Может ли слуховой аппарат уловить все нюансы звучания музыкальных произведений?
Первая проблема, с которой сталкивается человек при ухудшении слуха, — это трудности в общении с окружающими. Поэтому в первую очередь слуховые системы создавались для решения этой задачи. Неслучайно и сегодня область действия слуховых аппаратов ограничивается частотами от 2000 до 4000 Гц — этого интервала достаточно для восприятия речи. А как быть тем, кому слуховые аппараты нужны для прослушивания музыки и игры на музыкальных инструментах? На что следует обращать внимание в этом случае?
«Музыка связывает все нейроны между собой и заставляет их танцевать» (Наталия Симонсон).
Музыка является гораздо более сложным сигналом по сравнению с речью. Дело в том, что в одной музыкальной композиции могут быть использованы различные инструменты с разным воспроизведением звука и наложением частот звуковых тонов. Музыка — это плюс ко всему распознавание мелодий и гармоний. Музыкальный концерт может содержать различные звуковые ситуации: выступление одного солиста под акустическую гитару в маленьком помещении или небольшого ансамбля музыкантов, хора или симфонического оркестра или даже концерта органной музыки. Если одновременно звучит много инструментов, например, в оркестре, человек с нормальным слухом в состоянии уловить звук каждого инструмента по отдельности.
Между тем некоторые слуховые системы могут проводить сигнал с расширенным динамическим диапазоном свыше 110 Дб и частотным диапазоном до 9000 Гц, что является огромным преимуществом для передачи музыкальных сигналов. Благодаря тому, что такие слуховые системы оснащены высокомощными цифровыми чипсетами, они предлагают большое разнообразие установок. Рассмотрим на примерах, какое влияние эти адаптивные функции могут оказывать на музыкальные сигналы. При этом рассмотрим ситуации исключительно при игре на акустических музыкальных инструментах.
Дело в том, что у автоматических систем при подавлении обратной связи могут возникнуть проблемы с музыкальными сигналами. Флейты, например, излучают непрерывный звук, близкий к синусу, который автоматическая программа, отвечающая за обратную связь, расшифровывает неверно (как сигнал обратной связи) и пытается этот сигнал заглушить. Следствием этого являются помехи и искажения, которые называют стимуляцией. Флейты-пикколо воспроизводят звуки до 4000 Гц, которые активируются программой таким образом, что в слуховой системе они звучат как дрожание. Даже гитара, чьи звуки состоят из входных и выходных колебаний, может помешать распространению цифрового сигнала и вызвать свист. Если настройки слуховой системы позволяют воспринимать только звуки речевого диапазона, то при прослушивании музыки выпадает вся звуковая информация, находящаяся в низкочастотном диапазоне. Об этом в своей книге пишет Эстер Роиз-Мерц «Музыка несмотря на нарушения слуха». В ней автор рассказывает о том, что музыканты, использующие слуховые системы, во время исполнения испытывают неприятные слуховые ощущения, такие как дребезжание, жужжание, изменение громкости звука. Это связано с тем, что при распознавании речевых сигналов изменяется диапазон обертонов музыкальных инструментов.
Американская пианистка Через Миллер рассказывает в своей книге об одном случае из практики: однажды она по ошибке во время концерта установила на своём слуховом аппарате программу распознавания речи и ей казалось, что звуки, которые издаёт инструмент, неразборчивы и доносятся издалека. Звукооператорам хорошо известно, что особенно при воспроизведении звуков фортепиано отчётливо слышны совсем небольшие искажения. У профессиональных оперных певцов совсем другая проблема: настройки слуховых систем, оптимизированные под восприятие обычной речи, в этом случае могут оказаться неподходящими (слишком громкими).
Из приведённых примеров понятно, что те настройки слуховых систем, которые подходят для восприятия обычной речи, могут оказать отрицательное влияние на слух при прослушивании музыки. Вдобавок ко всему музыкант при подборе слуховой системы должен учитывать то, на каком инструменте он играет. Очень важно, чтобы воспринимаемый через слуховую систему звук инструмента совпадал с его реальным (привычным) звучанием. К тому же необходимо сохранить звуковое восприятие стиля игры, все мелкие нюансы (например, флажолетные призвуки во время игры на гитаре или скрипке). Если звук инструмента при восприятии через слуховую систему вызывает неприятные ощущения, есть опасность, что музыкант откажется от использования слухового аппарата.
У музыкантов, которые играют в оркестре, другие проблемы: они должны хорошо слышать звук как своего собственного инструмента, так и остальные инструменты, для того чтобы не пропустить тот момент, когда нужно вступать, и правильно понять указания дирижёра, который в больших оркестрах стоит далеко, а иногда может вообще сидеть в первом ряду зала.
Современные слуховые системы дают возможность использовать специальную музыкальную программу. У этой программы есть определённые предустановки, которые, правда, подходят не всем. Существует множество факторов, которые необходимо учитывать: например, конфигурация потери слуха, музыкальные требования (слушатель, музыкант, вид инструмента), а также тип слуховой системы. Также большую роль играет акустика помещения, в котором звучит музыка.
Алинка Грисли в своей работе «Слухопротезирование в музыке: рекомендации для пользователей, аудиологов, производителей и исследователей» предлагает некоторые стратегии для внедрения и адаптации специальной музыкальной программы. Точные настройки, разумеется, возможно произвести пользуясь музыкальными сигналами. Эстер Роиз-Мерц предлагает своим клиентам приносить их музыкальный инструмент на примерку, для того чтобы оптимально настроить слуховую систему. Алинка Грисли рекомендует деактивировать программу обратной связи и частотное смещение или компрессию. Эта же рекомендация актуальна для других адаптивных функций, в числе которых адаптивная направленность слухового аппарата. Согласно рекомендациям Грисли, громкость должна быть установлена по умолчанию, но при этом ограничение выхода перемещается на более высокий уровень. При этом для сжатия она предлагает использовать небольшой коэффициент компрессии и медленную регулировку. Диапазон частот должен быть широкополосным, насколько это возможно. Для лучшей передачи низких частот Роиз-Мерц предлагает закрытую отопластику, возможно, с акустическим сопротивлением. Для слуховых систем с внешним наушником можно было бы по возможности использовать наушник большего размера.
Слуховые системы предлагают сегодня многообразие функций, которые, к сожалению, пока ещё полностью не отвечают всем требованиям при передаче музыкальных сигналов. Но можно сказать с уверенностью, что в ближайшие несколько лет ситуация в этой области изменится.
Материал взят из журнала Hörakustik, № 11 2019 г.