- углубленная аудиологическая диагностика слуховых расстройств у больных отиатрического и отоневрологического профиля, включающая тональную пороговую и надпороговую аудиометрию, различные варианты речевой аудиометрии, импедансную аудиометрию, объективную и субъективную шумометрию, регистрацию слуховых вызванных потенциалов и отоакустической эмиссии, объективные методы исследования слуха у детей любого возраста, начиная с рождения;
- сурдопедагогическая реабилитация, занятия по коррекции центральных слуховых расстройств с использованием программы слуховой тренировки;
- логопедические занятия по исправлению дефектов речи;
- формирование речи у больных после экстирпации гортани, обучение работе с голосообразующим аппаратом;
- индивидуальный подбор слуховых аппаратов с последующей оценкой эффективности слухопротезирования методами речевой аудиометрии в свободном звуковом поле;
- сурдопедагогические занятия по адаптации к слуховому аппарату.
Регулярно выпускаются учебно-методические пособия для практикующих врачей сурдологов и студентов, проводятся курсы усовершенствования и профессиональной переподготовки по специальности «Сурдология-оториноларингология».
— На каких принципах и правилах строится ваша работа? В чем, на ваш взгляд, особенность сурдологии по сравнению с другими отраслями медицины?— Особенностью нашей специальности, прежде всего, является ее социальная направленность. Термин «сурдология» происходит от латинского слова surdus (глухой) или surditas (глухота). В задачи этого раздела оториноларингологии входят различные аспекты диагностики, лечения и коррекции слуховых и сопутствующих им речевых расстройств.
Сурдологию рассматривают также как составную часть клинической аудиологии (название аудиология происходит от латинского слова auditus — слух) — дисциплины, которая изучает более широкий спектр вопросов, касающихся нарушений слуха. Люди со сниженным слухом, как правило, не считают себя больными в обычном понимании этого слова, однако последствия легкомысленного отношения к дефекту слуха могут быть весьма печальными, особенно у детей.
На фоне тугоухости существенно снижаются возможности речевого общения, а также общий уровень социального благополучия и качества жизни, могут развиваться нарушения когнитивной (познавательной) и эмоциональной сферы. Доказано, что пожилые люди с некомпенсированной тугоухостью достоверно чаще подвержены деменции. Поэтому чем раньше установлен диагноз тугоухости и начата программа реабилитации, тем выше будет ее эффективность.
При этом важным элементом работы сурдолога является не только выявление слуховых расстройств, но и психологическая подготовка пациентов к реабилитационным мероприятиям. В отличие от, например, хирургов, сурдологам приходится много разговаривать с пациентами, их родственниками (родителями, если речь идет о детях), что требует определенных навыков, а также напряжения физических и душевных сил.