На практике

Реабилитация должна быть доступной

Технологический прогресс, современные цифровые многоканальные слуховые аппараты и кохлеарные импланты позволяют слабослышащим людям практически полностью вернуть слух. Однако важным компонентом помощи пациентам с сенсоневральной тугоухостью и глухотой является не только техническое средство реабилитации слуха, но и достаточная слухоречевая реабилитация и абилитация. Еще одно важное условие — доступность этих мероприятий в регионах России.

С 2016 года в Республике Башкортостан на базе детского санатория «Дуслык» города Уфы проводится ежегодная реабилитация детей, использующих слуховые аппараты и кохлеарные импланты. О возможностях помощи детям с нарушениями слуха, а также реабилитации слабослышащих людей в Республике Башкортостан рассказала Елена Савельева — сурдолог-­оториноларинголог высшей категории, доктор медицинских наук, главный внештатный оториноларинголог Республики Башкортостан.

Елена Савельева, сурдолог-­оториноларинголог высшей категории, доктор медицинских наук, заведующая кафедрой оториноларингологии ФГБОУ ВО «Башкирский Государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Республики Башкортостан, главный внештатный оториноларинголог Республики Башкортостан, президент Ассоциации оториноларингологов, сурдологов Республики Башкортостан, Заслуженный врач РБ, член Национальной Ассоциации оториноларингогов РФ, аудиологов РФ, Международной Ассоциации аудиологов ISA.

— Елена Евгеньевна, расскажите, как вы пришли в сурдологию? Чем привлекла именно эта специализация?

— Я стала врачом, так как мои родители и особенно бабушка видели меня в этой профессии, к тому же в семье были известные врачи. Закончив школу с золотой медалью и Башкирский государственный медицинский университет (БГМУ) с красным дипломом, я поступила в интернатуру, а затем и в клиническую ординатуру кафедры оториноларингологии Башкирского государственного медицинского университета.

Сотрудники старейшей в Университете кафедры оториноларингологии БГМУ, известные профессора и доценты (Бикбаева А. И, Арефьева Н. А., Цыглин А. А., Абдурашитов Р. Ш., Янборисов Т. М.) своим примером, знаниями и профессионализмом сделали так, что я влюбилась в профессию ЛОР‑врача. Я прошла очень интересный профессиональный путь от практического врача оториноларинголога, ассистента кафедры до заведующей кафедрой оториноларингологии БГМУ и главного оториноларинголога Республики Башкортостан. Освоила профессию сурдолога в связи с внедрением в нашей Республике новых методов диагностики и лечения нарушений слуха, в том числе кохлеарной имплантации. Имею два сертификата-­врача оториноларинголога и сурдолога, что считаю очень полезным для моих пациентов, так как на приеме я могу не только провести диагностические методы исследования (аудиометрия, импедансометрия, слуховые вызванные потенциалы, электрокохлеография и др.), персонально подобрать современный слуховой аппарат или провести настройку любой модели кохлеарного импланта, но и оказать помощь и назначить лечение пациентам с ЛОР‑патологией (отиты, риниты, синуситы и др.).

В 2006 году я защитила кандидатскую диссертацию в ФГУ РНПЦ аудиологии и слухопротезирования ФМБА (Москва), а в 2016 году докторскую диссертацию в ФГБУ НКЦО ФМБА России (Москва). Искренне благодарна профессорам, которые оказали мне помощь и поддержку в научной работе и профессиональной сфере, сыграли существенную роль в моем становлении и профессиональном росте: проф. Арефьева Н. А. (Уфа), проф. Таварткиладзе Г. А (Москва), проф. Азнабаева Л. Ф. (Уфа), проф. Загорянская М. Е. (Москва), проф. Дайняк Л. Б. (Москва), член-корр. РАН. Дайхес Н. А. (Москва), проф. Гаращенко Т. И. (Москва), акад. РАН Янов Ю. К. (Санкт-­Петербург), проф. Кузовков В. Е. (Санкт-­Петербург). Мои диссертационные работы были посвящены помощи людям с нарушением слуха, разработанные методы диагностики и реабилитации были внедрены в практическое здравоохранение.

— Давайте остановимся подробнее на реабилитации. Какие возможности для детей со снижением слуха есть в вашем регионе? Как они себя зарекомендовали?

— Современные слуховые аппараты и кохлеарные импланты на сегодняшний день — это чудо техники! Однако при отсутствии своевременной полноценной реабилитации (абилитации) все эти технические средства слуха становятся бесполезными. Безусловно, реабилитация ребенка после слухопротезирования или электроакустической коррекции слуха является важнейшей неотъемлемой частью его возвращения в мир слуха и речи. К сожалению, на практике я порой сталкиваюсь с тем, что родители слабослышащих детей считают, что дорогостоящий слуховой аппарат или проведение операции по установке кохлеарного импланта сами по себе полностью решают проблему, и теряют иногда очень важные месяцы и годы для слухоречевой реабилитации. Для полноценного развития ребенка необходимо обязательно объяснить родителям важность слухоречевой реабилитации и совместно обеспечить комплексный оптимальный реабилитационный процесс с участием членов семьи, сурдологов, сурдопедагогов, логопедов, психологов, неврологов, реабилитологов и других специалистов. Немаловажным фактором также является и доступность такой реабилитации.

С 2016 года в Республике Башкортостан на базе детского санатория «Дуслык» г. Уфы проводится ежегодная реабилитация детей с нарушением слуха, использующих слуховые аппараты и кохлеарные импланты. Искренне благодарна всем, кто поддержал этот реабилитационный проект: Министерству здравоохранения РБ, Детской Республиканской больнице г. Уфы, сотрудникам и руководству санатория «Дуслык» (Хасановой Л. Р., Каримовой С. С.), медицинскому сурдологическому центру «МастерСлух-­Уфа», призеру регионального этапа «Лучший социальный проект 2020 года по Республике Башкортостан», Башкирскому Государственному медицинскому университету.

Во время реабилитации детей консультируют педиатры, сурдологи, оториноларингологи, психологи, врачи ЛФК. Проводятся индивидуальные и групповые ежедневные занятия с сурдопедагогами, логопедами, необходимые диагностические тесты, настройки слуховых аппаратов и процессоров КИ. Дети посещают соляные шахты, получают кумысолечение, кислородные коктейли, принимают физиотерапевические и водные процедуры, массаж и т.  д. Проводятся круглые столы с родителями, представителями Министерств труда и образования, коррекционных школ. Во время реабилитации мы стараемся приглашать ведущих российских и зарубежных специалистов из ФГБУ «Национального медицинского исследовательского центра оториноларингологии ФМБА России», ФГБУ «СПб НИИ ЛОР» Минздрава России, ФГБУ «Российского научно-­клинического центра аудиологии и слухопротезирования ФМБА России».

Во время реабилитации проводятся утренники, концерты и развивающие игры для детей, круглые столы для родителей с представителями министерств и ведомств, мастер-­классы для медработников с ведущими специалистами федеральных центров.

Непрерывность реабилитационного процесса детей с нарушением слуха в нашей республике обеспечивается не только ежегодными целевыми программами в рамках санаторно-­курортного лечения, но и сурдологическими центрами, успешно работающими по профилю «Сурдология-­оториноларингология»: сурдологический центр Республиканской детской клинической больницы г. Уфы, сурдологический кабинет в г. Стерлитамака, городской сурдологический кабинет детской поликлиники № 2, лицензированные медицинские центры «Мой малыш» и «МастерСлух-­Уфа», работающие по сертификатам для реабилитации детей-­инвалидов, утвержденных постановлением Правительства Республики Башкортостан от 05.08.2019 № 484.

— Какими качествами, на ваш взгляд, должны обладать специалисты, которые заняты в реабилитации детей с нарушением слуха?

Олимпиада по оториноларингологии в БГМУ
В Наньчанском Университете Китая.

— Во-первых, специалисты должны быть профессионалами своего дела, а для этого сурдологи, педагоги, психологи, дефектологи должны постоянно совершенствоваться, чтобы предоставлять ребенку новейшие эффективные методики современной слухоречевой реабилитации. В связи с тем, что технологии очень быстро развиваются, появляются новые более совершенные средства технической реабилитации слуха, специалисты должны также постоянно учиться, перенимать лучшие российские и международные практики. Многие наши специалисты, участвуюшие в реабилитации, являются сотрудниками Башкирского государственного медицинского университета, что позволяет проходить стажировки, обучение, участвовать в мастер-­классах и конференциях по профилю «Оториноларингология» и «Сурдология» в России и за рубежом. Для увеличения уровня знаний на базе нашего медуниверситета мы проводим постоянно мастер-­классы, олимпиады для молодых специалистов, врачей ординаторов, студентов.

Для внедрения лучших мировых практик я проходила стажировки в ведущих федеральных центрах Москвы и Санкт-­Петербурга, в Германии, Дании, Австрии, Америке, Китае и др. Очень интересен был для меня опыт Китая, где я с группой студентов из БГМУ посетила клиники Наньчанского медицинского университета и Университета Цзянси. Мне представилась возможность читать лекции в этих ведущих вузах Китая, проводить обходы в ЛОР‑отделении, обмениваться опытом с коллегами оториноларингологами. Таким образом, профессионализм и постоянное совершенствование считаю залогом успеха реабилитации.

И второй фактор, которым, безусловно, должен обладать специалист, участвующий в реабилитации детей с нарушением слуха, — это непременная любовь к своей профессии, стремление помочь людям.

В Наньчанском Университете Китая.
В Наньчанском Университете Китая.