От «синдрома шестилетки» до успешного терапевтического комплаенса

Елена Васильева, руководитель Центра сурдологии и слухопротезирования в Сургуте
Ч асто можно услышать мнение, что все лучшие специалисты, новейшие технологии, потенциал для развития сосредоточены в больших городах, приближенных к федеральному центру. Однако, к счастью, ситуация постепенно меняется. За 16 лет Центр сурдологии и слухопротезирования в Сургуте стал флагманом оказания комплексной помощи слабослышащим пациентам Ханты-­Мансийского автономного округа. Его руководитель сурдолог Елена Васильева вспоминает, как вздрагивала от безысходности, когда родители детей с патологиями слуха решались на протезирование лишь перед школой…

С тех пор благодаря усилиям врачей и помощи администрации региона многое изменилось. О том, как удалось выстроить в ХМАО успешно функционирующую сурдологическую службу, в интервью SurdoInfo рассказала руководитель сургутского Центра сурдологии и слухопротезирования Елена Васильева.
Впервые увидела аудиологическую аппаратуру, тогда состоящую в основном из аудиометров, овладевала методами исследования. Но реализовать мечту удалось не сразу. Вернувшись в Сургут, работала оториноларингологом, много читала специальной литературы, общалась с коллегами из сурдологического кабинета. В дальнейшем эта практика очень помогла мне состояться как сурдологу. В 2007 году начала работать в сурдологическом кабинете, а через полгода я возглавила Центр сурдологии и слухопротезирования Сургутской окружной клинической больницы. Это мое родное учреждение: сюда в 13 лет я впервые поступила на работу санитаркой, здесь же служу до сих пор.
— Какие задачи сегодня выполняет Центр сурдологии и слухопротезирования?

— Центр клинико-­диагностический сурдологии и слухопротезирования — флагман на территории Ханты-­Мансийского автономного округа по сурдологии-­оториноларингологии. Его задачи широки. Начиная от диагностики и лечения пациентов с проблемами слуха, заканчивая методическим сопровождением врачей и педагогов округа по вопросам работы с неслышащими людьми. Мы регулярно проводим лекции, конференции, встречи с врачами для освещения вопросов диагностики, слухопротезирования и реабилитации. Ежемесячно появляется много новой информации, которую нужно донести до специалистов.
В 2008 году таким вопросом стала кохлеарная имплантация. Пациент с кохлеарным имплантом в те годы был космическим пришельцем для врачей общей практики, оториноларингологов, педагогов. Доступной информации было мало, а вопросов много. Как сделать МРТ? Где и по какой программе обучать? Как проводить МСЭ? Наши сотрудники непрерывно находились на связи, приводили систему помощи таким пациентам из хаотичной в понятную. На сегодняшний день мы имеем в округе одну из самых развитых систем помощи слабослышащим пациентам на всех уровнях.
Центром сурдологии я руковожу уже 15 лет. Но этот путь был пройден не в одиночку, а в команде профессионалов: специалистов медицинского учреждения, Департамента здравоохранения ХМАО — Югры. Моим постоянным наставником является главный врач Сургутской окружной клинической больницы Галина Никандровна Шестакова, которая помогала мне на всех этапах моего становления.

— Какова среди ваших пациентов доля детей?

— Работа с детьми остается нашим приоритетным направлением, они составляют более 50% приема. Для меня лично детский прием всегда был особенным, любимым. Дети лучше взрослых поддаются лечению и реабилитации, а это приносит большое удовлетворение в работе. В нашем Центре сурдологии и слухопротезирования на детском приеме сформирована четкая маршрутизация. Ребенок всегда осматривается логопедом, с которым также проходит аудиометрические исследования.
У нас есть отдельный штат логопедов для амбулаторного приема и в дневном стационаре. Держать такой штат дополнительного персонала в современных условиях затруднительно. Но мы во всем чувствуем поддержку нашего руководства разного уровня, которые придерживаются принципов пациентоориентированности. Ребенок не испытывает стресс на приеме, который становится для него игрой. С удовольствием заходит в кабинет, не боится врача, отрабатывает проведение аудиометрии на специальном тренажере. В результате мы получаем наиболее точные замеры слуха, быстрее ставим диагноз и начинаем реабилитацию.
А сколько радости нам доставляет, когда мы слышим яркую, чистую эмоциональную речь, особенно детей после кохлеарной имплантации! Это прежде всего заслуга своевременной диагностики патологии слуха, положительный терапевтический комплаенс, применение новейших технологий на основе практики и опыта специалистов.

Мне есть с чем сравнить. Помню времена, когда многие родители решались на слухопротезирование только перед школой, когда время было безнадежно упущено. Я внутренне вздрагивала от безысходности, видя такую ситуацию, называла ее «синдромом шестилетки». К счастью, нам удалось переломить эту тенденцию. Сейчас врачи различных специальностей округа при малейших подозрениях на патологию слуха направляют детей к нам в Центр, знают, что здесь всё сделают правильно, разберутся в ситуации. Родителям удобно — не надо ехать в другой регион. При необходимости мы сами перешлем информацию об обследовании в федеральные медучреждения. Наш приоритет — счастливая семья, свободная от тревог, понимающая, что происходит с ребенком, и получающая комплексную помощь и реабилитацию на территории проживания.

— Есть ли информация, сколько в ХМАО на сегодняшний день взрослых и детей с подтвержденными нарушениями слуха, а также данные об эффективности аудиологического скрининга новорожденных в вашем регионе?

— Наш регион маленький по сравнению с другими. Посещаемость Центра составляет около 7000 в год, 2500 из них — дети. На динамическом наблюдении состоят преимущественно дети, использующие слуховые аппараты, костные или кохлеарные импланты. Цифра меняется ежегодно, на сегодняшний день это около 870 пациентов.

Аудиологический скрининг — это уже стандартное мероприятие на территории округа. Охват на первом этапе составляет не менее 99%, выявление тугоухости раннее. Минимальный возраст проведения кохлеарной имплантации — с 10 месяцев.
— Какие трудности, с вашей точки зрения, существуют в регионах в плане сурдологической помощи?

— Мне посчастливилось жить в очень большой и многонациональной стране. Когда мы встречаемся с коллегами на семинарах и конференциях, конечно, делимся различными проблемами. Особенно остро стоит дефицит кадров. Но потенциал специальности растет, особенно за счет новых технологий, все больше в нашу специальность приходит мужчин. Настройка различных видов кохлеарных имплантов, слуховых аппаратов с фантастическим функционалом, объективная аудиометрия с расширяющимися возможностями — это только малая часть того, что сегодня предлагает сурдология и слухопротезирование. При желании учиться и профессионально развиваться возможности роста специалиста просто безграничны.
Формирование в Ханты-­Мансийском автономном округе сурдологической службы особенно показало свою эффективность в непростое время пандемии. Из-за эпидемиологических ограничений были затруднены поездки в федеральный центр для замены речевых процессоров, но мы успели сделать всё вовремя, чтобы не прервать цикл реабилитации. Результаты наших пациентов говорят сами за себя.

— В чем, на ваш взгляд, нуждается сфера слухопротезирования в России сегодня?

— Я считаю, что нужно развивать систему слухопротезирования за счет глубокого и всестороннего обучения специалистов, чтобы затем они смогли грамотно и доступно объяснять пациентам, какое огромное значение в жизни человека, особенно ребенка, имеет слух, умели показать все достоинства слухового аппарата и подобрать устройство именно под потребности слабослышащего.

Что касается слуховых аппаратов, то я думаю, пациентам, прежде всего, нужен надежный слуховой аппарат, который улучшает качество его жизни, позволяет общаться, понятен в управлении. При этом у каждого пациента свои потребности. У меня свое видение этой проблемы. Я мечтаю о расширении программ ОМС, как в Европе, когда пациенту аппарат выдают или частично компенсируют его стоимость. Особенно это важно в детской практике.

Дети так быстро растут, что семья не всегда успевает за ними. А хочется, чтобы аппарат покрывал возрастающие потребности ребенка. На примере пациентов с кохлеарными имплантами, особенно тех, которым имплантировали их в раннем детстве, мы видим, насколько ловко и полно дети используют все возможности системы. Мастерски владеют пультом, вовремя осуществляют замену батареек. Наш округ давно принял решение о компенсации пациентам с кохлеарными имплантами комплектующих систем, чтобы дорогостоящий имплант не был нагрузкой на бюджет семьи.

— Находите ли время на научные исследования? Как удается совмещать научную работу и практическую деятельность?

— Мы часто участвуем в проектах других команд, помогаем собирать информацию для фундаментальных исследований. Последняя работа — по новой коронавирусной инфекции у детей. Исследования не имеют аналога в мире. Кроме того, меня много лет интересует организация здравоохранения, в частности, создание эффективных команд на территории, где проживает пациент, наставничество и коучинг.
Хочется, чтобы команда пациент — врач трудилась друг для друга, не затрачивая время на конфликты, чтобы от взаимодействия выигрывали обе стороны. Хочу, чтобы медицинский и педагогический персонал повышал свою квалификацию, открывал для себя новые горизонты в профессии.
— Что для вас наиболее важно и значимо в профессии? Каким должен быть настоящий сурдолог? Какие качества — профессиональные и личные — необходимо иметь специалисту в этой сфере?

— Может, я покажусь банальной, но в профессии врача главное — милосердие, помощь людям. В нашем Центре мы практикуем модель врач-партнер. Это требует переосмысления своей миссии как врача. Также я считаю, что врач должен планировать свою карьеру. Особенно это важно, когда ты работаешь руководителем. Нужно чутко прислушиваться к подчиненным, к их нуждам, анализировать способности. У нас в центре каждый врач имеет собственный годовой план развития, который корректируется ежеквартально. Он содержит пять вопросов.

Опыт показывает, что с каждым годом планы специалистов становятся все масштабнее с учетом выполнения предыдущих задач. Они включают не только медицину, но и инвестирование, финансовый рост, вопросы бизнеса. Это еще и эффективный контроль качества работы специалиста. Обычно специалист выполняет годовой план за полгода и стремится к новым рубежам. Планы учат нас анализировать свои достижения, гордиться ими.
Мы подробно описали наш опыт в статье, он востребован другими командами. После моих выступлений на конференциях о системе коучинга внутри Центра многие коллеги подходят и просят подробнее рассказать о наших результатах, делятся своими проблемами.

Для меня как для руководителя Центра сурдологии и слухопротезирования приятно и почетно осознавать, что работу наших специалистов знают и ценят во всем округе. Это заслуга всего коллектива, сумевшего доказать, что проблемы слуха в любом возрасте можно и нужно решать. И чем раньше начать, тем выше и качественнее будет результат.
Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы быть в курсе последних новостей.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности