На практике

Не вместо, а вместе. Искусственный интеллект и нейросети — в помощь сурдопедагогу

Сурдопедагог, как и любой другой специалист, должен реагировать на развитие новых технологий. В этом убеждена Ольга Зонтова, которая вот уже много лет помогает детям с нарушениями слуха научиться понимать речь и правильно говорить. Новый виток цифровизации педагогической работы подразумевает активное применение искусственного интеллекта, нейросетей и онлайн-обучения, поэтому важно не бояться использовать возможности современных технологий и постараться грамотно внедрять их в свою профессиональную деятельность. О том, с какими задачами педагогу поможет справиться искусственный интеллект и нейросети, и как преодолеть различные страхи и предубеждения, с ними связанные, сурдопедагог Ольга Зонтова рассказала специально для читателей SurdoInfo.

Ольга Зонтова, изображение сделано при помощи нейросети.

Различные компьютерные программы уже умеют создавать текст, изображения, музыку, видео, однако у многих по-прежнему есть опасения, что для использования ИИ и НС в своей работе нужно быть программистом. Другие считают цифровые новшества временным модным явлением, не придавая им серьезного значения и не спеша разобраться в нюансах. При этом очевидно, что постепенно нейросети из развлечения станут для нас таким же привычным инструментом работы, как, например, компьютер, смартфон, интернет.

Давайте разберемся, как можно применять искусственный интеллект в работе сурдопедагогов, а главное, зачем это делать?

Основная цель использования ИИ в сурдопедагогике — повышение качества работы специалиста. Технологии на основе ИИ помогают сократить время и материальные затраты на рутинные задачи; освободить ресурсы для творческой работы, общения с учениками; разгрузить от бумажной работы (планы, отчеты и др.); улучшить аналитику и персонализацию реабилитации. При этом важно понимать, что ИИ не заменит сурдопедагога, а станет его хорошим помощником и ассистентом.

Виды работы с искусственным интеллектом для сурдопедагога

Возможный функционал применения ИИ для сурдопедагога можно разделить на три больших блока.

  1. Автоматизация, сбор и анализ данных.
  2. Ассистенты и виртуальные помощники.
  3. Поиск, разработка и подбор образовательных материалов и заданий.

Рассмотрим подробнее каждый из них, сделав акцент на практическом применении ИИ и НС в работе сурдопедагога.

Автоматизация, сбор и анализ данных можно использовать для проверки текстов, заполнения опросников, анкет, данных посещаемости, активности, прогресса. Например, при заполнении анкеты оценки слухоречевой динамики ИИ берет на себя рутинную проверку данных, а педагог только фиксирует итоги, что позволяет экономить рабочее время.

Ассистенты и виртуальные помощники могут быть оформлены в виде чат-бота, который возьмет на себя часть административной рутины педагога: ответы на часто встречающиеся вопросы, запись на прием, составление расписания и пр. Виртуальный помощник может быть полезен и для ученика: например, в качестве личного тьютора может выступать образовательный робот, который умеет распознавать речь, разговаривать с ребенком, помогая в развитии речи и обогащении словарного запаса. Такой формат помощника подходит для самостоятельной работы ребенка дома.

Поиск, разработка и подбор образовательных материалов и заданий осуществляется благодаря ИИ индивидуально для каждого ученика или для группы исходя из уровня развития детей, предпочтений и потребностей. ИИ освобождает педагогов от необходимости тратить много времени и материальных ресурсов на разработку персонализированных занятий вручную. Технологии позволяют педагогам гораздо быстрее находить нужную информацию, лучшие педагогические практики и уже готовые материалы для занятий. С помощью ИИ педагоги могут генерировать отдельные вспомогательные единицы контента или уже готовые тексты, иллюстрации, видео, аудио, презентации и пр.

Возможности нейросетей в работе сурдопедагога

Остановимся подробнее на нейросетях для подбора и адаптации образовательных материалов для сурдопедагогов.

