Такая игра, как «Найди наощупь», когда ребенок, не видя предмет, должен его найти, ощупав, способствует развитию мелкой моторики, тактильной чувствительности, пониманию расположения предмета и его частей в пространстве.
И, конечно, с детьми, имеющими нарушения слуха, нужно играть в игры, способствующие развитию слухового восприятия. Слушать звуки, которые окружают, учить различать их. Например, отличить по голосу собаку от кошки, мужской голос от женского. Понимать направление звука (справа, слева, внизу, наверху). Узнавать разные ритмы: марш, вальс, полька и т. п.
— А что думаете об использовании в работе сурдопедагога инструментов искусственного интеллекта, нейросетей и других новейших технологий?
— Как современный педагог, который постоянно учится, хочет узнавать новое, искусственный интеллект для меня интересное явление. Но я очень аккуратно отношусь к его сиюминутному применению в работе. Всё же живое общение, речь, эмоции нашим детям нужнее, нежели запрограммированная машина, хоть и с очень высоким интеллектом.
Применение данных технологий возможно, например, в качестве инструмента для подбора нужной литературы, иллюстрированного материала, помощи в диагностике или составления коррекционной программы. Мы знаем, что такие программы уже есть, они применяются учителями-дефектологами в своей работе.
С некоторыми детьми я использую в процессе занятий различные компьютерные программы, если это позволяет уровень развития и физические возможности конкретного ребенка. С некоторыми семьями мы иногда переходим на онлайн-режим занятий. Например, если ребенок много болеет, часто пропускает занятия, или если семья живет не в Москве, где я работаю, и добираться до кабинета долго.
— Как вы относитесь к инклюзивному образованию в России?
— Говоря про инклюзивное образование, мне хочется отметить, что для России это направление достаточно молодое. Впервые на законодательном уровне понятия «инклюзивное образование» и «адаптированная образовательная программа» появились в 2012 году, когда президент В. В. Путин подписал новый закон «Об образовании в Российской Федерации».
За прошедшие 12 лет произошло много позитивных изменений в отношении детей с различными нарушениями. У родителей появилась возможность выбора образовательного учреждения, куда может пойти ребенок. Дети с нарушением слуха получили прекрасную возможность находиться в речевой среде, общаться, получать необходимые навыки с нормотипичными детьми.
— Какие условия для ребенка после КИ или со слуховым аппаратом, по вашему мнению, должны быть созданы в общеобразовательных детских садах и школах, чтобы он мог полноценно учиться и развиваться?
— Как человек, проработавший более 15 лет в государственном учреждении, зная ситуацию изнутри, могу сказать, что есть проблемы с кадровым составом, с организацией доступной среды, с пониманием выстраивания самого образовательного процесса для ребенка с нарушением слуха.
Для полноценного развития и обучения ребенка, который носит слуховой аппарат или кохлеарной имплант, нужно четко понимать и знать особенности общего и психического развития таких детей, систему работы с ними, применять методы, наиболее эффективные для обучения и воспитания. Такие дети нуждаются в дополнительном контроле со стороны сурдопедагогов, психологов, логопедов.
Человек, работающий с таким ребенком, должен понимать смысл и важность слухопротезирования. Уметь помочь снять или надеть техническое средство, видеть, когда оно не работает, или села батарейка.
Особой областью работы с детьми, имеющими нарушения слуха, является семья. Понимание психологии, умение корректно общаться, объяснять родителю необходимость регулярных занятий, пояснять использование того или иного метода обучения, разъяснять, как необходимо вести себя с ребенком дома для достижения наилучших результатов в развитии.
— Знаю, вы участвуете во многих образовательных проектах. Расскажите о самых интересных и важных.
— Я являюсь научным сотрудником лаборатории образования и комплексной абилитации и реабилитации детей с нарушениями слуха Института коррекционной педагогики. Это дает мне возможность принимать участия в различных образовательных проектах. Например, в рамках реализации национального проекта «Образование» я записываю видео для базы знаний «Я — родитель», участвую в групповых онлайн-консультациях.
Помимо просвещения родителей, выступаю в качестве спикера недель Института коррекционной педагогики «Детство равных возможностей», которые проходят в различных областях России. Также с коллегами организую и провожу различные конференции, семинары и мастер-классы для педагогов, которые занимаются частной практикой в статусе самозанятых или работают в сфере допобразования для детей с ОВЗ.
— Где черпаете идеи и вдохновение для работы?
— Идеи и вдохновение для работы всегда приходит во время обмена опытом и встреч с коллегами, при посещении различных культурных мероприятий: выставок, спектаклей, фестивалей, мастер-классов. И не всегда последние связаны с профессиональной деятельностью.
— Что дает вам ваша работа? Какие эмоции испытываете от общения с детьми? Что дает энергию и силы учить и учиться?
— Моя работа является неотъемлемой частью жизни. Кажется, что вся семья вовлечена в этот процесс. Если близкие видят какие‑то интересные книги, игрушки, программы по ТВ, всегда спрашивают, вдруг мне тоже нужно это в работе.
Дефектология научила меня терпению, принятию и гуманности. Меня не перестают удивлять истории семей, где воспитываются дети с нарушениями слуха, возможности и потенциал этих детей.
Бывает, в собственной жизни происходят какие‑то неприятные события, но как только переступаешь порог рабочего кабинет, садишься напротив малыша, погружаешься в занятие, все «дурные» мысли исчезают, настроение улучшается, и все проблемы кажутся разрешимыми и уже не такими сложными.
— Что для вас является показателем успеха?
— Показатель успеха в работе — это уровень доверия ребенка и его семьи. Как только появляются первые результаты, как только родителям становится легче понимать собственного ребенка и общаться с ним, приходит осознание, что все усилия были не зря.
Когда малыш приносит на занятия свои «драгоценности», любимые игрушки и вещи, чтобы показать их тебе, — это тоже успех. В каждом конкретном случае — свой успех. Кто‑то наконец‑то научился дуть в дудочку, кто‑то складывать слова из разрезной азбуки и читать таблички, кто‑то начал различать слова на слух, а кто‑то уже сам сочиняет рассказы и составляет задачи для педагога. И все это — успех для конкретного ребенка, его семьи и для меня лично.
А чтобы закрепить успех, чтобы он стал регулярным, хороший педагог никогда не прекратит учиться и получать новые знания. Прогресс не стоит на месте. Сурдопедагогика тесно связана и с медициной, и с общей педагогикой, с психологией, с лингвистикой. Нужно быть в курсе последних событий и исследований, брать новые знания, применять их на практике, но при этом не забывать про фундаментальную научную базу и первоисточники, на которых строилась наука — сурдопедагогика.
В заключении хочется сказать, что профессия сурдопедагога уникальна и многогранна. Чтобы ее познать, нужно очень любить то, чем занимаешься. Быть внимательным к деталям, не стесняться обращаться за помощью к коллегам. А главное — быть честным перед тем, кто очень нуждается в твоей помощи.