Выбор профессии является серьезным этапом в жизни каждого человека. Особенно важна эта работа для школьников, имеющих ограниченные возможности здоровья. В силу определенных трудностей в обучении, адаптации к социуму, наличия противопоказаний к конкретным видам деятельности, а также особенностей развития личности таким школьникам бывает сложнее выбрать профессию. В этом материале психолог Марина Рогожина предлагает рассмотреть особенности профессионального самоопределения слабослышащих подростков и дает рекомендации по выбору профессии для них.
Марина РОГОЖИНА, психолог, выпускница центра дополнительного и профессионального образования факультета психологии ТГПУ. им. Л. Н. Толстого
В возрасте 15‑17 лет ребенок вступает в новый этап развития, и его ведущей деятельностью становится учебно-профессиональная. В этот период многие выбирают направление для дальнейшего обучения и профессиональной деятельности.
Целью профориентационной работы является создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся, способствующей формированию у них готовности к профессиональному самоопределению, выбору сферы профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным особенностям и запросам рынка труда.
Особенно важна эта работа для школьников, имеющих ограниченные возможности здоровья. В силу определенных трудностей в обучении, адаптации к социуму, наличия противопоказаний к конкретным видам деятельности, а также особенностей развития личности таким школьникам бывает сложнее выбрать профессию.
В современном обществе наблюдается тенденция на активное включение людей с ОВЗ в общественную и профессиональную среду. Методики инклюзивного образования, технические средства реабилитации, оборудование, позволяющее обеспечить качественные условия труда людям с различными функциональными нарушениями, позволяют предоставить рабочие места всем, кто готов и способен обучаться и работать с учетом особенностей физической и психической организации.
По данным статистики, число лиц с инвалидностью составляет более одиннадцати миллионов человек, из них почти третья часть — дети. Учитывая важность получения профессии как для самого человека, так и для государства, становится необходимо обеспечить для части из них возможность работать. Меры государственной поддержки направлены не только на самих людей с ОВЗ, но и на предприятия, которые устраивают их на работу.
Получение профессии является одним из условий полноценной интеграции лиц с ОВЗ в общество, дающей им возможность получить достойный социальный статус, иметь оптимальное качество жизни.
Если рассматривать различные группы людей с ОВЗ, то стоит отдельно выделить людей с нарушениями слуха. Как следует из Приказа Минтруда России от 04.08.2014 N 515 «Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности», им доступны для освоения и работы более 75% профессий, которые вообще могут получить люди с ОВЗ, а это более 300 наименований профессий в самых разных сферах деятельности. Это значит, что у людей с нарушениями слуха достаточно широкие возможности в профессиональном самоопределении.
По данным опросов и наблюдения за личностным развитием инвалидов, обучающихся в вузах РФ, многие из них демонстрируют склонность к обучению, но не имеют сформированной потребности к активной трудовой деятельности. Отличие потребности в обучении от потребности в труде существенное. Потребность в труде представляет собой умение направлять усилия по достижению заданного результата, в первую очередь, нужного другим и желании поощрения своих усилий в зависимости от достигнутого результата. Фактически к 18‑ти‑22‑х-летнему календарному (физическому) возрасту (а то и позже) у людей с инвалидностью, в том числе с нарушениями слуха, оказывается несформированной эта потребность, и они не осознают основного смысла труда, заключающегося в обязательном личностном вкладе в трудовую задачу (в старании и терпении не для себя, а для других).
Отдельной категорией людей с ОВЗ можно назвать лиц с нарушениями слуха. Это обширная группа, включающая в себя как полностью глухих и часто неговорящих людей, так и слабослышащих, у которых с помощью технических средств реабилитации (слуховых аппаратов или кохлеарных имплантов) восстановлена способность слышать. Среди слабослышащих и глухих есть много людей с сопутствующими нарушениями, которые часто не дают им возможности получить образование и профессию. Однако немало и тех, кто способен освоить программу общеобразовательной или коррекционной школы и получить профессию для дальнейшей адаптации в обществе.
В рамках данной статьи будем говорить именно о слабослышащих, так как у них, как правило, больше шансов на обучение и трудоустройство. У людей, имеющих менее выраженное снижение слуха, особенно у тех, кто получил раннюю реабилитацию в виде слухопротезирования и работу с сурдопедагогом по развитию речи, наблюдаются более высокие перспективы для дальнейшего самоопределения.
Профессиональная реабилитация — многопрофильный комплекс мероприятий, направленных на профессиональное самоопределение человека с ОВЗ, его рациональное трудоустройство в доступных условиях труда с целью достижения материальной независимости, самообеспечения и интеграции в общество. Профессиональная реабилитация включает в себя профориентацию, профподготовку, трудовую адаптацию, профессиональное самоопределение и трудоустройство.
Большинство школьников с нарушениями слуха обучаются в специальных учебных заведениях, где получают оптимальный уровень общего образования в своем темпе. В связи с наличием трудностей в освоении речи, задержкой общего развития, возраст таких школьников обычно больше возраста нормотипичных детей.
Особенности развития двигательной сферы, характерные для лиц с нарушениями слуха, влияют на ограничение круга профессий, которым их можно обучать. К этим особенностям относятся такие, как недостаточно точная координация и неуверенность движений, трудности сохранения статического и динамического равновесия, относительно низкий уровень пространственной ориентировки, замедленные по сравнению с людьми с сохранным слухом скорость выполнения отдельных движений и темп деятельности в целом, относительная замедленность овладения двигательными навыками.
Кроме того, при нарушениях слуха отмечены особенности развития мышления, которые необходимо учитывать при подборе профессии. Это преобладание наглядных форм мышления над понятийными, характерное для многих из них, отставание в становлении мыслительных операций, их обратимости, что приводит к трудностям установления причинно-следственных отношений.
Преобладание одних форм мышления над другими влияет на сферу интересов школьника, его успеваемость по предметам и, как следствие, обуславливает профессиональные склонности, которые он проявляет при изучении рынка профессий.
Помимо отставания в развитии, подростки с нарушениями слуха имеют трудности с адекватной оценкой своих способностей и профессиональных притязаний, показывая некоторую оторванность от реальности и незнание особенностей той или иной профессии, даже если они уже выбрали ее для себя. Зачастую школьники с нарушениями слуха сильно завышают свои способности, что мешает им правильно оценить профпригодность к тому или иному виду деятельности.
Наличие социальной поддержки от государства, хоть и в малых масштабах, приводит к тому, что у людей с нарушениями слуха развивается низкая мотивация к труду, непонимание роли труда в жизни как своей, так и рамках пользы для общества. Разобраться в мотивации, которая имеет место быть у школьников в отношении труда и построения карьеры, важно на этапе профессионального самоопределения, чтобы при необходимости можно было скорректировать мотивацию или помочь выстроить ее на более реальной основе.
Также необходимо учитывать уровень речевого развития слабослышащего, который может быть достаточен для контакта с другими людьми, а также взаимодействие может вестись на жестовом языке, если это позволяет специфика профессии.
Важным этапом профориентации школьников с нарушениями слуха должно являться определение их личных склонностей и предпочтений в части выбора того или иного вида деятельности. При этом, помня о трудностях самооценки своих способностей, важно соотнести эти результаты с особенностями мышления школьников. Это позволит не только проанализировать направление, которое они выбирают для своего профессионального пути, но и обоснованность такого выбора.
Для разработки диагностической программы, направленной на выявление особенностей в выборе профессии у школьников с нарушениями слуха, выбираем следующие критерии и методики исследования:
- тип мышления (етодика «Тип мышления» Г. В. Резапкиной);
- профессиональные интересы и склонности («Дифференциально-диагностический опросник» Е. А. Климова);
- мотивация (методика «Я — другой, карьера — дело» Г. В. Резапкиной).



Данная диагностическая программа была апробирована на школьниках с нарушениями слуха 3‑4 степени 9А класса, обучающихся в ГОУ ТО «ТОЦО» Отделение 3 (Отделение адаптированного общего образования обучающихся с нарушением слуха).
По результатам проведенного исследования (профориентационной диагностики) школьников с нарушением слуха можно сделать следующие выводы:
- школьники с нарушением слуха (слабослышащие) обладают преимущественно наглядно-образным, предметно-действенным и креативным типом мышления;
- предпочитают профессии, которые относятся к типам «человек — человек», «человек — природа» и «человек — художественный образ»;
- результаты по методикам не противоречат друг другу, что говорит о том, что школьники честно отвечали на вопросы, понимали их смысл;
- в мотивации школьников с нарушениями слуха преобладает мотивация типа «Карьера», которая с учетом возраста и уровня опыта может говорить о завышенных ожиданиях в отношении своей профессиональной деятельности, а также о том, что важным для школьников является высокооплачиваемость профессии, а не собственный профессионализм или стремление внести вклад в развитие общества. Также высокие показатели имеет мотивация «Я», направленная на личное спокойствие и часто говорящая о слабом желании работать вообще.
Невостребованность типов профессий «Человек — техника» и «Человек — знак» объясняется тем, что для овладения этими профессиями требуется высокий уровень образования, интеллектуального развития, абстрактного и логического мышления, чего школьники с нарушениями слуха зачастую продемонстрировать не могут.
Тип профессии «Человек — человек» получил наибольший отклик среди испытуемых, что обусловлено высокой потребностью в общении, которую демонстрируют школьники с нарушениями слуха.
Нет комментариев