. В моем случае отец сыграл ключевую роль в формировании моего интереса к науке и, в частности, к физиологии слуха. С самого детства я очень много времени проводил в ЛОР НИИ, в студенчестве, к примеру, писал диплом про усовершенствование аудиометра АП‑02.

Сейчас мне реже приходится работать вместе с отцом, но каждый раз, когда это происходит, я открываю для себя что‑то новое. Несмотря на то, что я уже обладаю значительным опытом в своей области, совместная работа с отцом всегда приносит ценные знания, особенно в области настройки кохлеарных имплантов и тонкостей физиологии слуха. Его опыт и понимание этой сложной темы по-прежнему превосходят мои, и я с благодарностью перенимаю его мудрость.

Одна из самых ценных вещей, которые я получил от отца, — это его знания. Папа всегда подчеркивал важность постоянного обучения и того, что нет предела познанию. Он говорит, что области знаний постоянно пересекаются, и глубокое понимание одной дисциплины может улучшить понимание другой. Это убеждение стало моим профессиональным кредо, побуждая меня постоянно расширять свои горизонты и изучать смежные темы.

Мой отец — это не только источник знаний, но и пример того, как можно сочетать профессиональную страсть с заботой о семье. Даже сейчас, когда у него появляется свободное время, он посвящает его своим внукам, продолжая традицию семейного обучения.

Ольга Зонтова, сурдопедагог

Папа — мой учитель, который привел меня в профессию, мой лучший коллега, мой руководитель, мой друг и супервизор. Лучший отец, мудрейший учитель, отзывчивый товарищ. Он всегда готов делиться опытом, никогда не откажет в помощи и всегда старается быть объективным. Очень ценю это с детства и люблю!

С одной стороны, он чрезмерно строг к нам — своим близким. Но зато мы точно знаем, что его критика — это забота и стремление сделать нас лучше, помочь нам расти и идти вперед. Папа всегда готов подставить плечо, дать совет, подбодрить или просто выслушать. Именно это и помогает в работе, именно поэтому мы всегда идем вперед, следуя папиным советам, — под его четким и опытным руководством.

Коллеги уважают его опыт и профессионализм. Он, как живая энциклопедия в нашем коллективе, всегда готов помочь, подсказать и поделиться знаниями. Молодые специалисты к нему тянутся, так как он терпелив и внимателен к их вопросам. Он и сам получает удовольствие, когда что‑то рассказывает, объясняет.

Он научил меня главному — быть Человеком. Теперь так живу, так чувствую и других учу — жить по собственным внутренним законам. Передала это своему сыну, воспитываю каждого своего пациента с этой установкой. Делать хорошо и получать удовольствие!

В общем, работать с папой и братом — это как играть в командной игре, где все цели едины, а победа слаще от того, что ты ее достигаешь вместе с самыми близкими людьми!

Фотограф проекта «Персона номера» — Виктор Сергин.

  1. Зухра

    28.11.2024

    Хотелось бы сказать огромное спасибо Виктору Ивановичу. Низкий поклон Вам. Вы не только профессионал. Вы человек, который своим человечным отношением к работе, к детям и родителям не можете никого оставить равнодушным. Я так благодарна, что в свой твой трудный период жизни встретила такого человека и профессионала как Вы. Очень жаль, что давно не можем с сыном попасть к Вам на настройки. Но каждый раз вспоминаю Вас и прошу у Всевышнего Вам крепкого здоровья. Спасибо за всё. Вы сумели дать нам надежду и уверенность. С большим уважением, мама Шадиева Кемрана Тамерлановича.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года № 152-Ф3 "О персональных данных"