Наши органы чувств имеют фундаментальное значение в познании окружающего мира. Известно, что 80% информации человек получает через зрение и только 20% через остальные органы чувств: слух, обоняние, тактильную и болевую чувствительность. Тем не менее слуху отводится весьма важная роль в жизни человека. На основе слуховых способностей в результате звуковой коммуникации формируется уникальная, присущая только человеку речевая деятельность. Подробнее о механизмах слухового восприятия и обязательных условиях формирования речевых навыков — в материале ведущего научного сотрудника отдела диагностики и реабилитации слуха, аудиолога СПб НИИ ЛОР Виктора Пудова.

Виктор ПУДОВ, аудиолог, специалист в области реабилитации пациентов с нарушением слуха со стажем 50 лет, автор многих публикаций по теме реабилитации слуха, имеет медаль изобретателя.
Слух — это важно
Слух совместно с речью позволяют не только активно обмениваться информацией, но и играет чрезвычайно важное значение в интеллектуальном развитии как каждого отдельного человека, так и общества в целом. Возможность общения между людьми на основе речи способствовала значительному прогрессу в развитии общества.
При этом формирование речевой деятельности возможно только при условии хорошего слуха у человека. По данным ВОЗ, нарушения слуха встречаются в 9% случаев (каждый 11‑й человек), среди пожилых людей тугоухость встречается до 50% случаев. В настоящее время на 750 новорожденных детей один ребенок рождается глухим. Если у взрослых людей тугоухость затрудняет общение и ограничивает профессиональную деятельность, то у детей она приводит к ограничению или отсутствию развития речи, что отражается на задержке умственного и психического развития ребенка. Современные технические и медицинские технологии позволяют преодолеть проблему тугоухости как с помощью современных слуховых аппаратов при средней и выраженной степени потери слуха, так и с помощью кохлеарной имплантации даже при полной глухоте.
Тем не менее компенсация потери слуха — только одно из необходимых условий, но недостаточное для развития устной речи у детей с врожденной глухотой. Освоение языка у детей с нормальным слухом, как правило, протекает спонтанно, естественно и без видимых усилий со стороны ребенка и взрослых. Поэтому некоторые родители до сих пор считают, что если ребенку подобрали хороший современный слуховой аппарат или провели уникальную кохлеарную имплантацию, то ребенок сам научится говорить. Однако для того чтобы ребенок научился говорить и понимать обращенную речь, нужна большая и кропотливая работа со стороны родителей и педагогов-дефектологов. Для полноценного формирования устной речи у детей с врожденной тугоухостью обязательным условием является специальная слухоречевая реабилитация. При этом ведущую роль в развитии устной речи выполняют центральные отделы слуховой системы. Именно в слуховой области коры головного мозга происходят важнейшие процессы обработки и хранения слуховой информации, столь необходимые для развития устной речи.
Слышим мозгом
Наше ухо (ушная раковина, слуховые косточки и улитка внутреннего уха) только воспринимает все окружающие звуки и передает эту информацию в центральные отделы мозга.

При этом в улитке производится первичный анализ звуков по высоте и громкости, но субъективное восприятие звуков формируется в центральных отделах мозга. Рече-двигательный аппарат (голосовые связки, язык, губы, мягкое, твердое нёбо) воспроизводят различные звуки, но при обязательном контроле со стороны центральных отделов мозга.

Мозг является основным посредником при восприятии и воспроизведении любых, в том числе и речевых звуков. При этом мозг имеет специфические области (зоны) для восприятия и обработки различной сенсорной информации: слуховой, зрительной, обонятельной и тактильной. В височной части мозга находится слуховая область (зона Вернике), в которой происходит основная обработка всех окружающих звуков, в том числе и речевых, воспринимаемых нашим ухом. В лобной части мозга находится речевая область (зона Брока), которая участвует в образовании собственной разговорной речи. В затылочной части мозга находится зрительная область, которая обеспечивает усвоение письменной речи.

