Безусловно, существует достаточное количество свидетельств, которые указывают на связь снижения слуха с психическими нарушениями. С одной стороны, потерю слуха можно рассматривать как ранний признак начинающегося слабоумия, а не как причину его возникновения. С другой стороны, сложности в общении, которые возникают на фоне тугоухости, существенно ограничивают социальную интеграцию, что может привести к депрессии и слабоумию. В конце концов, оба заболевания могут быть вызваны какой-то иной причиной.
Таким образом, существует множество механизмов, которые могут поспособствовать возникновению психических расстройств. Но чаще всего высказываются и обсуждаются четыре гипотезы, с помощью которых ученые пытаются объяснить связь между ухудшением слуха и когнитивным распадом.
1. Гипотеза ложного диагноза из-за тугоухости
Чаще всего для оценивания когнитивной функции и диагностирования деменции используют тест краткой шкалы оценки психического статуса (MMSE). Поскольку у большей части пожилого населения наблюдается в той или иной степени ухудшение слухового восприятия, 16% испытуемых диагноз деменция был поставлен ошибочно.
В принципе, нарушение слуха приводит к искажению всех нейропсихологических процессов, связанных с речью и звуковым восприятием. Самое простое объяснение низких результатов тестирования заключается в том, что испытуемые, страдающие тугоухостью, неправильно понимают вопрос или могут прослушать важные инструкции к тесту.
2. Общая гипотеза
Воспаления, сосудистая патология и другие системные нейродегенеративные процессы могут привести как к потере слуха, депрессии, так и к когнитивным нарушениям. Это обусловлено функциональным нарушением ЦНС. Таким образом, может возникнуть мнимая причинно-следственная связь этих явлений.
Доказано, что структурные и биохимические изменения клеток мозга и связей между ними приводят к торможению мозговых функций. На основании этого способность восприятия речи в сложных ситуациях общения (например, наличие посторонних звуков) ухудшается. Согласно этой гипотезе, нарушение слуха и умственная работоспособность рассматриваются отдельно друг от друга как независимые области, обусловленные третьим фактором.
3. Гипотеза большой слуховой нагрузки
Гипотеза большой слуховой нагрузки доказывает, что при наличии более или менее сильно выраженного периферийного снижения слуха обработка неполной акустической информации требует дополнительной сосредоточенности.
Иначе говоря, слабослышащие люди должны тратить больше ресурсов на восприятие и обработку акустической информации, и из-за этого другие когнитивные процессы, такие как оперативная память, запоминаемость и память, оказываются незадействованными. При этом слова и предложения, которые человек плохо расслышал, запоминаются хуже, чем те, которые были точно поняты.
4. Гипотеза сенсорной депривации
Периферическая потеря слуха приводит к тому, что высококачественная сенсорная информация больше не достигает слуховой коры головного мозга. Со временем это приводит к изменениям в структуре и функционировании центральной, слуховой и когнитивной систем. Эти деградационные явления в первую очередь поражают те участки, которые отвечают за звук и речь.
Так, медицинская визуализация показала, что у людей с ярко выраженной старческой тугоухостью наблюдаются значительные потери в области первичной слуховой коры и в правой височной доле.
Поскольку объемы спинномозговой жидкости увеличивались, потерю объема мозга можно было бы интерпретировать как атрофию, произошедшую вследствие нейронной дегенерации в мозговом ядре ввиду отсутствия входов из внутреннего уха.
Эти патологические изменения повышали риск возникновения депрессии тем, что они редуцировали когнитивные резервы и препятствовали нормальной эмоциональной регуляции.