На практике

Надежда есть!

Обучение, развитие, воспитание детей — непростая задача, важность и серьезность которой понимают, пожалуй, все взрослые. А если у ребенка диагностировано нарушение слуха, для родителей встает логичный вопрос: как помочь малышу научиться общаться, понимать других, выражать свои мысли? Слухоречевая реабилитация детей — это комплекс методик, направленных на ликвидацию или максимально возможное уменьшение влияния дефекта слуха и его последствий, социальная интеграция в жизнь общества. Эту и другие задачи успешно решают специалисты Амурского областного детского центра медицинской реабилитации «Надежда».

Единственный в Амурской области

ГБУЗ АО «Центр реабилитации «Надежда» (ранее «Соната») — единственный реабилитационный центр для детей с нарушением слуха в Амурской области. Он начал свою работу 1 марта 2001 года. Расположенный в городе Благовещенске, центр оказывает помощь не только детям из Амурской области, но и из других городов России. Уникальность учреждения состоит в том, что он одним из первых в Амурской области объединил медицину, психологию и педагогику, что позволило решать проблемы не только физического и психического здоровья пациента, но и способствовало восстановлению личностных особенностей ребенка с ограниченными возможностями.

Основная цель работы — обучение, воспитание и адаптация детей с нарушениями слуха среди слышащих людей, коррекционная работа по развитию слухового восприятия, преодолению последствий снижения слуха и речевого недоразвития детей, максимальная реализация возможностей и способностей каждого ребенка.

Другой особенностью реабилитационного центра «Надежда» явилось внимание к трем разным по профилю и в то же время взаимообусловленным патологиям: нарушению развития речи, психоневрологической и сурдологической сферам. Это обеспечило полную необходимую диагностику, комплексную коррекцию, начальную интеграцию детей с отклонениями, позволило расширить диапазон применения методик и минимизировало затраты.

Показаниями для направления в центр являются нарушения слуха различной степени тяжести; нарушения устной и письменной речи; задержка психического развития; интеллектуальная недостаточность легкой степени; эмоциональные расстройства, расстройства поведения.

В настоящее время в детском реабилитационном центре «Надежда» состоит на диспансерном учете около 700 детей с нарушенным слухом, из которых 74 ребенка — с системой кохлеарной имплантации.

Надежда на опыт и профессионализм

В основе работы специалистов центра «Надежда» сочетание традиционной методики обучения глухих и слабослышащих детей, опыта, накопленного российской сурдопедагогикой, и речевых технологий в реабилитации детей с нарушениями слуха, в частности верботонального метода, методики И. В. Королевой и Э. И. Леонгард, программы «Я слышу мир».

Как пояснила учитель-дефектолог центра Ирина Осипова, в последние годы увеличивается количество детей с кохлеарными имплантами, которые нуждаются в обязательном реабилитационном сопровождении. Сейчас в центре «Надежда» постоянно занимаются 74 ребенка после КИ, 22 из них с билатеральной имплантацией.

Наилучших результатов удается достичь, если операции по кохлеарной имплантации были проведены в доречевой период.

— В нашем центре сейчас занимаются пятеро детей, которые были прооперированы в возрасте до двух лет, — рассказывает Ирина Осипова. — Все они на комплексной реабилитации, регулярно занимаются с сурдопедагогом, психологом, логопедом. Важнейшую роль играет мотивация родителей, желание помочь своему ребенку. Поэтому занятия необходимо продолжать и дома. Все дети успешно учатся в общеобразовательных школах, посещают детские сады, общаются со сверстниками, занимаются музыкой и танцами. Слушая, как поет одна из наших воспитанниц, никогда и не подумаешь, что девочка родилась абсолютно глухой! И педагоги, и родители ежедневно проделывают огромную работу, но результат того стоит!

Наиболее важный этап реабилитации — оказание коррекционно-­педагогической помощи детям с нарушенным слухом, включающий формирование и развитие слухоречевых навыков. По мнению отечественных и зарубежных ученых, длительность и содержание коррекционно-­педагогических мероприятий зависят от возраста ребенка, возраста потери слуха, от индивидуальных особенностей ребенка.

Так, по словам педагогов реабилитационного центра «Надежда», тяжело приходится в работе с детьми, реабилитация которых началась довольно поздно, когда есть нарушения не только речи, но и расстройства психоэмоциональной сферы, снижение уровня интеллектуального развития.

— В моей практике был ребенок, который носил слуховые аппараты с двух лет, у него была диагностирована 3–4 степень глухоты на одно ушко, — вспоминает Ирина Осипова. — Однако в силу того, что по семейным обстоятельствам мальчик не мог полноценно заниматься, к четвертому классу он полностью оглох. Его прооперировали, но, поскольку время было упущено, реабилитация давалась очень тяжело и ему самому, и нам, специалистам. Во-первых, он долго не мог привыкнуть к новым ощущениям, к звукам — он всё слышал по-другому. Сначала даже пение птиц, шум шагов, стук в дверь удивляли его. От постоянного напряжения появлялась усталость, начались психологические проблемы… К счастью, постоянные комплексные реабилитационные мероприятия позволили мальчику пройти этот сложный этап, успешно окончить 11 классов общеобразовательной школы и поступить в колледж.

Восстановительное лечение, медико-социальная и психолого-­педагогическая реабилитация детей и подростков с нарушенным слухом проводится комплексно специалистами отделения реабилитации: сурдопедагогом, логопедом, психологом, клиническим психологом, учителем-­дефектологом, социальным педагогом, врачом ЛФК, неврологом, психотерапевтом.

В ГБУЗ АО «Центре реабилитации «Надежда» применяется фронтальная, групповая и индивидуальная формы реабилитации. Из них самая важная форма индивидуальной реабилитации, которая основана на слушании, фонетическом развитии, а также включает в себя все другие виды активности, что способствует качественному развитию у ребенка слушания и речи. При индивидуальной реабилитации решаются индивидуальные специфические проблемы каждого ребенка (слух — слушание — речь — язык — общение).

Также в центре используются разные методы обучения и развития речевой коммуникации у людей с нарушенным слухом: слуховой метод, метод Монтессори, верботональный метод.

— Если не сильно затронута психоэмоциональная сфера, нет серьезного отставания в развитии, как правило, все дети, занимающиеся в нашем центре, учатся впоследствии в общеобразовательных школах или посещают обычные детские сады, — продолжает дефектолог Ирина Осипова. — И чем младше ребенок, тем лучше результат. Главное, чтобы родители понимали необходимость постоянной комплексной реабилитации, не опускали руки, мотивировали детей на развитие и обучение. Тогда можно ожидать 100%-ного результата.

Екатерина Мельник, и. о. главного врача.

Условия успешности коррекционно-­педагогической помощи зависит от правильной настройка кохлеарного импланта или слухового аппарата, развития речевых навыков в ситуациях общения (взрослый — ребенок, ребенок — ребенок, взрослый — дети), а также наличия позитивного опыта слухового восприятия, общения и участие в процессе оказания специальной помощи близких людей, родителей, братьев, сестер, бабушек, дедушек, сверстников, сурдопедагогов и др.

Главная цель реабилитации — это полноценная социальная интеграция детей с нарушенным слухом. Наши воспитанники успешно посещают общеобразовательные учреждения (детские сады, школы) и достигли результатов в спортивной, танцевальной, художественной деятельности.