Несмотря на различные варианты, в основе всех когнитивных тренировок лежат схожие принципы:
- выбор алгоритма по уровню сложности (зависит от верхней границы слуха пациента и соответствует его ресурсным возможностям);
- правильно подобранный слуховой аппарат для успешной тренировки (если речь идет о слабослышащем);
- повышение мотивации;
- регулярность тренировок.
Несомненный и, пожалуй, главный результат когнитивной тренировки состоит не только в успешности прохождения заданий во время занятия, а в том, что приобретённые навыки пациент переносит в повседневную жизнь, что позволяет ему лучше понимать речь и легче общаться.
По итогам исследований, проведенных в Германии, было научно доказано, что регулярные когнитивные упражнения положительно влияют на способность пациента лучше слышать и понимать. Так, участники эксперимента по 60 минут в день пять дней в неделю в течение десяти недель выполняли различные тесты: отгадывали загадки, решали задачи, учились узнавать слова и фонемы, отвечали на вопросы по услышанным коротким рассказам и т. д.
Наряду с улучшением результатов тренировочных заданий можно было наблюдать также улучшения в нейропсихологических тестах. Это позволяет делать вывод о том, что повышение результативности в нейропсихологических тестах, возможно, связано именно с улучшением слуха и понимания.