Эксперты

Искусство не требует жертв

Арт-терапия как инструмент слухоречевой реабилитации

Пожалуй, каждому из нас знакомо чувство радости, которое ощущаешь в процессе творческой работы. Специалисты ФГБУ НМИЦО ФМБА решили, что называется, соединить приятное с полезным и не прогадали. Разработанный ими курс арт-терапии для слухоречевой реабилитации уже открыл для многих слабослышащих пациентов новые возможности.

Значение творчества для человека огромно. Именно оно подталкивает вперед, открывает другую реальность, позволяет расти и развиваться. А еще дает дополнительные возможности самовыражения. Именно за эту идею ухватились специалисты ФГБУ Национальный медицинский исследовательский центр оториноларингологии Федерального медико-­биологического агентства России. На основе теоретических исследований и практического опыта ими было установлено, что одним из действенных методов слухоречевой реабилитации является арт-терапия. По мнению Алисы Дубровской, медицинского психолога отделения сурдологии и слухоречевой реабилитации ФГБУ НМИЦО ФМБА России, основной целью такой терапии является гармонизация личности человека через самовыражение и познание себя при помощи творчества и искусства.

«Арт-терапия — это направление психотерапии и психологической коррекции, основанное на применении искусства и творчества. Иными словами, это обогащение методики психологической помощи наших пациентов средствами искусства», — пояснила Алиса Дубровская.

Прежде чем сделать выводы о значении арт-терапии в сурдологии и возможностях ее использования, специалисты ФГБУ НМИЦО ФМБА России в рамках комплексной программы реабилитации пациентов с нарушением слуха разработали уникальный курс индивидуальных занятий с психологом. Он включает в себя консультационную беседу, комплексную нейропсихологическую диагностику эмоциональной и когнитивной сферы.

Результатом первичной консультации становится составление индивидуальной программы, которая включает в себя оценку социально-­адаптивных функций, общего эмоционального состояния, развитие зрительно-­моторной координации, мелкой моторики и тактильной чувствительности, развитие памяти, внимания, мышления. «Важнейшая задача наших специалистов состоит в подборе самого эффективного метода работы с пациентом, — подчеркивает медицинский психолог Алиса Дубровская. — И мы сделали вывод, что в большинстве случаев именно арт-терапия дает положительный результат, причем подходит она практически всем без исключения».

Творчество без границ

Почему арт-терапия как метод подходит всем? Пожалуй, в ответе на этот вопрос и кроется уникальность этого метода. Творчество как способ самовыражения не имеет границ. Здесь нет и не может быть противопоказаний, связанных с возрастом, состоянием здоровья. Главное — желание.

«Арт-терапия в сурдологии преимущественно использует средства невербального общения, что очень важно для людей, недостаточно хорошо владеющих речью, тем, кто затрудняется в словесном описании своих переживаний, которым сложно выразить свои мысли в словах или недоступно вербальное общение совсем, — поясняет Алиса Дубровская, медицинский психолог ФГБУ НМИЦО ФМБА России. — Также тут неважны никакие навыки или умения человека, что позволяет работать в этом методе с любой возрастной категорией».

Алиса Дубровская рассказала, как проходят занятия в рамках курса арт-терапии в центре оториноларингологии.

— Занятия могут проходить как индивидуально, так и вместе с родителями или же в группе с другими пациентами. Для каждого участника терапии организовано комфортное рабочее место, включающее все, что может ему понадобиться. У нас всегда царит приятная творческая атмосфера! Что очень важно: творческие способности пациентов здесь не оцениваются, внимание уделяется исключительно внутреннему миру человека, его проблемам и переживаниям. Ведь наша первостепенная задача как специалистов при помощи арт-терапевтических приемов помочь человеку, имеющему нарушение слуха, не замыкаться в себе.

Каждый найдет занятие по душе

В настоящее время в центре организовано несколько направлений в рамках арт-терапии.

Песочная терапия представляет собой несложные произвольные манипуляции с мелким песком, фигурками или небольшими предметами, которые помогают снять напряжение и проработать проблемы человека. Особенность этого метода заключается в кратковременности создаваемых образов, в возможности разрушить построенное или нарисованное. В работе используется как и стол для рисования песком, оснащенный подсветкой, так и классическая песочница с кинетическим песком.

Изотерапия — терапия рисунком. Это, наверно, самое популярное направление, ведь ­все-таки интересоваться карандашами, красками и тем, что может из этого получиться, мы начинаем в раннем детстве. Поэтому выражение своих эмоций на бумаге — вполне естественное занятие, через которое все мы еще в детстве познаём мир. Что немаловажно, изотерапия — один из самых эффективных методов, работающий с чувством собственных границ, которое часто бывает искажено у детей, имеющих нарушения слуха.

«Например, психолог предлагает ребёнку лечь на лист ватмана и обрисовать контур своего тела, — рассказывает Алиса Дубровская, — а потом изобразить что-то внутри и снаружи». Так ребёнок начинает лучше понимать себя и своё соотношение с миром. Работа с красками, мелками, водой, бумагой — все это также развивает сенсомоторные навыки, которые, в свою очередь, подталкивают развитие когнитивной сферы.

Танцевально-­двигательная терапия — это направление, в котором двигательная активность используется как процесс, способствующий эмоциональной и физической гармонизации человека. Специалисты центра используют развивающий интерактивный пол, который создает игровую поверхность, по которой пациенты активно двигаются. Он оснащен подвижными играми, что дает возможность сформировать новые знания и умения естественным для пациента способом.

«Сказкотерапия» — дать четкое описание для этого метода достаточно сложно, ведь «сказкотерапия» — это и метод развития самосознания и эмоционального интеллекта человека; и наиболее древняя воспитательная система, позволяющая тонко формировать базовые ценности; и язык символов и образов. «На занятиях сказкотерапией мы используем вспомогательные методы, такие как кукольный театр, театр масок, пальчиковый театр, — делится психолог Алиса Дубровская. — Это позволяет развить творческие способности, воображение, мышление, расширяет кругозор, развивает мелкую моторику, формирует художественный вкус, а также обогащает знания о цвете, форме и фактуре».

Конечно, арт-терапия не ограничивается перечисленными методами. Ее применение широко практикуется в психологии при различных трудностях эмоционального развития, при стрессе, депрессии, чувстве одиночества, тревожности и других расстройствах. Однако для реабилитации слабослышащих пациентов этот метод имеет другое важное преимущество. «Арт-терапия дает возможность каждому нашему пациенту приобрести еще один навык, еще один дополнительный язык общения, необходимый для выражения своих мыслей, чувств и эмоций», — убеждена медицинский психолог Алиса Дубровская. 

Алиса Дубровская Медицинский психолог отделения сурдологии и слухоречевой реабилитации ФГБУ НМИЦО ФМБА России