Жить, учиться и работать в своём городе

Юлия Мочалова, сурдопедагог ДСЦ Тулы
По своему географическому расположению Тула имеет преимущество перед многими
регионами России: близость к столице, удобное транспортное сообщение. При необходимости довольно быстро можно доехать до Москвы и Подмосковья, где работают крупные федеральные центры, проводящие реабилитацию слабослышащих пациентов. Однако всегда удобнее иметь возможность обратиться к специалистам у себя в городе, чувствовать поддержку на протяжении всего периода реабилитации.

Д ля оказания помощи детям с нарушениями слуха в Туле в 1994 году как структурное подразделение Научно-практического центра клинической нейрофизиологии и нейрореабилитации был открыт Детский сурдологический кабинет, который с 2008 года вошел в структуру ГУЗ ТО «Центр детской психоневрологии» как Детский сурдологический центр (ДСЦ).

ДСЦ имеет достаточно возможностей для своевременной диагностики различных нарушений слуха у детей с рождения. Благодаря современному сурдологическому оборудованию специалисты получают необходимую информацию о состоянии слуха пациентов с грудного возраста. Здесь же сурдологи по результатам исследований могут порекомендовать средства технической реабилитации, а также оценить настройки при помощи аудиометрии в свободном звуковом поле в слуховых аппаратах и кохлеарных имплантах.

Одна из приоритетных задач ДСЦ —организация слухоречевой реабилитации. Особенностью подхода к реабилитации в Сурдологическом детском центре являются регулярные занятия с сурдопедагогом с момента постановки диагноза. Сурдопедагог сопровождает ребенка в течение всего периода наблюдения. Слухоречевая реабилитация может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет.
Моя профессиональная деятельность вот уже много лет связана с сурдологией и позволяет наблюдать развитие и прогресс в этой области. Здесь хочется отметить, что раннее проведение аудиологического скрининга в первые дни жизни ребенка способствует своевременному выявлению детей с патологией слуха, что, в свою очередь, позволяет начать реабилитацию как можно раньше, не теряя драгоценного времени. Большое количество проводимых операций кохлеарной имплантации увеличило именно эту категорию детей среди общего количества нуждающихся в слухоречевой реабилитации. А также можно отметить увеличение количества детей, рождающихся с сочетанной патологией, где наряду со слухом страдают другие органы и системы. В данном случае процесс реабилитации может затягиваться, не всегда приводить к желаемой цели, но мы стараемся найти подход к каждому ребёнку, наладить тесное взаимодействие с родителями и выбрать правильную стратегию.

В большинстве случаев используется аудио-вербальный подход, который помогает ребёнку освоить устную речь через слушание. Это касается и детей, использующих СА, а также детей с КИ. Занятия нацелены на развитие слуховых навыков. Учим родителей, как развивать навыки слушания в слуховых аппаратах, кохлеарных имплантах. Цель данного подхода — научить ребёнка пользоваться речью и устной коммуникацией через раннее, постоянное и успешное использование систем кохлеарной имплантации, слуховых аппаратов.

В случае больших потерь слуха, недостаточно компенсируемых слуховыми аппаратами, а также при сложных сочетанных патологиях, к работе подключаем зрительное восприятие, использование табличек, дактилем.

Так как для формирования слитной интонированной речи большое значение имеет музыкальная стимуляция, то в свою работу я часто включаю музыкальные пособия. Благодарю Ольгу Сухову и Анастасию Логачевскую, авторов замечательного пособия для развития слухового восприятия у детей «Зоя-Сова». С этой потрясающей совушкой наши занятия превращаются в увлекательную игру. Мы танцуем, поём, исследуем звуки и познаём окружающий мир, импровизируем.

Для профессионального развития и вдохновения часто слушаю вебинары «ПОРА!» Ленхардт-Академии, спикеры которой — специалисты из разных стран. Интересен обмен опытом с зарубежными коллегами, некоторые их подходы к реабилитации использую и в своей работе. Опыт замечательного специалиста и спикера Академии Гизелы Батлинер «Развитие ребёнка с нарушением слуха в процессе игры" включаю в свою непосредственную работу с малышами раннего возраста.

В ноябре 2022 года прошла недельный цикл «Система организации работы по слухоречевому развитию с детьми (раннего, дошкольного и школьного возраста) после кохлеарной имплантации/слухопротезирования и с сочетанными нарушениями» на базе Центра реабилитации слуха и речи «Тоша & Со» в г. Фрязино. Наполнилась колоссальным опытом специалистов центра, заряженных любовью к своему делу, внедряю его в свой рабочий процесс. На своих занятиях использую рекомендации музыкального терапевта центра, нейропсихолога, специалиста по сенсорной интеграции.
Одна из моих учениц — Анастасия Самарина. Сейчас Насте 4 года, у неё хорошая фразовая речь. Она носит на одно ушко кохлеарный имплант, а на второе — слуховой аппарат (бимодальная стимуляция). В 6 месяцев девочке диагностировали двустороннее снижение слуха IV степени, пограничное с глухотой. Сначала Настя носила два слуховых аппарата, а в два годика ей провели имплантацию. Благодаря стараниям родителей, специалистов и самой малышки девочка добилась колоссальных для неё успехов, которые сложно было представить ещё пару лет назад.

Для меня главная цель в работе — научить ребёнка взаимодействовать с окружающим миром посредством слуха и речи и максимально раскрыть его потенциал.

Чувствую радость в моменты даже самых минимальных, но все же успехов ребенка, потому что наш совместный путь нелегок, но всё же преодолим. Особенно, если это путь тесного сотрудничества ребёнка, специалиста и родителей.
Самое важное в реабилитации детей с нарушенным слухом — это ранняя диагностика и своевременное начало слухоречевой реабилитации, качественный слуховой аппарат с правильными настройками (кохлеарный имплант), а также его постоянное ношение.

Елена КОБА, сурдопедагог ДСЦ Тулы
К сожалению, нередко родители затягивают обращение к специалистам, что существенно осложняет процесс. Некоторые из них не готовы принимать активное участие в коррекционно-развивающих занятиях с ребенком. Считаю, что нам как специалистам важно не оставлять родителей один на один с их проблемой. Необходимо обязательно консультировать родителей, объяснять, как лучше строить общение с ребёнком, как создать дома необходимую слухо-речевую среду, постоянно напоминать о важности регулярного контроля настроек слуховых аппаратов у специалиста.
Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы быть в курсе последних новостей.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности