О слухе

Негативные последствия социальной изоляции

Пандемия коронавируса заставила по-другому посмотреть на многие привычные вещи. В этой статье мы рассмотрим последствия социальной изоляции пожилых людей и расскажем о компьютерном когнитивном тренинге как способе борьбы с этими последствиями.

П оследствия локдауна ощутили на себе все, и это касается не только экономической сферы, но и социальной. Под угрозой оказалась одна из наиболее важных потребностей человека — общение. Конечно, большинство из нас могли компенсировать недостатки коммуникации в интернете посредством различных мессенджеров, в том числе с видеосвязью. Однако такая социально уязвимая группа, как пожилые слабослышащие люди, инвалиды, лица, страдающие деменцией, в буквальном смысле оказались изолированы от общества.

Общение и поддержка близких — базовые потребности человека

Введение и соблюдение социальной дистанции во время пандемии коронавирусной инфекции было необходимостью, для того чтобы замедлить распространение инфекции и уменьшить нагрузку на медицинский персонал. Прежде всего, по возможности оставаться дома было рекомендовано людям с хроническими заболеваниями и лицам 65 +. Как следствие, им требовалось избегать контактов с семьёй, что абсолютно неестественно и противоречит природе человека, ведь все мы нуждаемся в поддержке и общении. Научно доказано, что потеря ежедневных социальных связей может повлечь за собой серьёзные психические расстройства. Можно предположить, что чем дольше будет длиться изоляция, тем больше будет усугубляться ситуация.

Огромную роль для человека имеют тактильные проявления чувств: нежные объятия, поглаживания, рукопожатия и т. д. Все эти способы невербального контакта позволяют сохранять стрессоустойчивость в сложных обстоятельствах. В одном из исследований, где принимало участие более 400 испытуемых, ученые наблюдали за симптомами, которые проявлялись у инфицированных участников. Результаты показали, что риск заражения у людей, которые ощущают сильную моральную поддержку, существенно снижается. При этом прослеживалась прямая зависимость между частотой объятий и тяжестью течения болезни.

Другое исследование, проводимое в Великобритании, показало, что одиночество так же, как и голод, приводит к активации нейронных связей в средних частях головного мозга. Эти связи отвечают за распределение нейромедиаторов дофамина, который в быту часто называют гормоном счастья. Дофамин — нейромедиатор, который отвечает за два очень важных процесса: механизм мотивации и механизм поощрения. В изоляции испытуемые скучали по живому общению, точно так же, как человек скучат по еде во время долгого поста. Все эти данные позволяют предположить, что наша потребность в общении с другими людьми настолько же велика, как и потребность в употреблении пищи.

Последствия социальной изоляции для физического здоровья…

Существует понятие хронической социальной изоляции. Это состояние, в котором индивид поддерживает минимальное количество социальных контактов. У людей, которые живут без социального окружения, в этой ситуации очень быстро может сформироваться чувство одиночества.

Согласно результатам одной научной работы 2015 года, негативное влияние хронической социальной изоляции сравнимо с рисками, которые возникают при употреблении алкоголя и курении. К скрытым рискам можно отнести недостаток двигательной активности и ожирение. Также авторы исследования установили, что хроническая социальная изоляция на 29% увеличивает риск смерти. В качестве объяснения выступает взаимосвязь, заключающаяся в том, что одиночество провоцирует появление стресса, а хронический стресс приводит к повышению в организме гормона кортизола, называемого еще гормон стресса. А как принято считать, стресс увеличивает вероятность преждевременной смерти, особенно это касается пожилых людей. Хронический стресс приводит к резистентности глюкокортикоидных рецепторов, являющихся естественным регулятором воспаления в организме, например, при вирусном поражении. Воспалительные процессы, происходящие в организме, вредят кровеносным сосудам и другим тканям и повышают риск сердечных заболеваний, диабета, болезней суставов, ожирения и преждевременной смерти.

…и умственных способностей

Принимая во внимание все ранее изложенное, вполне логично упомянуть о том, что социальная изоляция ведёт к устойчивому психическому стрессу, который в свою очередь, например, посредством повреждения церебральных сосудов, может ограничить умственную работоспособность. Таким образом, социальная изоляция у пожилых людей может привести к усугублению всех болезней, которыми они страдали прежде: от сердечно-­сосудистых заболеваний до Альцгеймера.

Опыты, проводимые на грызунах, неоднократно доказывали, что одиночество приводит к ухудшению памяти. Наоборот, большое количество исследований, в которых испытуемыми были люди, доказали, что тесные социальные контакты уменьшают риск снижения интеллекта и могут замедлить развитие болезни Альцгеймера.

Общение в социуме и участие в социальной жизни очень важны для умственного развития человека и ведут к улучшению работы мозга, помогают развивать память и внимательность, а также ускоряют мыслительные процессы.

Отсутствие социальных контактов — важный психосоциальный стрессовый фактор, который способствует повышенному распространению неврологических и психиатрических заболеваний, при которых повышается риск возникновения шизофрении или различных маний. Недостаток общения снижает мозговую активность и приводит к истощению когнитивных резервов серого вещества (способность мозга противостоять патологическим изменениям в пожилом возрасте). На фоне психического стресса, полученного в результате социальной изоляции, нередки и нарушения познавательных функций. Отметим, что при возвращении в социум когнитивный регресс, полученный в изоляции, может привести к сложностям коммуникации для пожилых одиноких людей. Это необходимо учитывать после снятия ограничений, связанных с коронавирусом.

В группе риска — пожилые люди

Несмотря на то, что социальная изоляция и одиночество влекут массу негативных последствий для человека в любом возрасте, больше всего во время пандемии пострадали пожилые люди, поскольку среди них большое количество страдают хроническими заболеваниями и относятся к группе риска. Ситуацию осложняет и то, что дома престарелых и учреждения социальной защиты во время пандемии должны были ввести запрет на посещение, таким образом, пациенты оказались в полной изоляции от окружающего мира.

Кроме того, многие люди 65+ не смогли ходить на работу, посещать храмы, фитнес-­центры, встречаться с друзьями, что привело к дефициту общения. Очевидно, что, если пожилые или больные люди месяцами оторваны от окружающего мира, их качество жизни значительно ухудшается, и им тяжело заново выстроить прежние социальные связи. Чувство фрустрации может обостриться ещё и из-за того, что многие отказывались даже посещать продуктовые магазины, боясь заразиться.

Влияние социальной изоляции на нейропластичность мозга и память

На сегодняшний день существует довольно мало научных работ, в которых исследовалось бы то, как социальная изоляция влияет на мозг человека. Вместе с тем, мы знаем довольно много исследований, посвящённых последствиям, которые являются результатом длительной социальной изоляции у людей определённых профессий или популяций, например, астронавты или исследователи Антарктики. Эти данные позволяют провести определённые параллели и выстроить гипотезы относительно возможных последствий, которые может повлечь за собой социальная изоляция во время коронавируса.

Во время одного из исследований у девяти испытуемых, которые провели 14 месяцев на изолированной немецкой полярной станции Ноймайер III в Антарктиде, была проведена диагностика головного мозга. Во время совместного проживания эти люди находились изо дня в день в одном и том же жилом и рабочем пространстве, все их социальные контакты были ограничены.

Добавим также, что до начала экспедиции, во время нее и после у испытуемых проверили концентрацию в мозге белка, который называется нейротрофический фактор мозга (BDNF). Он отвечает за рост и выживание нервных клеток по мере их развития, выступает как важный регулятор синаптогенеза (образование контактов между нейронами) и нейропластичности, которые лежат в основе процессов обучения и памяти в зрелой ЦНС. Известно, что хронический стресс приводит к снижению концентрации BDNF в гиппокампе, части лимбической системы мозга, отвечающей за стрессоустойчивость и эмоции, который также тесно связан с патофизиологией депрессии.

Результаты вышеописанного исследования показали, что после экспедиции концентрация BDNF в головном мозге испытуемых снизилась, а объёмы гиппокампа за время эксперимента существенно уменьшились. Гиппокамп — одна из немногих областей взрослого мозга, в которой новые нейроны могут добавляться в течение жизни, он постоянно соединяет наши нервные цепи по-новому, в процессе нашего обучения или получения новых воспоминаний. Также исследование показало среднюю потерю серого вещества в правой дорсолатеральной префронтальной коре и левой орбитофронтальной коре.

Авторы исследования считают, что это объясняется последствиями низкой стимуляции головного мозга, поскольку круг общения испытуемых в течение долгих месяцев был ограничен. Изменения в головном мозге, которые наблюдались у участников экспедиции, похожи на изменения, наблюдавшиеся во время исследований на грызунах. Это указывает на то, что длительная социальная изоляция приводит к снижению BDNF‑концентрации в сыворотке крови и ослабляет способность мозга образовывать новые нервные клетки. Существенная разница между результатами исследований и сегодняшней ситуацией с пандемией состоит в том, что пока невозможно установить точный временной промежуток, в течение которого людям будет необходимо соблюдать социальные ограничения.

Звуковые галлюцинации и тиннитус

На группе студентов колледжа были проведены исследования по изучению эффектов сенсорной депривации. Участники эксперимента проводили дни, а иногда недели в звукоизолированном помещении, контакт с людьми также отсутствовал, стимуляция ощущений была минимизирована. Он спали на v-образных поролоновых подушках, для того чтобы уменьшить количество шумов, постоянно жужжащие кондиционеры призваны были замаскировать звуки. Уже через несколько часов студенты становились беспокойными, боязливыми и излишне эмоциональными, они начинали разговаривать или петь.

