Cенсорная алалия, слуховая нейропатия, слуховая агнозия у детей

Современные возможности диагностики и реабилитации
Традиционно профессиональные конференции специалистов дарят возможность участникам познакомиться с докладами коллег на самые актуальные темы, посвященные развитию отрасли. Так было и на этот раз. Особо интересные и значимые тезисы по итогам научно-­практической части конференции «Инновационные технологии в диагностике нарушений слуха и реабилитации больных с тугоухостью и глухотой» собрали и для читателей SurdoInfo.

Королева И. В., Левина Е. А., Левин С. В., Туфатулин Г. Ш.,
ФГБУ «Санкт-Петербургский НИИ уха, горла, носа и речи;
СПб ГКУЗ «Детский городской сурдологический центр»;
ФГБОУ ВО «Северо-Западный государственный медицинский университет
им. И.И. Мечникова" Минздрава России Санкт-Петербург

В последние годы специалисты все чаще сталкиваются с диагнозами «слуховая агнозия», «сенсорная алалия», «слуховая нейропатия». Общим и наиболее типичным клиническим проявлением этих нарушений являются проблемы понимания устной речи и овладения ребенком речью при нормальных или близких к нормальным тональным порогам слуха, сохранном невербальном интеллекте.
Если диагноз «сенсорная алалия» уже давно принят в психиатрии и логопедии, то диагнозы «слуховая нейропатия» и особенно «слуховая агнозия» относительно новые. Их появление связано с углублением знаний о мозговых механизмах анализа слухоречевой и языковой информации, развитием инструментальных методов изучения процессов обработки информации слуховой системой и функционирования мозга.
Внедрение этих методов в клиническую практику позволило в неоднородной группе детей с диагнозами «сенсорная алалия», «задержка речевого развития» «общее недоразвитие речи» с «сенсорным компонентом» выделить четко определяемую группу детей со слуховой нейропатией, которая относится к периферическим нарушениям, и связана с аномалией слухового нерва, внутренних волосковых клеток или синапсов между внутренними волосковыми клетками и дендритами нейронов кохлеарных ядер. Выделение диагноза «слуховая агнозия» не столь однозначно и инструментально подтверждаемо.

Ведущее значение в дифференциальной диагностике этих нарушений принадлежит комплексному обследованию с использованием электрофизиологических и психоакустических методов — регистрации слуховых стволомозговых вызванных потенциалов, отоакустической эмиссии, стапедиального рефлекса в сочетании с поведенческой тональной аудиометрией, дихотического прослушивания, gap-теста.
При выборе тактики реабилитации пациентов этих также неоднородных подгрупп важную информацию дают методы электрокохлеографии, регистрации экзогенных и эндогенных корковых слуховых потенциалов, компьютерной и магнитно-резонансной томографии, в том числе функциональной, а в последние годы и генетического анализа. Необходима также динамическая психолого-логопедическая оценка прогресса развития у ребенка слухоречевого восприятия, скорости накопления импрессивного словаря, понимания фразовой речи, в том числе и с помощью валидизированных речевых тестов, нейропсихологическое тестирование.

Обсуждается соотношение нарушений периферических и центральных нарушений слуховой обработки, а также собственно слуховых и когнитивно-языковых процессов у пациентов данных групп, а также алгоритмы диагностического обследования и выбора тактики реабилитации, включая кохлеарную имплантацию.
Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы быть в курсе последних новостей.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности