С 1996 года в России введен обязательный аудиологический скрининг новорожденных и детей первого года жизни. С тех пор эффективность диагностики нарушений слуха у детей в раннем возрасте удалось существенно повысить. Однако работа в этом направлении продолжается. В июне коллектив авторов ФГБУ НМИЦО ФМБА России представил новое учебное пособие, которое дает современные рекомендации проведения аудиологического скрининга детей.
В последние годы неуклонно растет численность населения с патологией органа слуха. Сохраняющаяся тенденция роста числа больных с сенсоневральной тугоухостью показывает необходимость дальнейшего совершенствования организации аудиологического скрининга новорожденных и детей первого года жизни.
В настоящее время, согласно официальным данным ВОЗ, в мире насчитывается 466 миллионов человек с инвалидизирующей потерей слуха, из них 34 миллиона — дети (под инвалидизирующей потерей слуха понимают снижение слуха более чем на 30 дБ); в общей сложности около 165 миллионов людей живет с полной потерей слуха. Согласно оценкам ВОЗ, к 2050 году более 900 млн человек будут страдать от инвалидизирующей потери слуха.
Сложилась и сохраняется устойчивая тенденция существенного роста частоты нарушений слуха различного генеза. За пятилетний период число лиц с тугоухостью увеличилось более чем на 100 млн человек среди взрослого населения и более чем на 2 млн детей.
Считается, что на каждые 1000 физиологических родов приходится рождение одного ребенка с нарушенным слухом, однако интересный факт, что из 1000 новорожденных, нуждающихся в интенсивной терапии, у 20–40 детей имеются глухота или выраженные нарушения слуха. Частота встречаемости детей с нарушением слуха велика и у недоношенных детей с массой тела при рождении менее 2000 г она составляет около 15 детей на 1000 новорожденных.
Отсутствие или недостаточность объемов своевременной диагностики нарушений слуха у таких больных, особенно у детей, ведет к развитию сенсорной депривации и, вследствие этого, к инвалидизации больных. Ограничения способности к общению в дальнейшем ведут к снижению полноценной активности в трудовой и социальной деятельности, негативно сказываются на структуре личности людей со сниженным слухом.
Под скринингом слуха принято понимать универсальное исследование состояния слухового анализатора, которое направлено на выявление изменений слуха в популяции. Универсальный аудиологический скрининг новорожденных и детей первого года жизни проводится в России с 1996 года, а с 2006 года благодаря разработке новых методов диагностики и техническому оснащению службы родовспоможения, амбулаторно-поликлинических учреждений, сурдологических кабинетов/центров скрининг получил более массовое распространение с использованием объективных методик.
Активное внедрение программы универсального аудиологического скрининга новорожденных и детей первого года жизни с применением современного аудиологического оборудования на территории России в 2008 году стало возможным благодаря активному участию директора ФГБУ НМИЦО ФМБА России Николая Аркадьевича Дайхеса и президента Национальной медицинской ассоциации оториноларингологов Юрия Константиновича Янова.
Дальнейшее совершенствование программы аудиологического скрининга новорожденных и детей первого года жизни, в том числе недоношенных с различным сроком гестации, в настоящее время осуществляется специалистами ФГБУ НМИЦО ФМБА России совместно со специалистами Санкт-Петербургского научно-исследовательского института уха, горла, носа и речи Минздрава РФ под руководством главного научного сотрудника НКО аудиологии, слухопротезирования и слухоречевой реабилитации ФГБУ НМИЦО ФМБА России профессора Якова Михайловича Сапожникова.
Проведение аудиологического скрининга обеспечивает возможность раннего выявления и своевременной реабилитации детей с нарушениями слуха. Современный алгоритм скрининга новорожденных является двухэтапным и состоит из проведения объективных аудиологических исследований — регистрации отоакустической эмиссии (1-й этап) и комплексного аудиологического обследования слуха (2-й этап). Регистрацию отоакустической эмиссии проводят в учреждениях родовспоможения, в отделениях патологии новорожденных начиная с первых дней жизни ребенка, и при наличии факторов риска или в случае отсутствия регистрации ответа от волосковых клеток — в более поздние сроки в амбулаторно-поликлинических учреждениях. Второй этап скрининга проводится в сурдологическом кабинете или центре, выполняется специалистами (врачами сурдологами-оториноларингологами) и включает в себя регистрацию отоакустической эмиссии, проведение акустической импедансометрии и регистрацию слуховых вызванных потенциалов различных классов. Эти обследования являются наиболее информативными, позволяют оценить состояние среднего и внутреннего уха, а итогом комплексного обследования является определение порогов слышимости.
В июне 2022 года издательской группой «ГЭОТАР-Медия» опубликовано учебное пособие, разработанное коллективом авторов ФГБУ НМИЦО ФМБА России, где представлены современные рекомендации по проведению универсального двухэтапного аудиологического скрининга новорожденных, в том числе недоношенных с различным сроком гестации, и детей первого года жизни путем регистрации отоакустической эмиссии и различных классов слуховых вызванных потенциалов.