Наш мозг привык обрабатывать большое количество всевозможной информации: визуальной, звуковой и т. д. Если эти раздражители отсутствуют, клеточные рецепторы всё равно продолжают передавать сигналы, но из этого получается бессмыслица. Через какое-то время мозг начинает из того скудного количества сигналов, которое есть у него в распоряжении, конструировать новую реальность, что может привести к визуальным и слуховым галлюцинациям. На похожей теории базируется гипотеза, что тиннитус вызывает отсутствие нормальных сигналов во внутреннем ухе в связи с повреждёнными наружными волосковыми клетками. Например, если из-за контузии мозг не получает необходимые импульсы, появляются спонтанные сигналы, которые интерпретируются как звон и расцениваются как тиннитус.

Эта гипотеза была опробована в пилотном исследовании, в котором принимали участие нормально слышащие люди. Испытуемые семь дней носили в одном ухе берушу — в течение этого времени большинство их них слышали фантомные шумы. После удаления беруши через несколько часов фантомные шумы исчезали, потому что испытуемые вновь могли слышать звуки извне. Очень многие исследования указывают на то, что существует тесная взаимосвязь между потерей слуха и тиннитусом. Можно с уверенностью утверждать, что большинство пациентов, страдающих тиннитусом, имеют потерю слуха, а также то, что потеря слуха может вызвать тиннитус.

Когнитивный тренинг и удалённое общение

Современные технологии позволяют видеть и слышать наших друзей и близких даже на расстоянии. Многие мессенджеры и приложения вроде Skype создавались как средства общения на расстоянии. Однако все равно все эти технические средства не могут полностью заменить живого общения, ведь большое значение имеют не только слова, но и язык тела, мимика и жесты.

Компьютеризированный когнитивный тренинг может положительно сказаться на умственной тренировке во время изоляции и служить профилактическим средством против снижения когнитивных способностей.

В ходе исследования у тестовой группы испытуемых тренинг проводился три раза в неделю по 20 минут в течение 8 недель. Другая группа получала только стандартное обеспечение (медикаменты и психологическую терапию). Сравнение двух групп после тренинга показало, что уровень депрессивных симптомов у группы, которая участвовала в тренинге, значительно ниже. У участников этой группы наблюдались улучшение внимание и способность справляться с бытовыми проблемами.

В другой научной работе исследовался эффект, который оказывает когнитивный тренинг на людей с риском развития деменции. В течение 10 лет исследователи наблюдали за 2802 здоровыми пожилыми людьми в возрасте от 74 до 84 лет. Участники исследования случайным образом были поделены на несколько групп: была создана одна контрольная группа и три интервенционных группы, где применялись различные виды когнитивного тренинга: стратегический тренинг для улучшения памяти, стратегический тренинг для улучшения способности рассуждать, индивидуальный компьютеризированный тренинг для повышения скорости обработки информации. Умственные способности всех испытуемых оценивались в несколько этапов: в начале эксперимента, по прошествии 6 недель, через год, чрез 2, 4, 5 и 10 лет. Как удалось выяснить, риск развития деменции у групп, где проводились стратегический тренинг для улучшения памяти и стратегический тренинг для улучшения способности рассуждать, и контрольной группы был практически одинаков. А вот если сравнивать контрольную группу и группу, где проводился компьютеризированный тренинг для повышения скорости обработки информации, здесь обнаружились существенные различия. У людей из второй группы был выявлен наименьший риск развития деменции, в среднем он понизился на 29%.

Эффекты, которые оказывает когнитивный тренинг на мозг, можно измерить. Результаты одного из исследований на пациентах, страдающих болезнью Паркинсона, которые были подвергнуты когнитивной реабилитации, указывают на то, что благодаря когнитивному тренингу уровень содержания BDNF в сыворотке крови пациентов повысился в сравнении с группой плацебо. Другое исследование показывает, что когнитивная функция, как и уровень содержания BDNF в сыворотке крови у пожилых женщин с лёгким нарушением когнитивной деятельности и существенно повышенным содержанием BDNF в сыворотке крови, улучшились после 24 занятий. В третьем исследовании были взяты две группы: пациенты, страдающие шизофренией, которые в течение 50 часов участвовали в интенсивном компьютеризированном звуковом тренинге, и контрольная группа, где люди всё это время играли в компьютерные игры. Исследование показало, что у первой группы содержание уровня BDNF в сыворотке крови существенно повысилось в сравнении со второй группой испытуемых.

Инновационные технологические средства в области компьютерного обучения и компьютеризированных тренажёров для мозга, такие как слуховая терапия Koj или тренажёр LACE, дают возможность с профессиональной точки зрения тренировать умственные способности, не выходя из дома, и улучшать когнитивные запасы. Эти тренажёры создавались для того, чтобы провести последовательные измерения способностей пользователей и автоматически подобрать уровень и вид заданий, которые бы отвечали потребностям и способностям человека. Они тренируют не только понимание речи, но и важные когнитивные способности, такие как внимание, память и скорость обработки информации, которые являются определяющими для успешной коммуникации в повседневной жизни. Особенно это актуально для людей пожилого возраста, у которых наблюдаются проблемы со слухом.

Материал подготовлен на основе статьи из журнала Horakustik 5/2020.