Командное путешествие к единой цели

Ольга Зонтова, сурдопедагог, методист по реабилитации после кохлеарной имплантации СПб НИИ ЛОР
Групповые занятия по слухоречевому развитию в структуре курса реабилитации пациентов после кохлеарной имплантации

Пожалуй, каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок, имеющий те или иные нарушения слуха, мог хорошо воспринимать окружающие звуки, научился правильно говорить, не был ограничен в общении, умел взаимодействовать с другими людьми, уверенно чувствовал себя в обществе. Теме слухоречевой реабилитации мы регулярно уделяем особое внимание, демонстрируя различные методы и приемы, которые позволяют детям лучше и эффективнее проходить этот непростой, но очень важный процесс. Безусловно, каждый ребенок требует к себе индивидуального подхода, однако не стоит при этом пренебрегать и групповыми формами работы. В этом уверена сурдопедагог, методист по реабилитации после кохлеарной имплантации СПб НИИ ЛОР Ольга Зонтова. В этой статье она рассказывает о методике организации и проведения групповых занятий для детей после КИ и их положительном влиянии на слухоречевое и эмоциональное развитие ребенка.
Структура помощи и реабилитации пациентам с нарушением слуха и после кохлеарной имплантации предполагает комплексный медико-­технический и психолого-­педагогический подход. С 2024 года в Санкт-­Петербургском научно-­исследовательском институте уха, горла, носа и речи на базе сурдологического реабилитационного отделения в курс реабилитации после кохлеарной имплантации включены групповые занятий сурдопедагога по развитию слухового восприятия и развитию речи. В основу слухоречевого интенсива положена специально разработанная комплексная методика формирования и поэтапного развития естественного слухоречевого поведения у детей на основе физического и функционального слуха в группе. Занятия рассчитаны на пациентов разного возраста — от самых маленьких до взрослых.

Кто проводит такие занятия?

Групповые занятия по слухоречевому развитию проводят инструкторы — учителя-­дефектологи (сурдопедагоги), которые также имеют опыт индивидуальных занятий. Как методист я определила цель таких занятий, разработала планирование и структуру каждого урока и подобрала необходимые материалы для пациентов различного возраста.

Как формируется группа?

Для преодоления различных сложностей во время групповых занятий важно правильно и точно на курсе реабилитации сформировать рабочую группу с детьми. Здесь нужно учитывать, что пациенты на реабилитацию после операции по кохлеарной имплантации приезжают очень разные. Дети отличаются по биологическому, слуховому возрасту, уровню развития речи и наличию различных дополнительных особенностей. Главным критерием отбора мы решили сделать сочетание двух факторов: возраста и слухоречевых возможностей и умений пациентов. Дополнительная оценка уровня развития ребенка для группового занятия проводится на индивидуальном консультировании у сурдопедагога. При этом, если ребёнок по своими слуховым и речевым умениям превосходит ровесников, он оказывается в более старшей группе.
Таким образом, сформировались следующие основные группы.

Каковы особенности занятий?

Маленькие дети приходят на занятие в сопровождении взрослого (мамы, папы, бабушки и др.), которые помогают выполнять необходимые действия, — так взрослые активно взаимодействуют с ребенком под контролем инструктора-­сурдопедагога, выполняя функцию тьютора. Педагог в данном случае выступает в роли образца поведения, предлагающего выполнить конкретные задания. Дети, которые могут заниматься без активного сопровождения и вмешательства взрослого, делают это самостоятельно, взрослые лишь наблюдают за ходом выполнения заданий, запоминают необходимые действия, чтобы иметь возможность их правильно отработать дома. Педагог следит за работой детей и контролирует правильность и точность выполнения заданий.

Зачастую в одну группу могут быть включены дети как с опытом слухоречевой реабилитации, так и без такового. В таком формате все участники группы активно взаимодействуют друг с другом. Дети без опыта занятий учатся, перенимают навыки у детей с опытом, а дети с опытом активнее делятся ранее полученными знаниями, повышая свой уровень слухоречевых навыков.

На первом занятии ребенок проходит диагностику — диагностическое групповое занятие, в ходе которого определяется его уровень слухоречевого и социально-­бытового развития. После этого он направляется в наиболее подходящую для него группу.
Нужно отметить, что немаловажная особенность групповых занятий заключается в том, что на многих детей, особенно на первых этапах, они оказывают сильное эмоциональное воздействие. Это объясняется тем, что ранее эти дети не посещали детский сад, не сталкивались с ситуациями, где бы им приходилось заниматься вместе с другими. Чтобы устранить возможные негативные последствия и повысить спокойствие таких детей и всей группы в целом, адаптация проводится постепенно, под контролем опытного педагога-­инструктора с активным вовлечением родителей или других близких ребенка.
Эмоциональная адаптация детей к участию группе предполагает развитие навыков приспосабливаться к новым, зачастую некомфортным и постоянно меняющимся условиям, что является крайне важным для дальнейшего развития ребенка и его социализации. Добиться результата помогают специальные упражнения в начале занятия, на которых детям предлагается самим оценить свое эмоциональное состояние, далее в ходе всего занятия состояние ребенка контролирует педагог, предварительно пояснив родителям общие требования и правила работы.

