Слуховая тренировка — это комплекс специальных акустических заданий для активации слуховой коры и связанных с ней систем. Концепция слуховой тренировки как звуковой стимуляции известна не одно столетие. Еще в VI веке доктора использовали звуки ударов большого колокола в попытке активировать слух у глухих. В 1800 году Itard в парижской школе глухих учил своих подопечных определять и различать гласные и согласные, а также тональные стимулы разной высоты, что приводило к улучшению слухового восприятия.
Похожие работы выполняли и английские исследователи. В США аудиология достигла больших успехов после второй мировой войны, когда появилось много военнослужащих с тугоухостью, тогда же получили развитие и основные принципы слуховой тренировки. В 1950–60-е годы она применялась, чтобы облегчать пациентам с тугоухостью пользование слуховым аппаратом. В 1960–70-е годы интерес к слуховой тренировке снизился из-за отсутствия доказательной базы и теоретических обоснований эффективности ее применения. Однако в конце 1990-х появились первые подтверждения влияния слуховой депривации на слуховую систему, а затем и доказательства пластичности головного мозга, после чего принципы слуховой тренировки вновь получили свое развитие. Было показано, что даже у лиц старших возрастных групп можно добиться повышения речевой разборчивости при использовании слуховых аппратов за счет изменений центральной слуховой системы на фоне специальной тренировки.
Существующие в настоящее время подходы к реабилитации пациентов с центральными слуховыми расстройствами посредством слуховой тренировки можно разделить на два вида.
- Подход «снизу-вверх» (от периферии к центральным отделам, т. е. обусловленный поступающим звуковым сигналом) включает, прежде всего, усиление интенсивности звукового стимула, улучшение его качества (путем использования слуховых аппаратов, FM‑систем) и улучшение акустики помещения. Кроме того, этот подход включает специальные занятия с логопедом (сурдопедагогом) с применением комплекса акустических заданий, направленных на коррекцию выявленного слухового дефицита (восприятия ритма, временной разрешающей способности, бинаурального взаимодействия, дихотического слушания и т. д.).
- Подход «сверху-вниз» объединяет языковые, когнитивные и метакогнитивные стратегии обучения, при которых основное внимание уделяется активации ресурсов центральной нервной системы посредством упражнений по развитию слухового внимания, активной памяти, языковых и познавательных функций. Есть сведения о пользе изучения иностранных языков, занятий музыкой. Кроме того, существует целая система упражнений для мозга под общим названием «нейробика», главный принцип которой — постоянная замена привычных и шаблонных действий на непривычные, что позволяет по-новому и в разных комбинациях задействовать органы чувств и создавать новые нейронные связи в головном мозге [Katz L. C., Rubin M., 2014].
Эти два подхода дополняют друг друга и для достижения максимальных результатов должны применяться в комплексе. Конкретная разработка плана реабилитации должна проводиться индивидуально в зависимости от особенностей слухового дефицита, образа жизни пациента, его социально-коммуникативных потребностей, наличия сопутствующих заболеваний.
В Лаборатории слуха и речи ПСПбГМУ им. И. П. Павлова с участием Лаборатории психофизиологии речи института физиологии им. И. П. Павлова РАН разработана программа слуховой тренировки, которая включает речевые и неречевые упражнения разной степени сложности с акцентом на активацию слухоречевой памяти и внимания [Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2021662786: Слух и Умение Понимать Естественную Речь (СУПЕР)].
В программу тренировки включены шесть категорий заданий, каждая из которых разделяется на несколько подкатегорий, содержащих задания разного уровня сложности по тренировке определенных функций:
1) «Неречевые звуки» (включает четыре группы заданий: на определение ритмического рисунка последовательности сигналов; на различение сигналов по высоте; на различение сигналов по громкости; на обнаружение паузы между двумя сигналами разного спектра);
2) «Речевые звуки» (включает задания на различение изолированных гласных и согласных звуков русского языка, произнесенных мужским и женским голосом в тишине и на фоне помехи);
3) «Локализация» (включает задания по определению источника звука и по оценке направления движения звукового сигнала).
- «Слоги»
- «Слова»
- «Фразы»
- «Диалог»
- «Память»