О слухе

С первых дней жизни

Памятка для сурдолога, работающего с детьми

Работа с маленькими пациентами особенно ответственна, ведь от грамотных и своевременных действий специалистов зависит будущее ребенка. Здесь нет и не может быть мелочей, поэтому в первые дни после появления на свет все новорожденные в России должны пройти аудиологическое обследование, которое призвано на самых ранних сроках помочь выявлению возможных нарушений слуха. В этом материале остановимся на наиболее важных фактах и принципах, которые должен учитывать сурдолог-­оториноларинголог при работе с детьми.

Слух — это удивительный дар, которым природа наградила человека.

Снижение слуха у ребенка, в отличие от взрослого, приводит к нарушению в речевом развитии и формировании интеллекта.

Факты

  • В мозгу новорожденного 150–200 миллиардов нейронов.
  • За первый год жизни мозг ребенка увеличивается в 2 раза и весит около 1 кг.
  • Масса мозга увеличивается за счет образования и укрепления нейронных связей — синапсов — образуется в тот момент, когда ребенок получает любой опыт прослушивания речи!
  • До 700 синапсов в секунду формируется в первый год жизни ребенка. Однако, для того чтобы нейронная связь осталась (и масса мозга увеличилась на эту одну нейронную связь), важно, чтобы ребенок пережил этот опыт еще несколько раз.
  • В первые 6 месяцев жизни формирование новых нейронных связей идет наиболее активно. Поэтому рекомендуемый оптимальный в отношении прогноза речевого и психоэмоционального развития возраст постановки окончательного диагноза и начала реабилитационных мероприятий ограничен 3–6 месяцами жизни.

Слухопротезированию предшествует аудиологическое обследование, включающее в себя субъективные (психоакустические) и объективные методы обследования слуха в зависимости от возраста пациента (тональная пороговая аудиометрия, игровая аудиометрия, поведенческая аудиометрия, акуметрия, импедансометрия, регистрация различных классов отоакустической эмиссии, регистрация различных классов слуховых вызванных потенциалов).

В нашей стране также широко применяется разработанный профильными специалистами универсальный аудиологический скрининг новорожденных и детей первого года жизни. Он помогает с первых дней жизни определить или заподозрить у ребенка снижение слуха различной степени выраженности и формы тугоухости. Это дает возможность родителям и специалистам как можно раньше приступить к процессу реабилитации — к слухопротезированию, что в будущем позволит ребенку развиваться на уровне сверстников.

С учетом этиологии различают наследственную, врожденную и приобретенную тугоухость.

По форме принято различать:

  • сенсоневральную тугоухость,
  • смешанную тугоухость,
  • кондуктивную тугоухость.

По времени возникновения снижения слуха, особенно в детской практике, различают:

  • прелингвальную (наступившую до развития речи),
  • постлингвальную (наступившую после появления речи) тугоухость.

Факторы риска по тугоухости и глухоте

Неблагоприятное течение беременности: угроза прерывания беременности, резус-­конфликт матери и плода, опухоли матки, заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, ОРВИ, цитомегаловирусная инфекция и др.), приём матерью ототоксических антибиотиков, алкогольная и иная интоксикация, воздействие радиации.

Патологические роды: преждевременные, стремительные, затяжные роды, роды с применением акушерских пособий (кесарево сечение, при частичной отслойке плаценты, ягодичном и тазовом предлежании) и др. нарушения родовой деятельности, приводящие к асфиксии и внутричерепной травме плода.

Патология раннего неонатального периода: гипербилирубинемия, связанная с гемолитической болезнью новорожденных, недоношенность, вес до 1700 г., врожденные пороки развития (в том числе ЛОР‑органов), пневмонии, аспирация околоплодных вод и др.

Факторы риска раннего детства: сепсис, вирусные инфекции (краснуха, ветряная оспа, корь, паротит, коклюш, скарлатина, грипп), менингоэнцефалит, осложнения после прививок, болезни ЛОР‑органов, черепно-­мозговые травмы, применение ототоксических антибиотиков, наркоз и др.

Наследственная патология: у 35–50% лиц, страдающих тугоухостью, прослеживается наследственный характер патологии, причем у 1/3 она носит синдромальный характер.

