О слухе

Мужчины стали чаще пользоваться слуховыми аппаратами. Обновленный обзор признаков, присущих клиентам центров слухопротезирования .

По статистике, женщины обращаются за медицинской помощью чаще мужчин. Такая же тенденция характера и для сферы слухопротезирования. Однако в последнее время ситуация начинает понемногу меняться: хорошо слышать важно всем, и гендерное соотношение клиентов центров слухопротезирования постепенно уравнивается. О других интересных выводах аналитического исследования компании «Аурика» читайте далее.

Светлана Соломатина, аналитик компании «Аурика»

В нашем мониторинге мы выделяем шесть целевых групп показателей портрета потребителя слуховых аппаратов. Эти показатели мы делим по следующим признакам аудитории.

Гендерно-­возрастной состав

В результатах мониторинга прошлых лет мы неоднократно указывали на довольно однородный гендерный состав покупателей: около 2/3 всех лиц, обратившихся за покупкой слуховых аппаратов, — женщины. Данная тенденция зависит от множества факторов, не последний из которых — более высокая продолжительность жизни женского населения. А также тот факт, что, по статистике, именно женщины чаще обращаются к врачам для профилактики и лечения. В 2024 мы с удовольствием отмечаем, что вектор, наконец, начал меняться: количество покупателей-­мужчин выросло на 9% по отношению к прошлому году, и гендерное соотношение покупателей вплотную подошло к равенству.

Географически-­социальный состав

По сравнению с 2022 годом, мы снова фиксируем увеличение покупателей в возрасте более 70 лет (54%). Это частично обусловлено тем, что люди, которые в начале исследования были в одной возрастной группе, успели перейти в другую, а также нашей активной работой с клиентами, которые ранее приобретали у нас слуховые аппараты. Но в целом продолжительность жизни увеличивается, растёт уровень жизни, и пожилое население всё чаще хочет как можно дольше вести активный образ жизни, обращаясь, в том числе, за помощью в компенсации утраченного слуха.

Значительно уменьшилось количество людей, прибывших издалека: это в первую очередь обусловлено расширением географии наших партнёров, когда центры слуха открываются даже в небольших городах, и слабослышащим нет необходимости ехать в областную столицу для получения качественных услуг по реабилитации слуха. В ряде регионов организация выездов в областные центры осложнена из-за режима повышенной готовности, что, в свою очередь, тоже влияет на снижение доли «областных» клиентов в общей выборке.

Структура занятости наших покупателей почти не изменилось, что было ожидаемо с учётом неизменившейся возрастной картины. Так как большая часть клиентов, обратившихся к нам, старше 70 лет, а вторая по численности группа — 55‑70 лет, то логично выдвинуть предположение о том, что эти люди уже не работают, а находятся на пенсии.

Предыдущий опыт ношения слуховых аппаратов

Ещё один показатель, который серьёзно изменился за прошедшее время: в предыдущих отчётах мы неоднократно отмечали, что наши партнёры, как правило, работают с покупателями, не имевшими опыта ношения слуховых аппаратов. Но с проникновением в нашу жизнь маркетплейсов, интернет-­магазинов и онлайн‑­торговли в целом растёт количество покупателей, которые пробовали самостоятельно подбирать себе слуховой аппарат, при этом чаще всего этот опыт был неудачным: всё же индивидуальную медицинскую технику должен подбирать и настраивать специалист.

Также увеличение числа слабослышащих с опытом использования слухового аппарата — результат расширения целевой аудитории наших партнёров, которые после мониторинга ситуации на рынке решили выделить дополнительные ресурсы на рекламу и продвижение, чтобы привлечь именно «опытных» пациентов, тем самым расширив клиентскую базу.

Влияние родственных связей

Соотношение клиентов, которые пришли на приём с близкими, по сравнению с теми, кто присутствовал один, практически не изменилось: у нас по-прежнему преобладают те, кто старается попасть на консультацию вместе с близким человеком. При этом немного увеличилось количество покупателей, которые заявляют, что родственники незначительно влияли или совсем не влияли на принятие решения о покупке слуховых аппаратов.

Бинауральное слухопротезирование

Количество респондентов, которые используют только один слуховой аппарат, не изменилось; тех, кто использует два аппарата, по-прежнему большинство. Примерно одинаковым сохранилось и соотношение причин, по которым покупатель отказывается от приобретения или использования второго слухового аппарата: примерно поровну делят между собой отсутствие необходимости (глухое/хорошо слышащее другое ухо), финансовые трудности, более ярко проявившие себя в этом году, и недостаточная информированность о необходимости бинаурального слухопротезирования. Количество респондентов, выбиравших последнюю причину, немного снизилось, так как наши партнёры тщательно проводят работу по информированию покупателей о необходимости ношения двух аппаратов и публикуют соответствующие информационные материалы для слабослышащих.

Социальные ожидания

80% взрослых респондентов отмечают, что главное изменение в их жизни, связанное с покупкой слухового аппарата, — это упрощение беседы с близкими. С учётом того, что ответ преобладает в течение двух лет, можно говорить о формировании устойчивой тенденции. Слуховые аппараты решают самую большую проблему в жизни слабослышащих старшего возраста — дают им возможность общаться с родными и близкими людьми. Именно на решение этой актуальной задачи должна быть направлена работа как производителей слуховых аппаратов, так и владельцев розничных сетей.