Формирование устной речи происходит на уровне центральных отделов мозга. При этом, прежде чем начать говорить, ребенок должен научиться различать устную речь. Понимание обращенной устной речи развивается раньше, чем собственная устная речь. Уже на втором месяце жизни ребенок способен довольно отчетливо реагировать на обращенную речь окружающих, но он не способен ее понимать, так как это реакция всего лишь на интонацию речи. Элементарной единицей устной речи является фонемы (отдельные звуки речи), из которых состоит любое слово. В результате многократного повторения звуков речи в слуховой области мозга формируется запоминание не только отдельных фонем, но и слов, соотнесенных с определенными предметами или действиями. К концу первого года жизни у ребенка формируется устойчивое выделение и понимание отдельных слов из общего потока речи окружающих. При этом следует иметь в виду, что на первом году жизни у ребенка предметно-действенное мышление, поэтому необходимо задействовать не менее трех органов чувств: слух, зрение и тактильное ощущение. Ребенок должен услышать, например, слово «глазки», увидеть глазки и совершить действие (обычно родители берут пальчик ребенка и показывают глазки). При этом развитие самостоятельной устной речи у детей значительно отстает от развития понимания речи окружающих людей.
К концу второго года жизни ребенок хорошо понимает обращенную к нему устную речь, но сам произнести эти слова не может или же произносит их с большими искажениями. Это объясняется более поздним развитием рече-двигательного аппарата и речевой области мозга. Постепенное накопление словарного запаса в слуховой области мозга приводит к развитию собственной устной речи, когда в работу активно включается речевая область мозга. В этом случае речевая активность стимулирует развитие слуховой области, которая в свою очередь стимулирует развитие речевой области и собственной устной речи. При этом уже в 2‑3 года ребенок начинает широко использовать в речевом общении с другими людьми уже не только отдельные слова, но и целые предложения.
Развитие речи и навыков общения
Речь не является врожденной способностью человека, а формируется в процессе общего развития ребенка. Для активного овладения речевыми навыками у детей необходима постоянная стимуляция слуховой области мозга и речевая практика общения с окружающими людьми, причем как с взрослыми, так и со сверстниками. Общение со взрослыми способствует формированию правильного произношения и спонтанному освоению грамматики, а общение со сверстниками способствует активному вовлечению детей в процесс социализации.
При этом важнейшим условием для формирования устной речи у детей является обязательный слуховой контроль, позволяющий различать на слух и запоминать все фонемы родного языка. У глухих от рождения детей спонтанная речь по подражанию окружающим не развивается. Лепет у них сначала появляется, как и у нормально слышащих детей. Но поскольку он не получает слухового подкрепления, то лепет быстро угасает. В этом случае без специального педагогического воздействия речь у глухих детей вообще не развивается, и они становятся глухонемыми. Специальные педагогические занятия позволяют формировать речь у глухих и слабослышащих детей, опираясь на остаточный слух ребенка и специальные методические приемы. Однако речь у таких детей отличается невнятностью, бедностью словаря, аграмматизмами в произношении слов и построении предложений. Дети не договаривают слова, коверкают их, искажают звуковой состав слов, поэтому их речь часто бывает малопонятной для окружающих. Стратегия раннего вмешательства предполагает повышение качества развития устной речи у детей с нарушением слуха за счет полноценной компенсации потери слуха с использованием современных технических средств и ранней слухоречевой реабилитации.
Не упустить время
Первостепенное значение в формировании устной речи играет слуховая система. В результате постоянной слуховой стимуляции в слуховой области мозга возникают прочные нейронные связи, и благодаря слуховой тренировке количество этих связей увеличивается. Отсутствие же слуховой стимуляции (слуховая депривация) при врожденной тугоухости приводит к деградации слуховой области коры и неспособности в дальнейшем обрабатывать речевую информацию. Мозг обладает пластичностью к формированию межнейронных связей, но с возрастом эта способность мозга снижается или даже полностью утрачивается. Совокупность электрофизиологических исследований с регистрацией слуховых корковых вызванных потенциалов (СКВП) позволили проанализировать созревание слуховой области коры у детей с нормальным слухом и в условиях слуховой депривации. У детей с нормальным слухом с возрастом происходит постепенное улучшение потенциалов слуховой области коры мозга (рост амплитуды и уменьшение латентного периода волны Р1), тогда как у детей с врожденной глухотой эти потенциалы не зависят от возраста. В то же время у детей с врожденной глухотой, которые проимплантированы в возрасте до 3,5 лет, уже через 3‑6 месяцев после операции корковые потенциалы соответствуют возрастной норме, а у детей, которые проимплантированы после 7 лет, эти потенциалы не нормализуется даже после многих лет слуховой тренировки, что обусловлено реорганизацией слуховой области коры мозга.
После 3,5 уже поздно?
По мнению большинства исследователей чувствительный (сензитивный) период для развития слуховой области коры мозга составляет 3,5 года, когда сохраняется высокая пластичность слуховой области коры для развития слухового восприятия речи.
Если кохлеарная имплантация у детей с врожденной глухотой проведена в возрасте до 3,5 лет, как правило, происходит быстрый прогресс развития речевых навыков, и в дальнейшем уровень развития устной речи мало отличается от слышащих сверстников. После 7‑летнего возраста ребенка завершается формирование слуховой области коры, и развитие речи на слуховой основе становится практически невозможным.
Поэтому, если ребенок при особых обстоятельствах оказывается вне человеческого окружения (Маугли), или не слышит речи взрослых в раннем возрасте (семья глухонемых), развитие собственной речи у него не происходит, даже при нормальном слухе. Задержка в развитии устной речи у детей с врожденной тугоухостью или ее полное отсутствие у глухих детей приводит к отставанию умственного развития по сравнению со сверстниками.
В пожилом возрасте ввиду ухудшения межнейронных связей в слуховой области коры мозга разрушаются центральные механизмы кратковременной слуховой памяти и скорости обработки слуховой информации, что в значительной степени ухудшает слуховые способности восприятия устной речи у пожилых людей. Установлено, что использование слуховых аппаратов и кохлеарных имплантов у пожилых людей способствует улучшению слухового восприятия речи и препятствует развитию деменции.
Таким образом, мозг является основным связующим элементом между слуховыми и речевыми способностями человека. Поэтому фундаментальные исследования в области элементарных сенсорных и когнитивных процессов, которые лежат в основе развития речевых и языковых навыков, играют важную роль в разработке новых оптимальных методов реабилитации как для детей с врожденной тугоухостью, так и для пожилых людей со старческой тугоухостью.
Нет комментариев