Первые попытки применения различных устройств для усиления звука относятся к далекому прошлому. Усиливающие свойства встречающихся в природе естественных резонаторов звука (морские раковины, рога животных) были известны людям в глубокой древности.
Первые слуховые аппараты (если, конечно, их таковыми можно назвать!) появились в Древнем Египте. Примерно в третьем тысячелетии до нашей эры ученые Древнего Египта сделали поразительное открытие: они обнаружили, что если к уху приставить рупор узким концом, а широким концом к источнику звука, то восприятие звука улучшается, и звук как бы усиливается. Поэтому самыми первыми слуховыми аппаратами в Древнем Египте стали обычные рога быков, у которых мастера спиливали кончик, в результате чего рог становился подобием рупора.
В поэзии Востока Александр Македонский именуется «двурогим». Есть предположение, что герой древнего мира тоже страдал тугоухостью. На одной из монет — тетрадрахме — Александр Македонский изображен в диадеме, к которой прикреплен бараний рог, широкое отверстие которого было направлено вперед, а острый конец прилегает к ушной раковине. Не исключено, что Александр использовал рога в качестве слухового аппарата.
После открытия Парацельса, который выяснил, что восприятие усиленного звука не зависит от размеров рупора, начиная с XVI века в Англии стали изготавливать более миниатюрные слуховые аппараты — из дерева. Принцип их действия был таким же: все тот же рупор, но размеры его стали неизмеримо меньше.
В конце XVII века и в XVIII веке различного рода трубчатые конусные «собиратели воздушных возмущений, проявляющих себя около головы» были весьма распространены. Материалами для слуховых трубок служили дерево, кость, жесть, медь.
Благодаря удивительной способности усиливать и улавливать звук конусные раструбы «на слух» приближали удаленные объекты, их начали применять даже в армии и на флоте, причем задолго до изобретения бинокля для глаз (1825).
Знаменитый композитор Л. Бетховен (1770–1827), имея к концу жизни ослабленный слух, пользовался параболическими резонаторами, цилиндрами, трубками, при публичных выступлениях прятал в волосах конусные ушные наконечники. В значительной степени благодаря механическим усилителям слуха, будучи уже почти глухим, написал последнюю, Девятую симфонию.
Коммерческое производство слуховых труб было основано Фредериком К. Рейном в 1800 г. в Лондоне. Его предприятием были выпущены сотни слуховых труб, расходившихся по разным странам.
В истории слухопротезирования первое упоминание об электрическом слуховом аппарате приписывается А. Беллу. Белл в 1876 году получил патент на изобретение телефона. Он предложил невиданный для того времени прибор, с помощью которого звуки можно было преобразовывать в электрические колебания и передавать их на большие расстояния. Технология, применяющаяся в изобретении, была позже использована в первых слуховых аппаратах.
В XIX веке маскировке слуховых аппаратов придавали большое значение. Хотя устройства все еще оставались довольно большими, мастера умудрялись превращать их в привлекательные декоративные аксессуары и встраивали их в воротники, головные уборы и прически. Иногда их покрывали эмалью телесного цвета или цвета волос клиента. Некоторые мужчины пытались полностью скрывать устройства в бороде.
В 1896 году англичанин Бертрам Торнтон создал первый электрический слуховой аппарат, применив усиление уже существующего телефона с угольным микрофоном для улучшения понимания речи в обычной комнате.
В начале 1900-х годов с появлением электричества и телефона стали развиваться слуховые аппараты нового поколения с электронным усилителем звука, угольным микрофоном и батареей. Такие аппараты представляли собой громоздкие коробки, которые приходилось носить на шее. Из коробки наружу выходили длинные провода, которые присоединялись к тяжелой батарее, работавшей всего несколько часов.
Чтобы продлить срок работы таких устройств, некоторые люди носили еще более тяжелые и большие аккумуляторы. Кроме того, чем серьезнее были проблемы со слухом, тем более крупный микрофон приходилось использовать.
В 1898 году в США инженер Миллер Риз Хатчинсон создал фирму «Akouphone Company» для организации серийного выпуска слуховых аппаратов. В 1900 году им был создан переносной слуховой аппарат. Основными компонентами этого прибора были угольный передатчик и батарея.
Но первый выпуск слуховых аппаратов, предназначенных для массового использования, начался только в 1898 году: этот коммерческий проект осуществила Dictograph Company.
Следующим шагом в развитии слухопротезирования стало появление электронных ламп.
Производители оборудования быстро среагировали на появление нового изобретения, и в 1920 году увидел свет первый слуховой аппарат с электронными лампами, благодаря которым качество и громкость звука повысились. Однако лампы ничего не смогли сделать с размерами, оборудование так и осталось громоздким, главной причиной являлись размеры используемых батарей.
Усовершенствование слуховых протезов продолжилось с появлением во второй половине 50-х годов полупроводниковых усилителей. С этого времени прогресс в конструировании слуховых аппаратов был направлен на миниатюризацию, совершенствование качества передачи звуковой информации, комфортность использования, учет характера нарушения слуха, индивидуальных особенностей органа слуха, возможностей каждого пользователя и, конечно, надежности.
Маленькие размеры транзисторов, низкий вольтаж их источников питания резко уменьшили размеры слуховых аппаратов. Существовавшие до этого только карманные типы слуховых аппаратов были дополнены заушными аппаратами в виде очков и заколок для волос.
Наконец, применение интегральных микросхем и бескорпусных транзисторов позволило довести размеры слухового аппарата до внутриушного, т. е. полностью помещаемого в наружный слуховой проход и часть ушной раковины.
К 2000 году большая часть производителей перешла на изготовление цифровых программируемых аппаратов. Их параметры можно было настраивать так, чтобы они усиливали диапазон звуков, который пациент слышит плохо. Звук в аппаратах принимал и преобразовывал микропроцессор с параллельной обработкой массивов данных. Это означает, что в режиме реального времени аудиосигнал проходил «очистку» от шумов и автоматически подстраивался под индивидуальные параметры восприятия.
К 2005 году цифровые аппараты составили 80% рынка. На остальные 20% пришлись аналоговые приборы, обеспечивающие только усиление звука и его примитивную обработку.
В эти же годы шло бурное развитие систем многоканальной обработки сигнала, количество каналов росло. До 2012 года их количество составляло 4–8, в настоящее время — 24–48. Технологии пророчат большое будущее, поэтому увеличение количества каналов — дело времени.
Мировые лидеры среди производителей аудиологической техники стремятся сделать слуховые аппараты еще более совершенными. Планируется встроить в них синхронные переводчики, датчики медицинских показателей и фитнес-трекеров. Все это не просто облегчит жизнь слабослышащим людям, но и выведет ее на новый уровень.