Симуляторы универсальных тренажеров и виртуальных учителей. Они идеальны для самостоятельной работы учеников, позволяют общаться с ИИ от лица любых персонажей на любые темы. Например, можно проводить занятия и тренировать лексику в диалоге с известными персонажами (Винни-­Пух, Лунтик, Смешарики, Буратино и т. д.). При этом специалист сам наделяет собеседника знаниями и контекстом, а нейросеть будет всё это учитывать при работе. Благодаря этому мы можем пригласить на наши занятия абсолютно любого героя! Представьте себе, что ваш ученик может общаться с любимыми персонажами и учиться вместе с ними. В ходе таких занятий дети с бо́льшим интересом будут произносить слова и фразы, соответствующие задачам коррекционной работы.

Презентации. Сурдопедагоги в своей работе часто используют презентации. Нейросети могут помочь и с этой задачей. Достаточно просто составить запрос, который впоследствии автоматически станет заголовком будущей презентации, и система выдает блоки с текстом и иллюстрациями.

Аудио и видео. Еще один вариант работы с нейросетями — создание аудио и видео. При этом в запись можно вставить текст (в том числе тоже сгенерированный нейросетью), озвучить его различными голосами на любом языке. Сурдопедагог может использовать аудиозаписи для групповых и индивидуальных занятий: к примеру, для выработки условно-­рефлекторной двигательной реакции, определения начала и окончания звучания, отработки темпа и ритма звучания, прослушивания изменяющейся мелодии и т. д.

Видео нейросеть может сгенерировать из текстового описания, сценария, инструкции (в том числе созданной с помощью другой нейросети). Есть возможность использовать различных аватаров, произносящих текст. Генерация видео из иллюстраций позволяет загрузить картинку известного персонажа и оживить ее: глаза будут моргать, губы шевелиться, голос произносить текст. Такой персонаж может рассказывать детям об интересных фактах, позволяя разнообразить занятия и повысить интерес учеников.

Изображения. Особое внимание хочу уделить нейросетям, генерирующим изображения и тексты. Наглядность — одно из основных условий коррекционной работы, позволяющее добиться хороших результатов в слухоречевом развитии. Программы НС с изображениями помогут создавать реалистичные и красивые изображения разного формата. Сурдопедагог может ввести свои запросы для создания изображения либо вдохновиться изображениями других, скопировать их запрос и снова ввести — получится новое оригинальное изображение. Также можно внести изменения в уже готовую картинку, попросить сделать похожую, но в другом стиле, дать задание текстовой нейросети придумать запрос для нейросети изображений.

Визуализация глаголов
«летит», «купается», «прыгает»,
«спит», «ест».
Варианты картинок
для развития речи
на тему «Зима»
и «Новый год
у зайчиков».


Вот несколько наиболее простых и интересных вариантов работы с НС, которые может использовать сурдопедагог:

  • карточки на лексические темы (мебель, овощи, рыбы и др.);
  • сюжетные картинки (осень, зима, поход в магазин, гигиенические процедуры и др.);
  • глаголы (первые глаголы, часто встречающиеся, глаголы с изображениями известных героев и др.);
  • прилагательные (например, изображения одинаковых предметов, сделанных из разных материалов);
  • визуализация текстов (сюжетные тексты, скороговорки, диалоги, стихи, чистоговорки и пр.);
  • изображения эмоциональных состояний разных героев;
  • представление о пространстве и предлоги;
  • метафорические карты для развития связной речи;
  • дизайн своей работы (презентаций, помещения, альбомов для детей, плакатов, книг-раскладушек и пр.);
  • личный логотип;
  • развлекательный контент и прочие материалы.

От того, насколько точно будет составлен запрос в нейросети, зависит получаемый результат. Поэтому тут важно иметь специализированные знания по формированию запросов (промтов) в НС с изображениями. Можно использовать различные стили картинок, подобрать освещение, эффект, добавить фантазийные элементы и пр.

