— На ваш взгляд, современное производство в сфере слухопротезирования должно иметь собственную 3D‑лабораторию?
— Рано или поздно на любом предприятии, занимающемся производством слуховых аппаратов и систем, встаёт вопрос: изготавливать ушные вкладыши самим или приобретать их где-то в другом месте. Раньше компания так и поступала: заказывала ушные вкладыши у стороннего поставщика, но часто приходилось дорабатывать изделия, потому что они не соответствовали нужным параметрам по форме и акустическим свойствам. Во многом это стало стимулом отказаться от такой модели. Я считаю, что собственное производство необходимо, оно открывает больше возможностей. В своей лаборатории мы можем изготавливать технически сложные изделия, при этом быть совершенно уверены в их высоком качестве. К тому же, чем более самостоятельна компания в плане производства, тем увереннее она чувствует себя на рынке.
— Наверное, скорость — одно из главных преимуществ 3D‑печати. А что еще важно для вас как для специалиста в этой сфере?
— 3D‑печать — это уникальная технология. С ее появлением удалось решить множество задач, в том числе снизить финансовые затраты на производство комплектующих. Несомненно, преимуществом 3D‑печати является возможность персонификации, то есть изготовление такого изделия, которое идеально подойдет конкретному человеку. В нашей работе это, пожалуй, один из главных критериев. Мы печатаем ушные вкладыши на основе слепка ушных каналов пациента. Здесь важна предельная точность, чтобы вкладыш максимально прилегал к уху, повторяя контуры слухового прохода.
— Индивидуальные ушные вкладыши — незаменимая составляющая современного слухопротезирования. Чувствуете ответственность перед конечным потребителем?
— Конечно. От правильно подобранного типа и качественно изготовленного индивидуального внутриушного вкладыша зависит до 60% успеха слухопротезирования. Без индивидуального вкладыша даже самый современный высокотехнологичный слуховой аппарат, правильно подобранный и настроенный, не может эффективно решить проблему человека с нарушением слуха. Поэтому наша задача как специалистов 3D‑лаборатории обеспечить максимальную точность изготовления и качество ушных вкладышей. Материал и форму изделия подбирает слухопротезист, а дальше дело за нами. Выращивание вкладышей полностью автоматизировано, благодаря чему исключаются брак и погрешность. Технология трехмерной печати позволяет достигать точности до 0,05 мм.
Если вкладыш изготовлен правильно, из проверенных материалов, он будет обеспечивать оптимальную акустическую передачу, комфортно располагаться в ухе пациента и надежно там фиксироваться. Кроме того, качественный ушной вкладыш, выполненный по индивидуальному слепку, устраняет эффект обратной связи в слуховом аппарате и снижает ощущение заложенности уха.
— 3D‑печать в наше время довольно распространена. Однако свои нюансы есть везде. Чем отличается 3D‑печать в слухопротезировании?
— Самое главное отличие — в материалах. Они должны быть биосовместимыми, потому что непосредственно контактируют с кожей человека. В лаборатории «Отопластик» мы используются два вида материала — это силикон и акрил. Вкладыши на основе акрила более долговечны, просты в уходе и эксплуатации. При этом мягкие силиконовые лучше прилегают к слуховому каналу, адаптируясь к изменениям в подвижном ухе при разговоре. Выбор, как я уже сказал, делает сурдолог на основе диагноза пациента, степени потери слуха, а также анатомических особенностей органов слуха клиента.