Ранняя реабилитация детей с глухотой методом гидровибрационной стимуляции

Гидровибрационная стимуляция подразумевает занятия с неслышащими детьми в бассейне, оборудованном подводными динамиками.
Глухой ребенок воспринимает музыку (вибрацию воды) кожей, что после кохлеарной имплантации значительно ускоряет процесс развития слухового восприятия. Подробнее об особенностях метода, его актуальности и впечатляющих результатах в своем материале рассказывает сам автор — Газиз ТУФАТУЛИН, главный врач СПб ГКУЗ «Детский городской сурдологический центр», доцент кафедры оториноларингологии СЗГМУ им. И. И. Мечникова, ведущий научный сотрудник СПб НИИ ЛОР, д. м. н.

Нормальное развитие речи, интеллекта, различных аспектов психики ребенка невозможно без нормального состояния слуха. По этой причине дети с врожденной или возникшей в раннем детстве тугоухостью имеют риск грубой задержки развития и низкой социальной адаптированности.
На сегодняшний день эффективных методов медикаментозного лечения хронической сенсоневральной тугоухости (основной причины нарушений слуха) у детей и взрослых не существует. Основными способами коррекции стойких нарушений слуха являются слуховые аппараты и кохлеарные импланты.

«Идеальная» схема реабилитации врожденной глухоты предполагает ее выявление до 1 месяца жизни, диагностику до 3 месяцев, кохлеарную имплантацию и начало психологопедагогической работы на первом году жизни. Таким образом, первые звуковые ощущения у глухого ребенка возникают только после проведения кохлеарной имплантации и подключения речевого процессора — в лучшем случае в возрасте 1 года и старше.

Кроме того, получение адекватной звуковой стимуляции зачастую оттягивается длительностью настройки речевого процессора. Для адекватной настройки необходима выработка условно-рефлекторной двигательной реакции на звуки, которая начинается после первого подключения процессора и может продолжаться несколько месяцев. При этом весь предшествующий период отсутствия звуковой стимуляции приводит к процессам депривации в коре головного мозга.
Инновационный метод гидровибрационной стимуляции, разработанный специалистами Санкт-Петербургского детского сурдологического центра, СЗГМУ им. Мечникова и СПб НИИ ЛОР позволяет «сдвинуть» начало стимуляции слуховых зон мозга на период подготовки к операции и начать ее уже в первые месяцы жизни, выработать условно-рефлекторную двигательную реакцию на звуки значительно раньше, до кохлеарной имплантации, что повышает эффективность слухоречевой реабилитации и сокращает ее сроки (рис. 1).
Разработка заключается в применении вибрации воды для стимуляции поведенческих реакций на внешние стимулы у детей с врожденной тугоухостью тяжелой степени и глухотой.

Метод применяется у детей в возрасте до 6−7 лет. Технически идея реализуется посредством специально разработанных подводных динамиков
в бассейне (Концерн «Океанприбор», Санкт-Петербург). Динамики, создавая звуковое давление, приводят к вибрации воды (рис. 2).

Эта вибрация при уровне звукового давления порядка 100−120 дБ УЗД
в частотном диапазоне 100−600 Гц воспринимается кожей глухого ребенка, причем ощущения сходны со слуховыми. Кросс-модальная стимуляция приводит (по данным фМРТ) к активации слуховых зон коры головного мозга.
Показана зависимость степени активации коры головного мозга от площади кожи, на которую оказывается вибрационное воздействие. Для увеличения площади воздействия, а также для стимуляции остаточного слуха в низкочастотном диапазоне целесообразно применение акустико-вибрационных сигналов, распространяемых в водной среде, в которой находится ребенок (рис. 3).
В результате курса гидровибрационной стимуляции у детей с глухотой вырабатывается условно-рефлекторная двигательная реакция на низкочастотные звуки. После кохлеарной имплантации и подключения речевого процессора выработанная реакция на гидровибрационные стимулы легко преобразуется в реакцию на звуки.
Во время процедур оцениваются поведенческие реакции ребенка на стимулы, производится выработка условно-рефлекторной двигательной реакции на гидровибрационные сигналы.

В результате внедрения разработки среднее количество настроечных сессий речевого процессора снизилось в 2 раза, количество занятий с сурдо-педагогом после кохлеарной имплантации, необходимое для выработки
спонтанных реакций на звуки, снизилось в 2,5 раза, а количество дней до появления реакций на звуки в импланте — в 4 раза.
Полученные результаты позволяют сделать вывод о сокращении сроков слухоречевой реабилитации и о повышении эффективности высокотехнологичной помощи детям с глухотой. В настоящее время метод активно применяется в практической работе Детскогогородского сурдологического центра при подготовке детей к кохлеарной имплантации.
Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы быть в курсе последних новостей.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности