Дистанционная реабилитация детей с нарушенным слухом

Николай ПУДОВ, аудиолог, специалист по дистанционной реабилитации РО «Я слышу мир!»
Каким бы чудом для родителей ни казалась кохлеарная имплантация, сама по себе операция не дает моментального эффекта. Чтобы научиться различать звуки, свободно пользоваться речью, уверенно чувствовать себя в обществе, ребенку нужно пройти важный этап слухоречевой реабилитации. Расширить ее границы и возможности помогают дистанционные технологии, которые зачастую незаменимы для пациентов из отдаленных населенных пунктов.

Реабилитационные мероприятия для детей после кохлеарной имплантации оказываются в основном в специализированных медицинских и образовательных учреждениях по месту жительства, а также в реабилитационных отделениях федеральных медицинских учреждений (г. Москва и г. Санкт-Петербург).

При этом в силу целого ряда объективных причин многие родители, воспитывающие детей после кохлеарной имплантации, не имеют возможности для проведения полноценных реабилитационных мероприятий по месту жительства, как в системе образования, так и в системе здравоохранения (сурдологические центры и кабинеты) ввиду территориальной удаленности от этих учреждений.
В такой ситуации вся работа по реабилитации и обучению глухого ребенка ложится на плечи самих родителей. При этом значительно возрастает роль домашних занятий и специально организованного общения ребенка с родителями. Однако большинство родителей, воспитывающих детей с нарушенным слухом, не обладают достаточным объемом знаний для проведения самостоятельных занятий на должном уровне. Дети, не получившие своевременно профессиональную коррекционную социально-педагогическую реабилитацию, испытывают в дальнейшем трудности в развитии познавательной сферы, которая влияет на процессы коммуникации, социализации и дальнейшего обучения.

Инновационным решением данной проблемы является применение дистанционной реабилитации детей с нарушенным слухом. Современные технические решения
и накопленный опыт по реабилитации пациентов после кохлеарной имплантации позволили создать дистанционную коррекционную социально-педагогическую реабилитацию «Я слышу мир!» (далее — дистанционная реабилитация «Я слышу мир!»). Программа была разработана по инициативе руководителя (2021 г.) родительского объединения «Я слышу мир!» Дмитрия Куликова, при финансовой поддержке ООО «АзимутМедГрупп» и стала победителем конкурса Фонда президентских грантов по направлению: социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан. Дистанционная реабилитация «Я слышу мир!» — это значимая помощь для тех семей, кто не может регулярно получать очную реабилитацию, в том числе из-за отсутствия необходимых специалистов по месту жительства ребенка с нарушенным слухом.

Для внедрения дистанционной реабилитации в массовое использование была создана интерактивная платформа, которая включает в себя личный кабинет, систему видеоконференций, интерактивные игровые упражнения, уведомления о предстоящих занятиях, а также много различных сервисов для сбора анамнеза, оценки уровня возможностей слуха и речи, анализа прогресса в выполнении заданий.
Для участников дистанционной реабилитации в информационной системе создается личный кабинет. В личном кабинете ребенку с нарушенным слухом назначается последовательный индивидуальный план реабилитационных мероприятий.

Продолжительность реабилитационных мероприятий, указанных в индивидуальном реабилитационном плане, составляет 60 дней. Все мероприятия плана регламентируются временным интервалом и выполняются строго в назначенный срок. Соблюдение сроков выполнения реабилитационных мероприятий обеспечивает координатор программы.
Согласно реабилитационному плану, родители, воспитывающие ребенка с нарушенным слухом, в информационной системе производят запись на консультации к специалистам.

В рамках дистанционной реабилитации каждому ребенку с нарушенным слухом предоставляются онлайн-консультации с сурдопедагогом, направленные на развитие у ребенка слухоречевых навыков. Перед проведением консультации со специалистами представители ребенка заполняют в информационной системе анкету. В день назначенной консультации специалист по видеосвязи проводит консультацию.

Специалисты сурдопедагоги во время онлайн-консультаций проводят развивающие занятия с ребенком в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и максимально вовлекают родителей в процесс взаимодействия с ребенком. Таким образом родители, воспитывающие детей с нарушенным
слухом с помощью мероприятий проекта, вовлечены в коррекционный социально-педагогический процесс взаимодействия с ребенком с нарушенным слухом. Только такое участие родителей в процессе реабилитации ребенка с нарушенным слухом может обеспечить в дальнейшем полноценную интеграцию ребенка в слышащее общество. По завершении консультации специалист-сурдопедагог оформляет заключение и дает необходимые рекомендации, а также представляет задание для выполнения дома.

Для закрепления слухоречевых навыков ребенка с нарушенным слухом в программу включены игровые упражнения, направленные на развитие слуха и речи. Игровая форма упражнений способствует развитию слуха и речи у ребенка, а система оценки позволяет сурдопедагогу
контролировать и оценивать результаты обучающего процесса и своевременно вносить в него коррективы для максимальной эффективности процесса реабилитации.

В рамках дистанционной реабилитации проводится обучение родителей методам коррекционно-педагогической реабилитации для проведения ими дополнительных самостоятельных занятий с ребенком. Обучающий материал для родителей детей — инвалидов по слуху состоят из видеоуроков по развитию слуха и речи у ребенка. Видеоуроки сгруппированы таким образом, чтобы родители получали комплексные знания по развитию естественного слухоречевого поведения ребенка и смогли применить эти навыки для проведения самостоятельных занятий. В информационной системе происходит фиксирование всех этапов изучения родителями обучающего материала.

Одной из важных задач дистанционной реабилитации «Я слышу мир!» является оценка эффективности мероприятий по дистанционной реабилитации. С этой целью
по завершении программы осуществляется оценка уровня сформированности основополагающих этапов развития каждого ребенка с нарушенным слухом. Для этого используется анкета «Эффективность реабилитации», разработанная сотрудником ФГБУ «СПб НИИ ЛОР» Минздрава России Ольгой Зонтовой.
Анкета затрагивает следующие аспекты:
  • условия получаемой коррекционно-педагогической помощи;
  • уровень развития слухового восприятия; развитие речи — речевая деятельность;
  • развитие речи — языковая способность;
  • общее развитие ребенка.
Каждый аспект анкеты оценивается в измеримых показателях — баллах. Эксперты в информационной системе проводят оценку сведений, содержащихся в анкетах, заполненных родителями детей с нарушенным слухом (либо их законными представителями). На основании заполненной начальной анкеты проводится изучение состояния ребенка до начала реабилитационных мероприятий и составляется заключение, содержащее в том числе сведения о состоянии ребенка до начала реабилитационных мероприятий и аспекты развития ребенка, на которые необходимо обратить особое внимание для повышения эффективности проведения реабилитации. На основании завершающей анкеты эксперты проводят изучение состояния ребенка после окончания курса реабилитации и составляют в информационной системе заключение об эффективности проведенной реабилитации и дают необходимые рекомендации родителям.

Ранняя и своевременная реабилитация детей с нарушенным слухом является решающим фактором в достижении максимального положительного результата. Внедрение дистанционных технологий в реабилитационный процесс позволяет эффективно и в кратчайшие сроки обеспечить доступность в получении комплекса реабилитационных мероприятий для всех детей с ограниченными возможностями здоровья по слуху. Полученный опыт позволяет говорить, что применение дистанционных технологий для оказания реабилитации детям с ОВЗ по слуху является эффективным для большинства пациентов и позволяет получать качественную реабилитационную помощь с использованием доступных коммуникационных технологий.
Дистанционная реабилитация значительно увеличивает шансы на качественный уровень жизни маленьких пациентов и способствует более эффективной интеграции ребёнка в слышащее общество, особенно в условиях территориальной удаленности от специализированных образовательных учреждений.

Мы получаем хорошие отзывы по результатам проводимой реабилитации, что говорит об осознанном подходе родителей, понимании организации и необходимости проведения специальных целенаправленных занятий по слухоречевому развитию.
Отзывы о проекте
  • Елена и дочь Лиза
    (г. Белгород)
    О дистанционной реабилитации мы узнали во время пандемии в группе ВКонтакте «Я слышу мир!». Я заполнила анкету, и вскоре мы приступили к занятиям. Очень практично все организованно: личный кабинет, возможность выбрать специалиста и время занятий, игры для развития слуховых навыков, лекции для родителей, напоминание о выполнении тех или иных заданий. Занимались по видеосвязи из личного кабинета. Преподаватель мог прикрепить нужный файл для урока, что тоже, на мой взгляд, удобно. Сами занятия разнообразны и по темам, и по наполнению и грамматический материал, и развивающая игра, чтобы заинтересовать ребенка, и рекомендации, как потом отрабатывать пройденное на уроке.