Эти причины, как правило, приводят к поражению звуковоспринимающего отдела слухового анализатора, и степень снижения слуха может варьироваться от легкой тугоухости до полной глухоты.

Причиной приобретенной тугоухости у детей могут быть хронические средние отиты, экссудативные отиты, травмы различных отделов уха и другие заболевания ЛОР‑органов. Кроме этого, тугоухость у детей может являться осложнением общих инфекций (ОРВИ, эпидемического паротита, скарлатины, дифтерии, энцефалита, менингита), черепно-­мозговых травм с вовлечением пирамиды височной кости, лекарственной интоксикации. Прослушивание громкой музыки через наушники плеера также может быть причиной сенсоневральной тугоухости.

Показанием к слухопротезированию является:

Cтойкое повышение порогов слышимости в одном или обоих ушах свыше 40 дБ нПС (на любых двух частотах в диапазоне 500–4000 Гц) при поведенческой аудиометрии или при регистрации КСВП на щелчки (2000–4000 Гц). (Клинические рекомендации: Сенсоневральная тугоухость у детей, 2021. Утверждены Минздравом РФ).

Абсолютные противопоказания к слухопротезированию, по мнению многих авторов, отсутствуют, но, по некоторым данным, к ним относятся тяжелые психические расстройства и эпилепсия.

Временные противопоказания:

  • любые состояния, требующие уточнения диагноза (внезапная тугоухость неясной этиологии, подозрение на ретрокохлеарную патологию и т. п.);
  • нарушение функции вестибулярного анализатора;
  • острая глухота и тугоухость в течение первых трех месяцев;
  • воспалительные или рецидивирующие заболевания наружного и среднего уха.

После определения показаний и противопоказаний к проведению акустической коррекции слуха специалист осуществляет подбор и настройку слухового аппарата, включающие в себя следующие этапы:

  • надлежащий выбор устройства (размер, функции);
  • программирование слуховых аппаратов;
  • верификация настройки слуховых аппаратов;
  • валидация настройки слуховых аппаратов.

Современные технологии слухопротезирования открывают широкие возможности для успешной компенсации потери слуха различной степени.

Слуховые аппараты воздушного звукопроведения используются в большинстве случаев, однако при врожденных аномалиях развития наружного и среднего уха, хронических отитах, когда использование аппаратов воздушного проведения невозможно, назначаются аппараты костного звукопроведения.

В связи с особенностями наружного слухового прохода и его стремительным ростом в течение первых лет жизни, аппаратами выбора при акустической коррекции слуха являются заушные слуховые аппараты. Это также продиктовано наличием функций, необходимых ребенку:

  • выбор размера рожка слухового аппарата;
  • запирающийся батарейный отсек;
  • индикатор уровня заряда батареи;
  • совместимость с FM‑системами.

Возрастные особенности слуха и акустических свой­ств наружного слухового прохода должны быть обязательно учтены при расчете амплитудно-­частотных характеристик слухового аппарата с использованием индивидуального ушного вкладыша (измерение RECD и верификация настроек слухового аппарата).

Слуховой аппарат для детского слухопротезирования должен иметь значительную гибкость настройки (многоканальность), автоматические алгоритмы подавления обратной связи, системы шумоподавления, направленных микрофонов. Основываясь на возрасте ребенка, во время настройки слуховых аппаратов будет принято решение об активации или, наоборот, отключении той или иной технологии, например, направленности, шумоподавления и т. п. Чем младше ребенок, тем меньше «автоматики» требуется в работе слухового аппарата, но по мере взросления ребенка эти функции могут значительно улучшить разборчивость речи в различных акустических ситуациях.

После подбора аппарата дальнейшая, более тонкая настройка слухового аппарата ребенку может проводиться после занятий с сурдопедагогом. Эффективность слухопротезирования в детском возрасте зависит от совместной работы сурдолога, слухопротезиста, сурдопедагога, родителей, воспитателей и учителей, смежных специалистов.

Согласно официальным данным, полученным в ходе проведения паспортизации сурдологической службы в рамках поручения Министерства здравоохранения Российской Федерации для национальных центров, получены следующие данные (график 1 и 2).

График 1. Число детей-инвалидов в РФ, использующих слуховые аппараты.

График 2. Число детей в РФ, использующих слуховые аппараты и не имеющих инвалидности

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года № 152-Ф3 "О персональных данных"