Одна из наиболее частых жалоб, с которыми пациенты старшего возраста обращаются к врачу сурдологу, — проблема с разборчивостью речи. Отчасти она может быть связана с тугоухостью. Однако возможны и другие причины: например, центральные слуховые расстройства. В этом случае даже самый современный слуховой аппарат лишь компенсирует дефицит слуха, но не устранит проблемы центральной слуховой обработки. Повысить разборчивость речи пациентам с ЦСР помогут слуховые тренировки. В лаборатории слуха и речи НИЦ ПСПбГМУ им. акад. И. П. Павлова разработана специальная программа для комплексной диагностики нарушений слуха и проведения занятий по тренировке речевого слуха и когнитивных функций. Подробнее о ней, а также о других направлениях работы читайте в материале заведующей сурдологопедическим кабинетом лаборатории слуха и речи Софьи Вихниной.
Наука для практики
Основным направлением работы лаборатории слуха и речи является научная деятельность. Большой поток пациентов, а это примерно 4000 человек ежегодно, создает благоприятную базу для научной работы. На сегодняшний день в лаборатории слуха и речи ведутся исследования по различным направлениям. Основным из них является тема госзадания: «Новый метод реабилитации пациентов с нарушениями слуха на основе междисциплинарного подхода». Данная тема объединяет группу исследований, посвященных слухоречевой реабилитации как детей, так и взрослых. Диагностический фрагмент работы включает психоакустическое тестирование с привлечением объективных методик, а также анкетирование, логопедическое обследование. С учетом возрастных характеристик, аудиологического профиля, когнитивного статуса, результатов психоневрологического и сурдопедагогического обследования для каждого пациента составляется «паспорт слабослышащего» и формируется индивидуальный план слуховой тренировки с привлечением метакогнитивных стратегий.
Также специалистами лаборатории слуха и речи разработана компьютерная программа для комплексной диагностики нарушений слуха и проведения занятий по тренировке речевого слуха и когнитивных функций. С ее помощью можно диагностировать нарушения центральной слуховой обработки и с учетом выявленного слухового дефицита проводить комплексную реабилитацию пациентов с тугоухостью, в том числе в процессе слухопротезирования, для улучшения коммуникативных навыков (получено свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2024666740 от 16.07.2024). Предполагается, что новый метод реабилитации, основанный на возможности реорганизации коры головного мозга и ускорения нейрональной передачи в ответ на акустическую стимуляцию и тренировку познавательных способностей, позволит добиться улучшения разборчивости речи, в том числе в сложных акустических ситуациях, коррекции высших мозговых функций и повышения качества жизни.
Кроме того, в круг научных интересов наших сотрудников входят исследования по влиянию цитомегаловирусной инфекции на слуховую систему, профилактике воздействия ототоксических препаратов у онкологических больных, проблеме ушного шума и другие. Проводится уникальная работа с архивным материалом в рамках изучения истории отечественной оториноларингологии.
Центральные слуховые расстройства: слышу, но не понимаю
Термином «центральные слуховые расстройства» (ЦСР) принято обозначать нарушение процессов обработки звуковой информации в центральной нервной системе от слуховых ядер ствола мозга до коры.
Разборчивость речи — сложный процесс, который подразумевает нормальное функционирование не только периферического, но в большей степени центральных отделов слуховой системы. Именно в центральных отделах слухового анализатора осуществляются такие важные процессы, как локализация, латерализация звуков, распознавание слуховых образов и временных аспектов слушания. Все эти процессы необходимы для разборчивости и понимания речи. При этом именно снижение разборчивости речи является наиболее частой жалобой у пациентов, которые обращаются к сурдологу-оториноларингологу, так как это в конечном счете приводит к социальной изоляции человека.
Как правило, в основном проблемы с разборчивостью речи встречаются у пациентов старших возрастных групп, однако они могут возникать в любом возрасте. К наиболее частым проявлениям центральных слуховых расстройств относится снижение разборчивости речи в шуме и в условиях многоголосья, при быстрой речи, в разговоре по телефону, при просмотре телевизора. Часто пациенты жалуются на то, что перестали разбирать речь актеров в театре и слышать музыку. В случае подбора слухового аппарата пациенту, у которого наряду с периферическим снижением слуха присутствуют ЦСР, результат слухопротезирования, как правило, не является удовлетворительным. Слуховой аппарат компенсирует дефицит слуха, но не проблемы центральной слуховой обработки. По этой причине аудиологическое обследование, которое проводится перед слухопротезированием слабослышащих пациентов, включает также методики по оценке функции центральной слуховой системы — различные виды речевой аудиометрии. Речевая аудиометрия позволяет провести количественную оценку разборчивости речи и определить прогноз слухопротезирования.
Нейропластичность — основа для слуховых тренировок
Так же, как и другие сенсорные системы, слуховая система претерпевает изменения под воздействием различных негативных факторов, таких как периферическое снижение слуха, соматическая патология, воздействие различных лекарственных препаратов и др. При диагностике у пациента ЦСР для улучшения разборчивости речи и, следовательно, повышения эффективности слухопротезирования, проводят слуховые тренировки. Они включают в себя задания на различение сигналов, различных по частоте, длительности и интенсивности, и различение речевых стимулов, таких как речь в шуме. В течение курса тренировок их сложность постепенно увеличивается, что приводит к улучшению разборчивости речи и, в свою очередь, повышение качества жизни.
Слуховые тренировки улучшают разборчивость речи за счет нейропластичности, которая характерна для всех сенсорных путей. В случае со слуховым анализатором нейропластичность характеризуется его способностью к реорганизации под воздействием слухового опыта. На явлении нейропластичности и основаны слуховые тренировки. Чтобы принести пользу, они должны быть разнообразными, включать в себя разнонаправленные задания с использованием различных стимулов (речевых и неречевых); должны задействовать различные функции, не только слух, но также внимание и память.
Важное условие эффективности — активное участие пациента в слуховых тренировках. В процессе занятия положительная или отрицательная обратная связь используется в качестве подкрепления верного ответа или ошибочного. Все сигналы могут предъявляться повторно на комфортной для слушателя скорости.
Тренировки центральных отделов слуховой системы проводятся в соответствии с выявленным при первичном тестировании дефицитом. Например, если у пациента возникли сложности с выполнением задания, направленного на временную дифференцировку сигналов, тренировка этой функции может осуществляться путем различения последовательности сигналов или обнаружении паузы между ними. В процессе тренировки задания усложняются: может увеличиваться количество сигналов или сокращаться их продолжительность. Эффективность подобных тренировок выше у молодых людей, однако у пациентов старшего возраста также удается получить хорошие результаты — разборчивость речи как в тишине, так и в шуме улучшается.
В связи с этим программы слуховых тренировок внедрены и на сегодняшний день широко применяются как пользователями слуховых аппаратов, так и другими пациентами со снижением разборчивости речи. Проводят слуховые тренировки логопеды и сурдопедагоги с последующим контролем их эффективности. Целью проведения тренировок является реабилитация слабослышащих пациентов путем их научения переносить полученный слуховой опыт в реальные ситуации слушания, то есть различать речь в условиях многоголосья и в шуме.
У пожилых пациентов центральные слуховые расстройства имеют многофакторную природу, однако одним из ведущих факторов, предрасполагающих к нарушению центральной слуховой обработки, является тугоухость. Вторичная сенсорная депривация приводит к нарушению процесса бинауральной интеграции, реорганизации нейронной сети и нарушению процесса синаптической передачи в слуховой коре и других уровнях слухового анализатора. За счет свойства нейропластичности центральных слуховых путей слуховые тренировки позволяют добиться улучшения процессов центральной слуховой обработки. Таким образом, коррекция ЦСР является также важным этапом реабилитации слабослышащих пациентов наряду со слухопротезированием и позволяет добиться его эффективности.
Нейропластичность — качество мозга, благодаря которому свойства нейронов и нейронные сети могут изменяться под воздействием нового опыта, в том числе — восстанавливать или формировать новые связи, утраченные в результате повреждения.
Когда то считалось, что мозг взрослого не пластичен, но оказалось, что это не так. Отдельные нейроны и целые структуры могут менять связи и формировать их, адаптируясь к изменениям. Термин «нейропластичность» был введен польским нейрофизиологом Ежи Конорским еще в середине прошлого века, но исследовать нейропластичность начали сравнительно недавно.
Нет комментариев