Эксперты

Сергей Артюшкин: наукой надо заразить

Наступивший 2024 год продолжает в России десятилетие науки и технологий, объявленное президентом Владимиром Путиным. Этот период включает в себя комплекс инициатив, проектов и мероприятий, направленных на усиление роли науки и технологий в решении важнейших задач развития общества и страны, в том числе и медицины. Уже сегодня студенты и выпускники российских вузов предлагают качественно новые решения в медицинской сфере, которые обладают большим потенциалом для практического применения в диагностике и лечении различных заболеваний. Одним из ведущих университетов страны в плане научно-­исследовательской и инновационной деятельности является СЗГМУ им. И. И. Мечникова.

Здесь созданы все условия для эффективного наращивания и использования научного и инновационного потенциала в решении актуальных проблем развития медицинской науки и клинической практики. О том, как технологический прогресс меняет оториноларингологию, какие задачи можно отдать на решение искусственному интеллекту, и как заразить студентов наукой, мы побеседовали с проректором по учебной работе СЗГМУ им. И. И. Мечникова, заведующим кафедрой оториноларингологии, профессором Сергеем Артюшкиным.

— По вашему мнению, в каком направлении сейчас развивается оториноларингология как наука? Что изменилось в ней за последние 15–20 лет?

— Для меня как для практикующего специалиста оториноларингология — это хирургическая специальность, внутри которой ведутся глубокие научные исследования. За последние 15–20 лет в ней изменилось многое. Например, раньше практически все операции в оториноларингологии выполнялись под местной анестезией, сейчас это, как правило, общее обезболивание. Естественно, специальность развивается и под влиянием технологического прогресса. В некоторой степени меняются подходы, методики проведения различных оперативных вмешательств, методы лечения, и большую роль в этом играет технологический прогресс. Появление новых инструментов, силового оборудования, инструментов визуализации, помогают хирургам-­оториноларингологам более точно и четко оказывать всю необходимую помощь пациентам.

— Как вы думаете, что является приоритетным для оториноларингологии в настоящее время? Что особенно важно и актуально именно сейчас?

— Не только в оториноларингологии, но и в любой другой специальности приоритетной задачей, я считаю, должно быть ее гармоничное развитие. Надо постараться избегать однобокого, чисто технологического подхода. Специальность должна развиваться по нескольким направлениям: технологии, совершенствование методик лечения и операций, научные исследования. Вот как я себе представляю задачу развития. И в принципе, по всем этим направлениям ведется работа. Очень важным и востребованным в настоящее время представляется и междисциплинарное взаимодействие. Всё чаще и чаще мы видим и практические, и научные работы, которые выполняются по двум, по трем специальностям. И я имею в виду даже не кандидатские или докторские диссертации, а ежедневную научную работу врачей. Оториноларинголог постоянно сотрудничает и с офтальмологами, и с нейрохирургами, очень близко с челюстно-­лицевыми хирургами, с гастроэнтерологами и даже с остеопатами, которые тоже вносят определенный вклад в развитие нашей специальности.

— Командная работа действительно важна. Это касается и разработки и обновления клинических рекомендаций для оториноларингологии и сурдологии. Расскажите, на каком этапе сейчас находится эта работа? С чем она связана?

— Клинические рекомендации являются большой поддержкой, руководством к действию, инструкцией для практикующего врача. Под руководством главного специалиста оториноларинголога Минздрава РФ Николая Аркадьевича Дайхеса сформирована опытная команда экспертов оториноларингологов, которая занимается разработкой и актуализацией клинических рекомендаций. В настоящее время хочу сообщить о большой работе, которую ведет эта группа, этот огромный авторский коллектив. Разрабатываются новые клинические рекомендации по практически всем нашим нозологическим формам, а также актуализируются те рекомендации, которые были разработаны ранее. Еженедельно проводятся видеоселекторные совещания, где все эксперты, в том числе и ваш покорный слуга, принимают участие в обсуждении, для того чтобы подготовить выверенный, абсолютно правильный документ, который соответствует современным подходам к диагностике и лечению заболеваний. Дело в том, что клинические рекомендации должны пересматриваться каждые три года. Это связано с тем, что, как я уже сказал, меняются и совершенствуются методы диагностики, появляются новые лекарственные препараты, меняются подходы к лечению некоторых заболеваний. Так, например, буквально несколько лет назад оториноларинголог мог слышать, но никогда не использовал генно-­инженерно-биологическую терапию в своей практике. Теперь это в ходу, и это действительно помогает полностью справиться с рядом заболеваний. Отмечу, что часть клинических рекомендаций обновляется, а часть разрабатывается совершенно новых, которых не было ранее. Этой работой занимается большая группа, в которую входят заведующие кафедрами, доценты, профессора, все главные специалисты регионов Российской Федерации. Постепенно все клинические рекомендации будут утверждены Минздравом России, опубликованы и доступны для практикующих специалистов.

— С 2015 года основным местом вашей работы стал университет им. И. И. Мечникова. Как вы думаете, кроме профессиональной подготовки по специальности, какими знаниями еще должен обладать современный врач? Что нужно, чтобы студенты полюбили медицину, стремились развиваться в ней?

— Обучение студентов является важной задачей любого университета, но для нас не самоцель, чтобы человек получил какой-то набор знаний. Главное — научить его пользоваться этими знаниями в нужный момент и действительно полюбить медицину. Специальность, в которой он будет себя реализовывать, здесь не имеет принципиального значения. В ходе обучения человек должен еще и сформироваться как личность. Я абсолютно согласен с тем, что профессия врача является самой гуманной. Поэтому важно уделять внимание и духовно-­нравственному воспитанию студентов. При этом большое значение имеет призвание. В медицину надо идти по призванию, поскольку будет очень сложно в дальнейшем работать, общаться с пациентами, если ты в медицине случайный человек.+

— И всё же, несмотря на высококлассную подготовку выпускников медвузов, проблема дефицита врачей оториноларингологов в регионах по-прежнему стоит довольно остро. Происходит ли взаимодействие медицинских вузов Санкт-­Петербурга с регионами? Как выстроена эта работа?

