Использование разнообразных заданий, вовлекающих не только слух, но и смежные функции (внимание, память), варьирование речевых и неречевых стимулов, задействованных в программе слуховой тренировки, помогает поддерживать интерес пациента. Используемые стимулы должны быть достаточно трудными, но посильно выполнимыми и постепенно усложняться по мере обучения.
Необходимо поддерживать подобающее соотношение правильных и неправильных ответов: 100%-ный успех означает, что задание слишком легкое для пациента, тогда как слишком сложное задание снижает мотивацию пациента. 70%-ный результат может быть принят как хороший показатель для перехода на следующий уровень сложности. Предусмотренный программой мониторинг прогресса пациента показывает специалисту правильность выбранной тренировки и усиливает мотивацию пациента.
Описанная программа была апробирована на молодых и пожилых пациентах с хронической двусторонней сенсоневральной тугоухостью 2−3-й степени, использующих слуховые аппараты [Бобошко М. Ю. и соавт., 2021]. По результатам углубленного аудиологического обследования для каждого пациента составлялась индивидуальная программа занятий c акцентом на тренировку выявленного слухового дефицита.
Занятия по слуховой тренировке проводились не менее двух раз в неделю по 30−60 мин. в течение 4−8 недель. Данные повторного обследования после курса занятий свидетельствовали о значимых улучшениях слухового восприятия как неречевых, так и речевых сигналов в обеих группах пациентов. Улучшение проявлялось в увеличении процента правильных ответов и в снижении времени реакции при выполнении тестовых заданий, а также в повышении разборчивости речи при использовании слуховых аппаратов у пациентов любого возраста.
Таким образом, была показана высокая эффективность программы слуховой тренировки. Результат занятий во многом определялся интенсивностью упражнений с постепенным переходом от простых заданий к сложным, длительностью слуховой тренировки, а также наличием мотивации у пациента.
Литература:
Бобошко М. Ю., Бердникова И. П., Мальцева Н. В., Жилинская Е. В., Огородникова Е. А. Пути улучшения разборчивости речи при использовании слуховых аппаратов. Folia otorhinolaryngologiae et pathologiae respiratoriae. 2021; 27 (1): 21−29. DOI: 10.33 848/foliorl23103825−2021−27−1-22−29
Старков Б. М., Сергеев А. Ю., Бобошко М. Ю., Огородникова Е. А., Гарбарук Е. С., Кибалова Ю. С., Мальцева Н. В. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2 021 662 786: Слух и Умение Понимать Естественную Речь (СУПЕР).
Правообладатели: ФГБОУ ВО ПСПбГМУ им. И. П. Павлова, ФГБУН Институт физиологии им. И. П. Павлова РАН. Заявка № 2 021 661 980. Дата поступления 29.07.2021. Дата государственной регистрации в Реестре программ для ЭВМ 04.08.2021. Дата публикации 04.08.2021. Бюл. № 8.
Katz L. C., Rubin M. Keep your brain alive: 83 neurobic exercises to help prevent memory loss and increase mental fitness. New York: Workman Publishing Company, 2014. 190 p.