Какова наполняемость группы?

Диагностическая группа включает самое большое количество участников. Далее дети распределяются по соответствующим своему возрасту и уровню слухоречевого развития подгруппы наполняемостью 5–7 человек.
Где проводятся занятия?
Для групповых занятий необходимо большое помещение типа зала, которое позволяет детям и взрослым свободно перемещаться. Кроме того, важно, чтобы у педагога была возможность отойти от учеников на несколько метров, чтобы демонстрировать им неречевые и речевые звуки на расстоянии.
Обычно дети располагаются в комнате по кругу, стоя или сидя на полу. Также возможен вариант размещения за столом или на общей длинной скамье или стульчиках. Расположение детей зависит от их возраста, активности и уровня слухоречевого развития.
Кроме того, в работу включен специальный новаторский элемент — «Точка опоры». Он предполагает наличие у каждого ребенка некой собственной подушечки, которая является символом размещения ребенка в помещении, исходной точкой и точкой возвращения, местом хранения своих рабочих материалов. Как показала практика, дети очень быстро понимают суть этого подхода и всегда стараются вернуться именно к своей точке опоры, несмотря на то, что все они схожи по цвету и размеру.

Что входит в структуру занятий?

Мы выделили два направления занятий:

  • развитие слухового восприятия и речи в интерактивной обстановке с помощью совместных задач и игр с ровесниками и взрослыми;
  • развитие коммуникативных навыков, важных для социализации и интеграции в общество.

Занятия строятся по четкому, заранее проработанному плану. По их окончании родителям пациентов выдаётся чек-лист. В нем указан план занятия, и дана отдельная графа, которая заполняется по результатам самостоятельной отработки и повторения упражнений дома.
В ходе групповых занятий дети под руководством сурдопедагога работают над различением неречевых сигналов (их длительностью, количеством, характером звучания), а также речевых звуков (слогов, слов, фраз). Большое внимание уделяется также развитию связной речи, слуховому вниманию и памяти, используется фонетическая ритмика с опорными предметами, проводится работа над речевым дыханием и голосом, над артикуляцией, произношением, включена моторика и координация движений, общее развитие.
Структура занятий

Как планируется занятие?

Каждое занятие строится по определенному плану, в который включаются различные виды деятельности.
Какой реквизит используется на занятии?
К каждому занятию готовится специальный реквизит. Он должен быть простой, чтобы родители самостоятельно могли изготовить аналогичный дома. Некоторые пособия носят сезонный и праздничный характер, например: зимой — снежки, осенью — капельки. Весь реквизит хранится в кабинете в закрытых шкафах, чтобы не отвлекать внимание детей от четкого выполнения предложенных заданий.
Родителям даются рекомендации подготовить аналогичные инструменты для организации занятий дома.

В чем польза и преимущества групповых занятий?

Групповые слухоречевые интенсивы выполняют сразу несколько функций и положительно влияют на разные аспекты развития ребенка с нарушениями слуха:

  • активизируют умения детей, способствуют сплочению детей и взрослых;
  • развивают навыки социализации, коммуникации в обществе;
  • способствуют подражательной деятельности, которая является основой развития речи;
  • активизируют речь ребенка (помогают уйти от «кабинетной речи»);
  • дают соревновательный эффект, развивают навыки оказания помощи и взаимовыручки;
  • учат регулировать поведение, вырабатывают умение саморегуляции в стрессовой ситуации;
  • активизируют межсистемные связи (что я могу, что я вижу, как делают другие, как я могу улучшить свою деятельность).
  • актуализируют навыки — позволяют перенести их в собственную деятельность;
  • развивают моторику и координацию, работу с движениями;
  • улучшают детско-­родительские отношения, повышают сепарацию;
  • позволяют родителям обучаться;
  • способствуют повышению профессионализма специалистов.

Каковы перспективы развития программы группового интенсива?


На данный момент успешно внедрены не только практические занятия с детьми и их родителями, но и проводятся обучающие мероприятия для специалистов сурдопедагогов, желающих организовать подобные групповые интенсивы для детей и взрослых в своих центрах реабилитации.
 
Пример занятия.
  1. Общее: круг приветствия, оценка эмоционального состояния.
  2. РСВ: «стой – иди» (барабан).
  3. УДР-подготовка (бросить по команде: «жди», «можно»).
  4. Подготовка к различению: сортировка предметов.
  5. РР: развитие дыхания (учимся нюхать цветы).
  6. РР: артикуляционная гимнастика (передаём игрушку, показываем язык).
  7. РР: работа над голосом в хороводе (тихий [ш] — идём к середине круга, громкий [а] — удаляемся).
  8. РР: лексика — соотнесенные вокализации (игрушка по кругу — слово).
  9. РР: лексика — соотнесенные вокализации («дай», «на», «бах»).
  10. Итог: прощание, оценка эмоционального состояния, обсуждение с родителями итогов занятия.