Выбор профессии является серьезным этапом в жизни каждого человека. Особенно важна эта работа для школьников, имеющих ограниченные возможности здоровья. В силу определенных трудностей в обучении, адаптации к социуму, наличия противопоказаний к конкретным видам деятельности, а также особенностей развития личности таким школьникам бывает сложнее выбрать профессию.
В возрасте 15‑17 лет ребенок вступает в новый этап развития, и его ведущей деятельностью становится учебно-профессиональная. В этот период многие выбирают направление для дальнейшего обучения и профессиональной деятельности.
Целью профориентационной работы является создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся, способствующей формированию у них готовности к профессиональному самоопределению, выбору сферы профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным особенностям и запросам рынка труда.
Особенно важна эта работа для школьников, имеющих ограниченные возможности здоровья. В силу определенных трудностей в обучении, адаптации к социуму, наличия противопоказаний к конкретным видам деятельности, а также особенностей развития личности таким школьникам бывает сложнее выбрать профессию.
В современном обществе наблюдается тенденция на активное включение людей с ОВЗ в общественную и профессиональную среду. Методики инклюзивного образования, технические средства реабилитации, оборудование, позволяющее обеспечить качественные условия труда людям с различными функциональными нарушениями, позволяют предоставить рабочие места всем, кто готов и способен обучаться и работать с учетом особенностей физической и психической организации.
По данным статистики, число лиц с инвалидностью составляет более одиннадцати миллионов человек, из них почти третья часть — дети. Учитывая важность получения профессии как для самого человека, так и для государства, становится необходимо обеспечить для части из них возможность работать. Меры государственной поддержки направлены не только на самих людей с ОВЗ, но и на предприятия, которые устраивают их на работу.
Получение профессии является одним из условий полноценной интеграции лиц с ОВЗ в общество, дающей им возможность получить достойный социальный статус, иметь оптимальное качество жизни.
Если рассматривать различные группы людей с ОВЗ, то стоит отдельно выделить людей с нарушениями слуха. Как следует из Приказа Минтруда России от 04.08.2014 N 515 «Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности», им доступны для освоения и работы более 75% профессий, которые вообще могут получить люди с ОВЗ, а это более 300 наименований профессий в самых разных сферах деятельности. Это значит, что у людей с нарушениями слуха достаточно широкие возможности в профессиональном самоопределении.
По данным опросов и наблюдения за личностным развитием инвалидов, обучающихся в вузах РФ, многие из них демонстрируют склонность к обучению, но не имеют сформированной потребности к активной трудовой деятельности. Отличие потребности в обучении от потребности в труде существенное.
Потребность в труде представляет собой умение направлять усилия по достижению заданного результата, в первую очередь, нужного другим и желании поощрения своих усилий в зависимости от достигнутого результата. Фактически к 18‑ти‑22‑х-летнему календарному (физическому) возрасту (а то и позже) у людей с инвалидностью, в том числе с нарушениями слуха, оказывается несформированной эта потребность, и они не осознают основного смысла труда, заключающегося в обязательном личностном вкладе в трудовую задачу (в старании и терпении не для себя, а для других).
Отдельной категорией людей с ОВЗ можно назвать лиц с нарушениями слуха. Это обширная группа, включающая в себя как полностью глухих и часто неговорящих людей, так и слабослышащих, у которых с помощью технических средств реабилитации (слуховых аппаратов или кохлеарных имплантов) восстановлена способность слышать. Среди слабослышащих и глухих есть много людей с сопутствующими нарушениями, которые часто не дают им возможности получить образование и профессию. Однако немало и тех, кто способен освоить программу общеобразовательной или коррекционной школы и получить профессию для дальнейшей адаптации в обществе.
В рамках данной статьи будем говорить именно о слабослышащих, так как у них, как правило, больше шансов на обучение и трудоустройство. У людей, имеющих менее выраженное снижение слуха, особенно у тех, кто получил раннюю реабилитацию в виде слухопротезирования и работу с сурдопедагогом по развитию речи, наблюдаются более высокие перспективы для дальнейшего самоопределения.
Профессиональная реабилитация — многопрофильный комплекс мероприятий, направленных на профессиональное самоопределение человека с ОВЗ, его рациональное трудоустройство в доступных условиях труда с целью достижения материальной независимости, самообеспечения и интеграции в общество. Профессиональная реабилитация включает в себя профориентацию, профподготовку, трудовую адаптацию, профессиональное самоопределение и трудоустройство.
Большинство школьников с нарушениями слуха обучаются в специальных учебных заведениях, где получают оптимальный уровень общего образования в своем темпе. В связи с наличием трудностей в освоении речи, задержкой общего развития, возраст таких школьников обычно больше возраста нормотипичных детей.