    Глаголы — это очень слабое место в нашем случае. Просила преподавателей помочь мне идеями и практически показать, как работать с глаголами. Очень рада, что нам удалось это сделать на занятиях. За время уроков с нами поработало несколько педагогов. И каждый — профессионал своего дела. Лиза очень непоседливая, в чем-то своенравная, но смогли ее заинтересовать, чтобы задание было выполнено.
  • Ирина и дочери двойняшки Алёна и Аня
    (г. Воронеж)
    Я мама девочек двойняшек Алёны и Ани 2019 года рождения. Диагноз тугоухость IV степени им поставили в конце 2019 г. Кохлеарную имплантацию им провели в конце лета 2020 г. После этого для нашей семьи начался долгий этап реабилитации. Это ежедневные занятия и посещение несколько раз в неделю сурдопедагога и дефектолога. Нам очень повезло, что в конце 2021 г. нас пригласили на дистанционный курс реабилитации. Очень здорово, что мы могли выбрать удобное для занятий время.

    Хочу выразить огромную благодарность разработчикам проекта, а также сурдопедагогу Родиной Наталье Сергеевне, которая смогла
    очень быстро найти общий язык с девочками и увлечь их в занятиях! Дистанционная реабилитация проходила несколько месяцев, и за этот период мы получили огромное количество учебного материала, пособий и рекомендаций, по которым обязательно будем заниматься в дальнейшем сами. Презентации для занятий были очень красочные, девочки с удовольствием выполняли задания и с нетерпением ждали следующего!
  • Ксения и сын Рим
    (г. Казань)
    Я мама чудесного мальчика Рима. Сейчас ему 5 лет. Довольно-таки поздно был поставлен правильный диагноз — двухсторонняя сенсоневральная тугоухость 4 степени, пограничная с глухотой, — в 3,5 года. В возрасте четырех лет его проимплантировали, по нашей инициативе — одновременно оба уха. Рим посещает сурдопедагога два раза в неделю. Когда нам предложили дистанционную реабилитацию, это стало отличной возможностью получить новые знания и новый опыт для Рима, а для меня как для «домашнего
    учителя» новые навыки обучения. Сурдопедагог дала много материалов для самостоятельных занятий, к тому же как человек опытный и знающий проблемы и стереотипы в семьях с детьми с тугоухостью и глухотой очень помогла мне морально принять и понять многие нюансы восприятия и жизни моего малыша, его возможности и трудности в настоящем и будущем. Я не думаю, что дистанционная реабилитация может на все 100% заменить очную, но она однозначно является хорошим подспорьем для дальнейшего развития ребенка и составления плана его домашнего дополнительного обучения. Работы впереди нам и нашим детям предстоит очень много, но благодаря таким проектам и упорному труду все у нас получится!
  • Лилия и сын Кирилл
    (г. Воронеж)
    В 2017 году у нас родился второй сын Кирилл, беременность и роды прошли хорошо, но в роддоме Кирилл не прошёл аудиоскриниг. Позже нам поставили диагноз двухсторонняя сенсоневральная тугоухость 4 степени. Сделали операцию в ЛОР НИИ Санкт-Петербурга. Мы начали заниматься с сурдопедагогом и психологом в нашем городе. А потом началась пандемия, и занятия пришлось прекратить.

    В тот момент я очень переживала, что речевое развитие остановится. И как я была рада, когда узнала, что на сайте www.ushariki.ru реабилитация доступна дистанционно, и для ее прохождения нужен только ноутбук или компьютер с доступом в интернет. Современный, простой и понятный сервис, удобный личный кабинет. На первом онлайн-занятии при встрече с сурдопедагогом на её приветствие мой сын ответил «Вау!» Сначала он был очень удивлен, а потом с удовольствием выполнял все задания. Хочу отметить, что записи всех онлайн-консультаций и весь материал остаётся доступен после прохождения дистанционной реабилитации, и мы всегда можем его повторить. Благодаря дистанционной реабилитации специалисты, с которыми мы занимались по месту жительства, буквально не узнали Кирилла!
Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы быть в курсе последних новостей.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности