Личный пример — единственный метод убеждения

Юрий Константинович Янов, советский и российский учёный в области оториноларингологии, генерал-­лейтенант медицинской службы, доктор медицинских наук, профессор, академик РАН. Его достижения отмечены званием Заслуженного врача Российской Федерации, а также Орденом «Почёта», Орден «За службу родине», Орден «За военные заслуги» и в 2024 году Премия «Призвание».
Заголовок этой статьи представляет собой часть фразы, принадлежащей немецкому врачу и философу Альберту Швейцеру, которого любит цитировать Персона этого номера. В своей жизни и работе ученый-­оториноларинголог, доктор медицинских наук, профессор, академик РАН, заслуженный врач Р Ф Юрий Константинович Янов для многих сам стал примером высочайшего профессионализма, преданности выбранному делу, беззаветному служению российской медицинской науке. Будучи патриотом своей страны, сегодня академик Янов продолжает трудиться на благо отечественной оториноларингологии, передавая бесценный опыт молодому поколению врачей и воспитывая студентов медиков. В интервью журналу SurdoInfo Юрий Константинович рассказал о нравственных ориентирах, особенностях специальности и профессиональной подготовки, перспективах международного сотрудничества в науке.
— Всю свою профессиональную жизнь вы занимаетесь оториноларингологией, добившись в этой области медицины значительных достижений. По вашим наблюдениям и опыту, какие главные изменения произошли за последние годы в медицине в целом?
— Колоссальные изменения произошли и в обществе, и в науке. В первую очередь, конечно, на нашу жизнь повлиял информационный бум — появилось огромное количество информации по всем сферам, в том числе в области медицины. Без цифровых технологий сегодня уже сложно представить и повседневную жизнь людей, и научную деятельность. Все больше в медицине находит применение искусственный интеллект. Эта технология помогает настраивать кохлеарные импланты и речевые процессоры, до минимума сокращая процент вероятной ошибки. По опыту Санкт-­Петербургского НИИ ЛОР, специалисты которого активно изучают это направление и совершенствуют алгоритмы его применения, примерно в 95% случаев искусственный интеллект гарантирует успех настройки кохлеарных имплантов и речевых процессоров. Это большое достижение, и полученный опыт транслируется на другие субъекты Российской Федерации. К слову, сейчас дополнительное образование врача оториноларинголога-­сурдолога в области информационных технологиях становится все более актуальным, поскольку открывает новые возможности работы для эффективной помощи пациентам с нарушениями слуха.
— Для многих молодых врачей, студентов медиков вы является легендой оториноларингологии. А что вы думаете о молодом поколении? Замечаете ли у них интерес к науке, мотивацию к профессиональному развитию?
— Я с большим удовольствием общаюсь с молодежью, встречаюсь со студентами, молодыми специалистами, просто жить не могу без той энергии, которой они наполнены. Горжусь тем, что в современной российской оториноларингологии, сурдологии есть такие замечательные молодые врачи, ученые, профессора, доктора наук. Но при этом, к сожалению, хочу заметить, что я наблюдаю сдвиг нравственных ценностей у молодого поколения. Я часто разговариваю с молодыми врачами, и многие из них говорят о том, что хотели бы добиться индивидуального успеха, который необходим им в основном для достижения потребительских благ. Это меня очень настораживает.
— Про нравственные ценнос­ти в последнее время говорится много, а есть ли, на ваш взгляд, какой‑то эффективный способ формирования этих ценностей?
— Я думаю, воспитание молодого поколения, в том числе в профессии, во многом зависит от наставника. Мне вспоминаются слова Альберта Швейцера, немецкого врача, философа, лауреата Нобелевской премии мира, который говорил, что личный пример — это не самый лучший метод убеждения людей, а единственный. Это значит, что личный пример наставника, руководителя, преподавателя, который готовит специалистов медиков, является главным инструментом воздействия на их картину мира, формирование ценностей и дальнейшую мотивацию в профессии и в жизни. Для врача очень важно воспитание в духе доброжелательности к людям, нравственности. Я считаю, эта идеология должна пронизывать всю образовательную составляющую студентов, готовящихся стать врачами любой специальности.
— Какие, по вашему мнению, существуют сложности с профессиональной подготовкой студентов, готовящихся стать врачами оториноларингологами и сурдологами? В чем, на ваш взгляд, особенности этой специальности?
— Наша специальность называется оториноларингология. В этом слове кроется сразу три важных направления. Поэтому подготовка врача оториноларинголога должна быть очень широкая. Он должен хорошо знать и отологию, и ринологию, и ларингологию, и аудиологию. В оториноларингологии вообще не может быть «среднего» врача, он должен быть лучший! Для медицины, для человека оториноларингология — одна из главенствующих специальностей. Создатель сотворил в голове человека пять отверстий, и всеми этими отверстиями занимается оториноларинголог. При этом слух играет важнейшую роль в познании мира, развитии человека, и особенно ребенка. И неслучайно, на первом месте в названии нашей специальности стоит именно корень ото-, связанный с ухом.
Я считаю, что тех двух лет, которые сейчас у нас отведены врачам для получения специальности, недостаточно, это очень мало.
— Часто можно слышать дискуссии и о профессиональной подготовке врачей сурдологов. Здесь еще сложнее, поскольку специализация более узкая. Что думаете по этому поводу?
— Мы с коллегами порой спорим, насколько правомочна специальность оториноларинголог-­сурдолог? Я уверен, что специальность должна быть ЕДИНАЯ. Да, за рубежом есть четкое разделение на аудиологов, ринологов, фониатров. Но Россия — огромная страна. У нас бывает, что на целый район или даже город есть всего один оториноларинголог, который часто не может оказывать сурдологическую помощь даже с юридической точки зрения, потому что для этого необходимо иметь сертификат сурдолога.

Конечно же, в больших городах, крупных центрах сурдологическая помощь в России сейчас доступна, но мы должны думать и о других людях, которые живут вдали от таких мест. И здесь речь должна идти не только о междисциплинарном взаимодействии, но и о межотраслевом.

Примером такого качественного и успешного взаимодействия можно назвать Детский сурдологический центр Санкт-­Петербурга. На сегодняшний день это передовой детский сурдоцентр в стране. А как он создавался? Чтобы сделать современный сурдологический центр в Санкт-­Петребруге, мало было одного желания медиков, это было решение губернатора после неоднократных совещаний и заседаний комитетов правительства Санкт-­Петербурга: здравоохранения, образования, науки, социальной политики и депутатов Законодательного собрания. Такая практика должна распространяться по всей России, чтобы в любой точке страны человек мог получить квалифицированную сурдологическую помощь.
— Действительно, Санкт-­Пе­тербург сегодня может гордиться школой оториноларингологов и сурдологов. Для тысяч детей с врожденной глухотой и глубокими нарушениями слуха дверь в мир звуков открыла кохлеарная имплантация. Вы много лет руководители Институтом уха, горла, носа и речи, где проходило становление работы по проведению этих операций в России. Расскажите поподробнее.

— Я сам закончил Военно-­медицинскую академию имени С. М. Кирова, где вопросам хирургии уделялось большое внимание. Хирурги всегда были и остаются амбициозными людьми, в хорошем смысле этого слова. Русскому человеку стоит только один раз увидеть — и мы сделаем не хуже любого иностранного хирурга. Меня всегда волновало, почему в России нет отохирургов, которые могли бы выполнять кохлеарные имплантации, как это делают за рубежом. Да, в России кохлеарные имплантации проводятся с 1991 года, но в то время их делали приглашенные иностранные специалисты. Когда в 2000 году мне предложили уйти из армии и возглавить институт, передо мной стояла цель решить вопрос оказания помощи по кохлеарной имплантации в России. Я поехал учиться к греческому оториноларингологу, большому знатоку топографической анатомии Трифону Кератинису, человеку, который является высочайшим специалистом по изучению височной кости.
Мы разбирали с ним строение височной кости, он показал разные подходы к кохлеарной операции. Вернувшись, я начал передавать эти знания своим ученикам. На базе ЛОР НИИ под моим руководством был создан специальный научный отдел, занимающийся вопросами кохлеарной имплантации. Если до этого момента в институте проводилось максимум 4‑5 кохлеарных имплантаций в год, и то силами приглашенных зарубежных хирургов, то потом наши специалисты стали делать порядка 500 кохлеарных операций в год. Я рад, что мои ученики, хирурги-­оториноларингологи, сейчас успешно работают и помогают людям не только в нашем городе, но и в других регионах страны, возглавляют кафедры оториноларингологии, являются главными врачами больниц, преподают в медицинских вузах.

Я горжусь, что выпускники Санкт-­Петербургской школы кохлеарной имплантации признаны в России и в мире, многие из них удостоены почетных наград за высочайший уровень профессионализма. Всего их у меня 58 человек — 18 профессоров и 40 кандидатов наук. Так что спасибо им большое, что они высоко несут знамя отечественной оториноларингологии. Но, прежде чем провести кохлеарную имплантацию, пациентов с нарушениями слуха необходимо выявить. Я считаю большой заслугой всего оториноларингологического сообщества и врачей сурдологов является внедрение в 2008 году аудиологического скрининга новорожденных. Это огромный успех. Но надо помнить, что государство выделяет большие деньги на кохлеарные имплантации. Поэтому основная задача — добиться результатов операции, которые во многом зависят от последующей работы сурдологов, сурдопедагогов, семьи, где воспитывается ребенок с КИ.

Благодаря совместной работе специалистов Санкт-­Петербургский НИИ ЛОР стал лидером по объемам оказания высокотехнологичной медицинской помощи пациентам с ЛОР-патологией. В 2009 году он признан ведущим центром в мире по объему и качеству слухоулучшающих операций. Наши заслуги были по достоинству оценены зарубежным научным сообществом, и институт впервые в России был включен в сообщество «HEARING», объединяющее в научно-­клиническом плане десять ведущих оториноларингологических центров мира.
— Продолжая тему международного сотрудничества: как в настоящее время в свете политической обстановки складываются отношения с зарубежными коллегами в рамках работы в Российской академии наук? Какие государства сейчас является партнерами России в сфере международного сотрудничества в области оториноларингологии и аудиологии? Есть ли совместные проекты, планы?
— Да, сложности действительно были. С началом специальной военной операции я получил письмо, в котором нам как членам РАН предлагалось выступить с негативной оценкой специальной военной операции, осудить действия России. Я как боевой офицер, патриот даже помыслить не мог о том, чтобы предать свою Родину, выступить против своей страны и своего народа. Я тут же написал им разгромное письмо с категорическим отказом. К счастью, вскоре после этого руководство организаций, которые прислали такие письма, сменилось, у руля встали люди, которые доброжелательно относятся к России, поэтому сейчас взаимодействие вновь налажено. Мы являемся участниками различных международных конференций, симпозиумов, круглых столов в области оториноларингологии, сурдологии. Кроме того, я вхожу в состав правления Европейской ассоциации оториноларингологов.

Наиболее близкое сотрудничество РАН на сегодняшний день с Китайской народной республикой, со странами бывшего СССР: Белоруссией, Туркменистаном, Таджикистаном, Казахстаном; со странами юго-восточной Азиии, с Индией, есть проекты с Турцией, Египтом. Поэтому желание отстранить Россию от мирового научного сообщества недружественных стран не сработало, своих целей они не добились.

Среди направлений международного сотрудничества сегодня — аллергические реакции ЛОР-органов, вопросы кохлеарной имплантации и реабилитации. Российские специалисты посещают страны ближнего зарубежья, где проводят кохлеарные имплантации, но здесь важен еще и другой аспект. Нужно учить местных врачей сурдологов, оториноларингологов, суропедагогов работать с этими пациентами дальше, настраивать кохлеарные импланты и слуховые аппараты, учить их на родном языке. Ведется большая работа по составлению методических рекомендаций, сборников для обучения специалистов по настройке кохлеарных имплантов и перевода их на языки тех стран, с которыми мы сотрудничаем. Наша задача — помочь в обучении местных специалистов.
— В настоящее время большое внимание уделяется реабилитации военнослужащих и ветеранов СВО. Как военный врач вы работали в Афганистане, возглавляли оториноларингологическое отделение Центрального военного госпиталя. По вашему опыту, как сказывается на органах слуха (в том числе в отдаленной перспективе) участие военнослужащих в активных военных действиях? Каким образом, на ваш взгляд, должна строиться реабилитация пациентов с акустическими травмами?
— Безусловно, минно-­взрывные повреждения влияют на органы слуха. Если не использовать средства защиты слуха, повреждения могут быть значительные, вплоть до глухоты. В настоящее время в Санкт-­Петербурге и Военно-­медицинская академия, и НИИ ЛОР, и госпитали оказывают помощь военнослужащим после минно-­взрывных ранений. Сотрудники кафедры и клиники оториноларингологии Военно-­медицинской академии выезжают в зоны проведения СВО и в приграничные районы для оказания своевременной помощи раненым, работают в военных госпиталях. Бывает же и много сочетанных повреждений, в которых нарушение слуха сопряжено с ранениями нижних конечностей. Кроме того, очень часто акустическое повреждение влияет не только на слух, но и на вестибулярный аппарат. Поэтому нельзя рассматривать отдельно акустическое повреждение от вестибулярного аппарата, особенно при боевой травме. Помимо оториноларингологов и сурдологов, такими пациентами должны заниматься и неврологи, и реабилитологи. Реабилитация военнослужащих, в том числе с нарушениями слуха, обязательно должна быть комплексной.
— Что вы думаете о преемственности поколений в науке? Какое напутствие могли бы дать молодым врачам и ученым оториноларингологам и сурдологам?
— Ежегодно в России проводится до 40 различных региональных и всероссийских конференций по оториноларингологии. И самое главное, что основными участниками этих мероприятий являются представители молодого поколения оториноларингологов. Они представляют своих учителей и свои научные школы, где девизом может стать следующее утверждение: традиция — это передача огня, а не поклонение пеплу.
Юрий Константинович Янов — советский и российский учёный в области оториноларингологии, генерал-­лейтенант медицинской службы, доктор медицинских наук, профессор, академик РАН. Его достижения отмечены званием Заслуженного врача Российской Федерации, а также Орденом «Почёта», Орден «За службу родине», Орден «За военные заслуги» и в 2024 году Премия «Призвание». Академик Янов возглавляет Национальную медицинскую ассоциацию оториноларингологов и является членом президиума Европейской федерации оториноларингологических обществ (EUFOS).

Родился Юрий Константинович 18 декабря 1947 года в Оренбурге. В 1972 году успешно окончил Военно-­медицинскую академию имени С. М. Кирова и начал службу в ракетных вой­сках стратегического назначения, где занимал должность начальника полкового медицинского пункта. С 1975 года поступил в адъюнктуру в Военно-медицинскую академию на кафедру оториноларингологии.
Во время военного конфликта в Афганистане, с 1984 по 1985 год, Янов возглавлял оториноларингологическое отделение Центрального военного госпиталя. В период с 1985 по 1990 год — преподаватель кафедры, в 1995 году занимал должность заместителя начальника кафедры оториноларингологии ВМА, а затем был назначен заместителем начальника Академии по клинической работе. После увольнения из рядов Вооруженных сил в запас, почти два десятилетия, с 2000 по 2019 год, Юрий Константинович Янов возглавлял Санкт-­Петербургский НИИ уха, горла, носа и речи. Параллельно с этой работой, с 2001 по 2011 годы, Янов заведовал кафедрой оториноларингологии Северо-­Западного государственного медицинского университета имени И. И. Мечникова, а с 2015 года — профессор этой кафедры. И является профессором Военно-­медицинской академии имени С. М. Кирова.

Академик Янов — не просто учёный, но и практикующий клиницист, признанный лидер в области оториноларингологии в России. Он создал школу оториноларингологов и разработал собственное направление исследований, посвящённых слуховому и вестибулярному анализаторам. Янов является одним из ведущих представителей науки в изучении патофизиологии слухового вестибулярного анализатора, электронного протезирования слухового анализатора, разработке новых методов реконструктивных операций на среднем ухе. В 2015 году Юрий Константинович Янов первым в России организовал и провел совместно с нейрохирургами серию редчайших операций глухим пациентам — стволовую имплантацию — вживление электродов непосредственно в ствол головного мозга.

Метод установки кохлеарного импланта, предложенный Яновым, привлёк внимание ряда зарубежных клиник. Были получены патенты на дистанционную настройку кохлеарного импланта, что позволило проводить настройки через Интернет из любой точки России.
За почти двадцатилетний период руководства СПб НИИ ЛОР в институте были созданы два ключевых направления научных исследований: разработка новых методов отохирургических вмешательств и патофизиология внутреннего уха. В настоящее время Юрий Янов активно участвует в создании стратегии комплексного междисциплинарного подхода к диагностике, лечению и реабилитации пациентов с ЛОР-ассоциированными гнойно-­воспалительными внутричерепными осложнениями. Он работает над оптимизацией предоперационной диагностики и совершенствованием хирургических подходов и реабилитации больных при проведении слуховой имплантации для создания наиболее щадящих вмешательств на среднем и внутреннем ухе.