Театр, живопись, музыка дают уникальные возможности для эффективной работы с детьми, имеющими нарушения слуха, и специалисты отделения сурдологии и слухоречевой реабилитации НМИЦО имеют большой опыт в организации таких занятий. Еще одним вектором развития стало спортивное направление. В 2024 году было подписано соглашение о сотрудничестве между ФГБУ НМИЦО ФМБА РФ и Федерацией художественной гимнастики адаптивного спорта России. На базе центра проходят занятия адаптивной художественной гимнастикой для детей с нарушением слуха, в том числе с сочетанными патологиями.
С оциальная и физическая активность является обязательным условием успешной реабилитации детей с нарушениями слуха, в том числе после кохлеарной имплантации. В одном из номеров SurdoInfo мы рассказывали об успешном примере сотрудничества медиков и представителей культуры, в результате которого появился культурно-просветительский проект «ЛогоТеатр». Своим рождением он обязан руководителям и актёрам Малого театра и специалистам ФГБУ Национального медицинского исследовательского центра оториноларингологии ФМБА России.
Творческие занятия под руководством профессиональных музыкантов, хореографов, художников и актеров помогают детям с нарушениями слуха, в том числе после кохлеарной имплантации, в социокультурной реабилитации. Теперь возможности искусства дополнит и спорт. Благодаря сотрудничеству с Федерацией художественной гимнастики адаптивного спорта России в разных регионах страны слабослышащие дети могут развивать свои способности и двигаться к победам в спорте и в жизни.
ФХГАСР: физическое развитие и психологическое благополучие
Федерация художественной гимнастики адаптивного спорта России (ФХГАСР) объединяет спортсменов и тренеров адаптивной художественной гимнастики по всей стране. Своей миссией организация видит продвижение и популяризацию преимуществ адаптивной художественной гимнастики для физического развития и улучшения качества жизни спортсменов с особенностями здоровья.
Благодаря занятиям адаптивной художественной гимнастикой у детей с особенностями здоровья развивается гибкость, координация, формируется правильная осанка и структура тела, улучшается общее состояние здоровья. Дети становятся более уверенными, самостоятельными.
Уникальный опыт работы ФХГАСР демонстрирует высокую эффективность адаптивного спорта в концепции объединения людей с различными диагнозами на одной площадке. За три года работы специалистами ФХГАСР проведено более 3000 часов тренировок и соревнований, которые положительно отразились не только на физической форме спортсменов, но и способствовали достижению задач по социальной адаптации.

Среди адаптивных спортсменов, которые занимаются на площадке ФХГАСР, есть и дети с нарушениями слуха. Взаимодействие с разными людьми помогает им развивать социальные и коммуникативные навыки, учит адаптироваться и находить общий язык с окружающими. В такой среде развиваются и другие сенсорные системы — зрение и осязание. Занятия адаптивной художественной гимнастикой включают визуальные и тактильные стимулы, которые улучшают общее сенсорное восприятие.
Кроме того, совместные занятия адаптивным спортом способствуют психологическому и эмоциональному благополучию всех участников. Видя многообразие человеческих особенностей и возможностей, дети начинают лучше понимать себя, учатся поддерживать и уважать друг друга.
Говоря о физической реабилитации, важно отметить, что тренировки адаптивной художественной гимнастикой направлены на координацию движений, развитие баланса, гибкости, пластики, концентрации при работе с предметом.

Антон МАЧАЛОВ, Руководитель научно-клинического отдела аудиологии, слухопротезирования и слухоречевой реабилитации ФГБУ НМИЦО ФМБА России, завкафедрой технологий реабилитации сенсорных нарушений Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования; доктор медицинских наук
Как пояснил Антон Мачалов, специфические свойства тренировочного процесса адаптивной художественной гимнастикой относятся к фундаментальным реабилитационным задачам детей с нарушением слуха. Вестибуляция и слуховой анализатор являются частями органа слуха и работают в тесной анатомо-физиологической связи. Вестибуляция отвечает за равновесие и ориентацию в пространстве, а слуховой анализатор — за восприятие звуков. Орган слуха и орган равновесия расположены рядом и имеют общие элементы, такие как полукружные каналы и улитку. С помощью вестибулярных органов человек чувствует, как его тело движется в пространстве, и поддерживает равновесие. Слуховой анализатор отвечает за восприятие звуков и помогает человеку слышать и понимать речь. Положительное влияние оказывает и обязательное музыкальное сопровождение при выполнении упражнений.
Объединяя города и регионы
В настоящее время федерация адаптивной художественной гимнастики России объединяет более 50 региональных отделений, где уже более 500 детей с различными особенностями здоровья получили возможность развиваться в новом спортивном направлении.
С 2024 года занятия по адаптивной художественной гимнастике включены в расписание Детского медицинского санатория «Клязьма» и будут проводиться на постоянной основе для детей с нарушением слуха. Также приятным нововведением для ребят стали занятия по музыке и вокалу.
Дополнительной мотивацией для юных спортсменов стало включение Фестиваля спорта адаптивной художественной гимнастики в Единый календарный план Министерства спорта РФ. Площадка ФХГАСР предоставляет возможность спортсменам проявить свои личные уникальные качества и самостоятельно выбрать модель соревновательной активности вне зависимости от возможностей здоровья.
Взаимодействие Федерации художественной гимнастики адаптивного спорта России и Института коррекционной педагогики (ИКП) в части оказания взаимной научно-методической, научно-практической и информационной поддержки, организации совместных мероприятий, в том числе для работы с детьми с нарушением слуха и сочетанными патологиями, является неотъемлемой составляющей для усиления концепции объединения, создания междисциплинарной рабочей группы.
Широкий круг вопросов взаимодействия Национального медицинского исследовательского центра оториноларингологии ФМБА России, Института коррекционной педагогики и Федерации адаптивной художественной гимнастики поддержан и другими учреждениями ФМБА России, что в свою очередь подтверждает актуальность проблематики повышения качества слухоречевой, физической и социокультурной реабилитации детей с нарушением слуха, в том числе с сочетанными патологиями. В настоящее время разрабатывается проект программы развития адаптивного спорта на базе ФМБА России.
Общероссийская Федерация художественной гимнастики адаптивного спорта России (ОФСОО ФХГАСР) получила официальный статус в 2021 году. Основное направление деятельности ФХГАСР — реабилитация, расширение возможностей для детей с ОВЗ и инвалидностью, а также продвижение в спорте высших достижений спортсменов с особенностями здоровья. Федерация объединяет тренеров и адаптивных спортсменов по всей России. Адаптивная художественная гимнастика позволяет приобрести новые и развивает имеющиеся физические навыки, способствует контролю движений, концентрации внимания и улучшению координации.

Художественная гимнастика очаровывает детей

Алина Осьмак, президент Федерации художественной гимнастики адаптивного спорта России
Занятия адаптивной художественной гимнастикой подходят и девочкам, и мальчикам разного возраста с различными диагнозами. Групповые тренировки проходят для детей в разных вариантах. Это зависит от уровня самостоятельности ребенка, его поведенческих особенностей. Можно развиваться при помощи родителей (родитель располагается непосредственно на тренировочном ковре и контролирует движения ребенка, учит выполнять инструкции тренера) или самостоятельно, в том числе под присмотром (родитель находится в зале, но не участвует в тренировочном процессе).
При этом ключевую роль в жизни наших адаптивных спортсменов играют соревнования. Во-первых, это всегда праздник для детей. Дети обожают парад, пьедестал, награждение, медали. Мы видим, что наши дети с ментальными нарушениями всегда осознанно реагируют на вызов к пьедесталу, когда называются их имена и фамилии, самостоятельно и охотно спешат за наградой. Дети с физическими ограничениями стремятся соревноваться, конкуренция повышает их мотивацию работать над собой. В кабинетах ЛФК или с реабилитологами детям скучно, трудно найти в себе силы преодолеть сложности или боль ради формирования новых двигательных навыков. Совсем другое дело, когда есть площадка, на которой можно продемонстрировать свой прогресс. Испытать себя, попробовать выполнить новые задачи, завоевать первенство.
Художественная гимнастика очаровывает детей — это площадка мечты. Здесь дети выполняют комбинации упражнений под любимую музыку, раскрывают образы. Фестивали и турниры по адаптивной художественной гимнастике наполняют родителей гордостью за своих детей, радостью за их наполненную достижениями и признанием жизнь.
На сегодняшний день адаптивная художественная гимнастика представлена в более чем 50 городах нашей страны. Команды очень разнообразные, с различным составом детей по количеству, возрасту и диагнозам. Для включения в команду необходимо предоставить справку от наблюдающего врача о допуске на занятия по адаптивной художественной гимнастике. Финансирование команд производится за счет средств Фонда президентских грантов, поддержки коммерческих и государственных структур, в том числе по абонементу. При непосредственной поддержке Антона Сергеевича Мачалова реализуются новые возможности организации тренировочного процесса.
Цель работы ФХГАСР — организовать спортивную инфраструктуру для детей, не имеющих возможность участвовать в спортивной жизни страны. Спортивная мотивация для наших воспитанников — это ключ к повышению их реабилитационного потенциала. Мы уверены, что у наших детей безграничные возможности в развитии новых навыков и самореализации. Просто надо дать им шанс преодолеть себя.
Благодаря Национальной ассоциации сурдологов мы сможем настроить продуктивную работу, объединяя регионы и даже страны. Коллегии профильных специалистов, команды в реабилитационных центрах, соревновательная активность — это задачи для направления адаптивного спорта. Куратором проектов социокультурной интеграции для детей с ОВЗ Жанной Конусовой создается междисциплинарное сообщество для расширения возможностей наших детей. Посещение театров, музеев, выставок командой, а также привлечение специалистов для всесторонней координации команд включено в план работы на предстоящий учебный год.

Нет комментариев