— Безусловно, работа по анализу дефицита кадров и потребностей в плане оказания медицинской помощи регионам находится на очень высоком контроле. Несколько лет назад Минздрав РФ инициировал создание проекта, который называется «Вуз — регион». Само название отражает взаимодействие высшего учебного заведения и подшефного региона. Такой подшефный регион есть у каждого образовательного учреждения. Если говорить о нас, то это четыре региона: Карелия, Калининград и Калининградская область, Псков и Вологда. Более того, введена специальная должность — проректор по региональному развитию здравоохранения. И на постоянной основе врачи разных специальностей, в том числе и оториноларингологи, анализируют ситуацию в регионе, помогают развитию специальности.

Кроме того, как образовательная организация мы ведем подготовку врачей для конкретного региона. Как правило, здесь используется механизм целевого обучения. То есть выпускник школы из любого региона по направлению о целевом обучении поступает в наш университет, и по окончании обучения у него есть обязательство вернуться в свой регион, таким образом восполнив потребность в специалистах медиках на местах.

Работа по сокращению кадрового дефицита — задача не только образовательных учреждений, но и региональных министерств здравоохранения. Знаю, что во многих субъектах РФ действуют меры оказания адресной помощи целевикам, врачам-­специалистам, в которых нуждается регион. Это могут быть различные выплаты, помощь в приобретении жилья и т. д. Важно заинтересовать человека и создать комфортную среду для работы.

— В последние годы стремительное развитие искусственного интеллекта и технологий на его основе стали ключевым драйвером во многих отраслях. Медицину называют в числе первых сфер, где ИИ способен качественно повысить производительность труда, облегчить работу врачей, помочь пациентам. Что вы думаете по этому поводу?

— Я начинал работать, когда даже обычный персональный компьютер не был доступен врачам, но тем не менее это не мешало качественно выполнять свои функции, оказывать помощь пациентам. Появление информационных технологий, в том числе ИИ, безусловно, важно. Я вижу в этом большое подспорье, инструмент для помощи врачу-­специалисту в оценке различных показателей. Это касается различных объемных баз данных, графических файлов и т. д. Очевидно, что человек не в состоянии с такой скоростью обработать информацию, а, имея ИИ и заложив в него определенный алгоритм, мы гораздо быстрее получаем требуемый результат. В оториноларингологии и сурдологии ИИ находит применение в оценке снимков компьютерной томографии, в настройке слуховых аппаратов и кохлеарных имплантов. Но в основе всегда должен стоять врач-специалист, который оценивает работу искусственного интеллекта, его эффективность. Полностью за врача ИИ не работает, да и нет такой необходимости, я думаю.

Если продолжить разговор о технологиях в оториноларингологии, то в последние годы активно внедряется обучение на симуляторах, которые год от года становятся более совершенными. Преимущество симуляторов в том, что с их помощью можно без риска для пациента отрабатывать и совершенствовать навыки лечебных мероприятий, хирургических операций, оттачивать до идеала технику хирургов. Например, на симуляторах можно полностью выполнить эндоскопическую операцию.

— На вашем счету несколько патентов на изобретения в области медицины. На ваш взгляд, как сегодня мотивировать молодежь заниматься наукой, поисками нового?

— Для того чтобы мотивировать молодежь заниматься наукой, надо, в первую очередь, показать на своем примере, почему это интересно, и что это дает. Вовлечение в науку в нашем университете выстроено таким образом, что буквально с первого курса ребята, проявляющие интерес, попадают в студенческие научные общества, в которых занимаются. И это направление курирует управление науки нашего университета, различные исследовательские лаборатории, которые предоставляют непосредственную возможность для проведения научных исследований, позволяют демонстрировать достижения науки и ее перспективы.

Наукой надо заразить — в хорошем смысле этого слова. У меня так и произошло. Мои родители — врачи, я тоже всегда ориентировался на то, чтобы стать медиком, мне это нравилось. А уже научный интерес зародился непосредственно во время обучения. Я видел вокруг себя профессионалов в своей специальности, их работа, исследования давали результат — от них этим интересом заразился и я. Важно продемонстрировать студентам возможности, которые открываются перед теми, кто занимается наукой.

Я думаю, к занятию наукой ­все-таки должна быть предрасположенность, склонность характера, склад ума, да и без базовых знаний очень сложно проводить ­какой-либо анализ. Молодые ученые — это, как правило, люди, не просто хорошо знающие свою специальность, но заинтересованные в ее развитии, имеющие здоровые амбиции искать, находить, открывать новое. Им мало базового обучения, они хотят достичь более высоких результатов.

— Могли бы вы представить свою жизнь в какой-то другой профессии?

— Медиком я хотел стать с детства. Поскольку мои родители были оториноларингологами, я тоже выбрал эту специальность и влюбился в нее. Поэтому сегодня даже не представляю себя ни в какой другой профессии!

Для меня всегда приоритетом является хорошая слаженная командная работа. Врач не может работать в одиночестве и всегда взаимодействует с коллегами, и только слаженная, проверенная, надежная команда действительно может добиться успехов. Желаю всем коллегам в наступившем году здоровья и крепкого плеча друзей и единомышленников!

Фото предоставлены пресс-службой ФГБОУ ВПО «СЗГМУ им. Мечникова» МЗ РФ

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года № 152-Ф3 "О персональных данных"