Тексты. Способность нейросети создавать тексты — большая помощь для педагогов. НС сама обрабатывает информацию по запросу, а потом создает необходимый текст. С помощью НС можно адаптировать любой контент в любом формате для любой аудитории.

Для примера приведу из личного опыта полезные варианты запросов и методических рекомендаций для НС:

  • саммари полезных материалов или генерация статей с нуля;
  • конспект занятия, урока;
  • тематические тексты, рассказы, истории, сказки на заданную тему;
  • чек-лист;
  • подборка лексики по определенной теме;
  • диалоги для развития речи различного уровня;
  • сценарии праздников, праздничных занятий;
  • тематические физкультминутки;
  • тексты для автоматизации звуков;
  • темы для вебинаров, открытых занятий на указанную тему;
  • программа образовательного курса;
  • кейсы для занятий и мастермайндов;
  • договор об оказании услуг;
  • контент для социальных сетей;
  • шутки;
  • и многое другое.

От того, насколько вы правильно и точно составите запрос, зависит результат. Если отправить в НС четкий и развернутый запрос, сервис даст подробный, понятный и объемный ответ. В запросах для НС можно указывать целевую аудиторию, цели запроса, требования к лексике, актуальность и др. Нейросеть может создать текст в любом из стилей речи и жанров (публицистический стиль, научный, детективная история, стихотворение и т. д.). Однако главное — помнить, что всегда нужно проверять полученные из НС факты, даже если они кажутся очень правдоподобными.

Сурдопедагог и (или) искусственный интеллект?

При использовании ИИ и НС важно учитывать некоторые юридические и этические аспекты. Есть мнение, что повсеместное использование искусственного интеллекта влечет за собой определенные риски: от глобальных — захвата человечества до бытовых — о вытеснении профессии сурдопедагога как таковой. В ряде случаев эти страхи не позволяют специалистам осваивать и внедрять в свою практику технологии на основе ИИ.

Ключевой этический вопрос в современном мире заключается в обеспечении коррекционно-­педагогической помощи в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями ребенка. При умеренном управлении и обучении профессиональным сурдопедагогом искусственный интеллект может помочь в решении этой задачи.

Важно помнить, что любая научно-­техническая разработка сама по себе не имеет отрицательного или положительного значения. Применение технологии зависит от воли, эмоций и мышления человека. Поэтому давайте вместе сделаем искусственный интеллект серьезным подспорьем сурдопедагогам в реабилитации детей и взрослых с нарушениями слуха.

Сурдопедагогам важно понять, что ИИ не вытесняет их труд, а замещает лишь некоторые функции, оставляя больше времени на индивидуальное общение с учениками и ресурсов для оптимизации (улучшения) процесса коррекционно-­педагогической помощи. Таким образом, вся монотонная работа может перейти в область ИИ, позволив сурдопедагогам больше заниматься творчеством, сделав их работу более эффективной.

Итак, главное в работе с ИИ и НС — желание творить, практиковать, экспериментировать.

Как представляют ИИ в сурдопедагогике
Как выглядит применение ИИ в сурдопедагогике на самом деле

Перспективы использования ИИ в работе сурдопедагога

  1. Способность ИИ распознавать невербальные сигналы (мимика, жесты, вокализация и др.) при выполнении задания. Такой мониторинг позволит своевременно менять индивидуальный подход к ученику, давать советы сурдопедагогу, корректировать работу.
  2. Образовательная платформа, которая использует ИИ для создания персональных программ реабилитации для каждого конкретного ученика с учетом промежуточной оценки и тестирования. Она даст возможность педагогам формировать уникальные персонализированные курсы реабилитации, которые можно адаптировать к потребностям и возможностям каждого ученика.
  3. Персональный ассистент для родителей и других родственников обучающегося, который благодаря использованию ИИ умеет распознавать речь и давать ответы на родном языке пользователя. В условиях нашей многонациональной большой страны это представляется весьма актуальным.

Все изображения в данной статье созданы с помощью нейросети, в том числе и фото автора.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года № 152-Ф3 "О персональных данных"