Продукты

Современные возможности отработки профессиональных навыков

Повторение — мать ученья! Это поговорка, знакомая каждому с детства, подразумевает, что главным в учёбе является повторение. Именно для «ученья» и «повторения» клинических навыков оказания первичной и неотложной медицинской помощи в отиатрии самарские оториноларингологи разработали специальный тренажер.

Завкафедрой оториноларингологии имени академика РАН И. Б. Солдатова, доцент, к. м. н., главный внештатный оториноларинголог МЗ Самарской области Татьяна Владимирова рассказала читателям SurdoInfo о разработке, созданной в Самарском государственном медицинском университете. Это «Тренажер для отработки комплекса практических навыков экстренной и неотложной помощи в отиатрии» (патент на полезную модель RU202766 U1 от 05.03.2021).

— Для чего же и с какой целью был разработан этот симулятор-­тренажёр?

— Процесс формирования практических навыков в оториноларингологии невозможен без освоения техники выполнения манипуляций диагностического и лечебного характера. Проблемой на сегодня являются юридические нормы медицинской практики, эпидемиологическая ситуация, а также отсутствие возможности выполнения навыка в достаточном объеме во время обучения специалиста. В то же время уровень подготовки врача напрямую зависит от кратности выполнения определенных манипуляций, его психологической готовности.

— Как устроен «Тренажер для отработки комплекса практических навыков экстренной и неотложной помощи в отиатрии»?

— Строение тренажера полностью имитирует «реальное» ухо, воспроизведенное путем 3D‑моделирования и 3D‑печати височной кости пациента. Оригинальным конструктивным решением стала модульная структура, которая включает наружное и среднее ухо. Модуль «наружное ухо» представлен силиконовой ушной раковиной и наружным слуховым проходом, анатомию которого можно изменять соответственно решаемой задаче. Так, можно изменять его кривизну, имитируя патологическое сужение, и отрабатывать технику видеоотоскопии с удалением инородного тела из уха. Использование сменного модуля «среднее ухо» позволяет имитировать диагностическую картину при отоскопии во время осмотра пациента, а также проводить лечебные манипуляции (парацентез, шунтирование барабанной полости) многократно.

— В чём отличие разработанного в Самаре тренажёра от имеющихся мировых аналогов?

— «Тренажер для отработки комплекса практических навыков экстренной и неотложной помощи в отиатрии», разработанный в СамГМУ, является оригинальным отечественным изделием и обладает рядом преимуществ: многофункциональность (отработка комплекса манипуляций), реалистичность, возможность учета возрастных и анатомических особенностей. Конструкция тренажера предусматривает использование гипоаллергенных, доступных материалов, что отражается на его стоимости.

— Какие именно практические навыки позволяет отработать данный тренажёр?

— Тренажер позволяет отработать комплекс диагностических навыков: отоскопию, видеоотоскопию, методику взятия мазка и соскоба из уха, снятие слепка наружного слухового прохода для последующего слухопротезирования. Хирургические навыки для отработки на тренажере включают: первичную хирургическую обработку уха, удаление атеромы уха, инородного тела наружного слухового прохода, проведение парацентеза барабанной перепонки с электроаспирацией экссудата, шунтирование барабанной полости.

— Как относятся к данной разработке практические врачи?

— Проведенный опрос в марте 2021 года врачей оториноларингологов показал, что 100% респондентов согласны, что тренажер имитирует реальное ухо. 95% опрошенных отметили реалистичность моделирования диагностических ситуаций при отоскопии. Особенно удачным решением, согласно данным опроса, стала имитация выполнения парацентеза и шунтирования, столь важных в клинической практике при полном отсутствии подобных тренажеров до этого.

— Какова область использования тренажёра?

— Разработанный тренажер является востребованным практико-­ориентированным медицинским пособием для повышения квалификации врача и приобретения базовых практических навыков учащихся. Объем реализуемых манипуляций соответствует стандарту подготовки врача оториноларинголога в плане отработки навыков экстренной и неотложной помощи. Целесообразно расширение географии его применения в центрах по аккредитации специалистов разного уровня, а также в средних и высших образовательных медицинских учреждениях.