Через творчество и созидание — в мир звуков и речи

Александра Соломина, заместитель художественного руководителя Малого театра по специальным и детским театральным проектам.
Возможность подарить ребенку слух, которого он был лишен с рождения, похожа на чудо. Около тысячи детей в России ежегодно бесплатно направляются на кохлеарную имплантацию, которая открывает им двери в удивительный мир звуков. Но дорога к хорошему слуху и активной полноценной жизни долгая, и каким для ребенка будет этот путь, как быстро он сможет его пройти, какие сюрпризы и открытия ждут его впереди, зависит от правильной реабилитации.

Практикующие специалисты, ученые и исследователи сходятся в одном: чем раньше реабилитация начата, тем выше вероятность успеха, а значит, ребенок с нарушенным слухом не останется одинок, а сможет в полной мере овладеть речью, необходимыми навыками, раскрыть свои способности и таланты.

Социализация — вот главная цель реабилитационных мероприятий для детей с нарушением слуха, их подготовка к жизни в обществе. Но мир многогранен, и одного инструмента недостаточно, чтобы решить такую амбициозную задачу. Поэтому все чаще реабилитация объединяет специалистов самых разных сфер и направлений.
Одним из удачных примеров сотрудничества профессионалов явилось появление в Государственном Академическом Малом театре специальной группы Детской студии. Благотворительный культурно-просветительский проект «ЛогоТеатр» обязан своим рождением руководителям и актёрам Малого театра и специалистам ФГБУ Национального медицинского исследовательского центра оториноларингологии ФМБА России.

Второй год он успешно реализуется на базе театра, и уже привлек к себе внимание не только родителей и детей, но и профессионального сообщества медиков и представителей культуры.
Созидательная сила искусства настолько многогранна, что еще в древности люди преклонялись перед ее могуществом. Сегодня театр по-прежнему является неотъемлемой частью культуры общества, позволяет сквозь призму творчества по-другому взглянуть на привычные вещи. Объединить методы театрального искусства и возможности современной медицины для реабилитации детей с кохлеарными имплантами предложили в Государственном академическом Малом театре. Уникальный проект «ЛогоТеатр» вот уже второй год успешно реализуется совместно с Национальным Центром оториноларингологии ФМБА России. Занятия проводятся не в медицинских кабинетах, а в историческом здании Малого театра при участии его актёров и педагогов, а также специалистов Центра оториноларингологии.

О первых результатах, перспективах и мечтах рассказала руководитель Деткой студии Малого театра Александра Соломина.
— Как родилась идея создания в театре отдельной группы для слабослышащих детей?

— Идея пришла спонтанно. Мой дедушка — Юрий Мефодьевич Соломин наблюдается в медицинском исследовательском центре оториноларингологии ФМБА России, которым руководит замечательный врач, профессор Николай Аркадьевич Дайхес. Юрий Мефодьевич часто видел детей, которые лечатся в этом центре, рассказывал о том, что после сложной операции по кохлеaарной имплантации им нужна особая помощь, чтобы в полной мере овладеть речью, научиться жить в мире звуков. Тогда мы подумали, что было бы здорово организовать при театре специальную группу для таких ребят, где они могли бы заниматься и через творчество, театральное искусство проходить слухоречевую реабилитацию. С этим предложением мы и приехали в центр оториноларингологии. Специалисты нашу инициативу с радостью поддержали. К тому моменту они уже проводили для детей занятия по рисованию, музыке, а вот театра у них не было. Буквально через месяц мы уже приступили к занятиям с детьми с кохлеарными имплантами из центра оториноларингологии. Первое занятие состоялось 25 октября 2021 года.
— Сколько детей было на старте проекта и каково их количество сейчас? Обязательно ли иметь медицинское направление, или присоединиться к вашим занятиям может каждый?

— Изначально в группе было 15 человек. Впоследствии добавились еще детки. Большинство, конечно, направляет центр оториноларингологии, но были и те, кто сами звонили и приходили. Никаких особых условий для поступления нет. Что касается возраста, то, как правило, мы берем детей от 4 лет. Самому старшему мальчику на сегодняшний день 9 лет.

В сентябре прошлого года Министерство культуры поддержало наш проект и выделило финансирование. Благодаря этому мы смогли организовать две группы детей, которые занимаются параллельно, — всего около 20 детей. Занятия в «ЛогоТеатре» бесплатные, они проходят два раза в неделю по 45 минут.

— По каким критериям формируются группы? Играет ли роль возраст?

— Нет, возраст чаще всего значения не имеет. Деление на группы происходит по уровню общего развития ребенка и реабилитации, готовности воспринимать материал. Дети все разные, непростые. Несмотря на групповой формат занятий, каждому необходимо индивидуально уделять внимание, поэтому оптимальное количество детей в группе — не больше 10 человек.

Главная цель наших занятий — социализация и подготовка к школе. Об эффективности проекта может говорить тот факт, что уже трое детей из «ЛогоТеатра» перешли в основную детскую театральную студию, где теперь с удовольствием продолжают занятия наравне со своими сверстниками без особенностей слуха. К этому мы и стремимся.
— Какие приемы преподаватели театральной студии используют именно в работе с детьми с нарушениями слуха? Отличаются ли они от традиционных методов?

— Методы театрального обучения примерно одинаковы для всех. В этом, наверно, и преимущество искусства, в частности театра. Мы занимаемся и речью, и актерским мастерством, и хореографией, пластикой. Тело и речевой аппарат очень тесно взаимосвязаны.

Среди упражнений для развития речи — скороговорки, речевые разминки. Широко используем этюдный метод. Дети придумывают различные сценки по предложенным сценариям, обыгрывают те или иные ситуации. В целом, занятия направлены на фонетико-­фонематическое, речевое, пространственное и социальное развитие.

Но нюансы в работе, конечно, есть. У каждого ребенка свои особенности, которые зависят от диагноза, причин потери слуха, возраста, в котором была проведена кохлеарная имплантация. У многих наблюдаются задержки в развитии, в речи.
К сожалению, есть и те, у кого нарушения слуха были диагностированы довольно поздно. В любом случае, после имплантации ребенок попадает совершенно в другой мир — в мир звуков. И там для него очень много пугающего, непонятного, тревожного. Попробуйте поставить себя на его место. Поэтому мы стараемся каждому уделить время, внимание и заботу, чтобы помочь через творчество и созидание приспособиться к этому новому удивительному миру.
— Должны ли быть какие-то врожденные способности у ребенка,
чтобы он мог заниматься в театре?

— Нет, совершенно необязательно. У нас нет задачи сделать из них народных артистов. В первую очередь, мы стараемся помочь детям стать увереннее. Очень интересно наблюдать, как они на занятиях учатся выражать свои эмоции, взаимодействовать между собой, ведь традиционные методы реабилитации предполагают индивидуальный формат.

А многим детям не хватает общения. Часто и родителям бывает сложно адаптироваться к тому, что ребенок не слышит. А здесь и у детей, и у родителей свое уникальное сообщество, в котором царит особая атмосфера. Родители признаются, что, приводя детей на занятия в театр, сами отдыхают душой от повседневных забот.
— Расскажите немного о преподавателях студии. Кто они?

— Один из наших педагогов — Любовь Ещенко, ведущая артистка Малого театра, ученица Юрия Мефодьевича Соломина, в данный момент учится также на педагога по речи. У нее хорошо получается находить подход к детям, в частности, к детям с нарушениями слуха.

У нас работает прекрасный логопед-­дефектолог Людмила Грамматикополо. Занятия по пластике и хореографии ведет Анастасия Соломина, экс-солистка Государственного академического ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева.
От медицинского исследовательского центра оториноларингологии ФМБА России у нас преподает Алиса Дубровская, психолог отделения сурдологии и слухоречевой реабилитации. Она с самого начала с нами, очень помогает в проекте.

Недавно заключили договор сотрудничества с институтом МИТУ-МАСИ: теперь студенты-­психологи, которые получают там образование, приходят к нам на практику. Вот так мы и работаем большой дружной семьей. Очень здорово, что специалисты совершенно разных областей могут объединяться ради общей благой цели. Театр в принципе объединяет.
— Каких результатов удалось добиться за это время?

— Озвучу лишь некоторые цифры. За прошедший год двенадцать из шестнадцати детей стали использовать в речи построенные фразы. У шести детей исправлены грубые нарушения грамматического строя речи. Девять детей подтянулись к возрастной норме в фонетическом строе речи. У всех без исключения увеличился лексический запас, что видно в коммуникации детей. При этом самый высокий темп развития имеют долингвальные имплантированные дети.
Но и без статистики видно, что за год с небольшим произошли действительно важные изменения! Дети стали более общительные, эмоционально открытые, лучше идут на контакт, быстрее понимают и выполняют задания. Многие родители говорят, что ни одни занятия по реабилитации не дают такого результата, как театр. Детям самим здесь очень нравится, это дает им стимул учиться, развиваться и двигаться дальше.
— Какова перспектива проекта, есть ли планы на будущее?

— Наша мечта — распространить наш опыт на театры в регионах. Мы уже обсуждаем, как это возможно реализовать, чтобы помогать организовывать такие занятия в других городах, обучать педагогов, делиться опытом. В данный момент мы разрабатываем специальное методическое пособие. Надеемся, что это осуществится. Ведь основная цель сотрудничества Малого театра с Центром оториноларингологии — создание программы реабилитации дошкольников с кохлеарными имплантами с помощью системы театральных упражнений. После ее апробации и подтверждения эффективности с медицинской точки зрения можно будет транслировать наш опыт в регионы.

Также в планах постараться найти дополнительные источники финансирования. Мне бы очень хотелось поставить большой полноценный спектакль, в котором бы на равных играли ребята и из «ЛогоТеатра», и из основной театральной студии. Хочется, чтобы дети чувствовали, что их жизнь не ограничена, что у них такие же возможности, как и у остальных.

— Какие эмоции испытываете от общения с детьми? Чувствуете ли разницу, когда работаете с обычными детьми и теми, кто носит слуховой аппарат или кохлеарный имплант?

— Самые положительные эмоции! Я не разделяю детей, для меня они все очень важны!
Хочу поблагодарить руководство Малого театра в лице художественного руководителя Юрия Мефодьевича Соломина и директора Тамары Михайловой. Эта инициатива была не просто для галочки, она воплотилась в замечательный важный и нужный проект. «ЛогоТеатр» — абсолютно эксклюзивный опыт, которого до сих пор не было ни в театральной, ни в медицинской практике.

Юрий Соломин, художественный руководитель Государственного Академического Малого театра, Народный артист СССР

Когда я вижу, как дети приходят в театр, как они занимаются, как относятся к педагогам, меня это радует. Ведь театр, а особенно наш — Малый — это то место, где они научатся только хорошему.

Здесь, в нашем «ЛогоТеатре», мы начинаем с того, что учим правильно говорить, правильно работать с артикуляционным аппаратом, точно так же, как учат в нашем Щепкинском училище. А дефекты есть у всех: кто-то плохо говорит, кто-то плохо слышит, в том числе и те, кто поступают к нам в Училище. В «ЛогоТеаре» с детьми работают артисты Малого театра, они закончили эту старейшую русскую театральную школу. Они знают русский театр, русский язык.

В театре мы говорим: «Научить нельзя, можно только научиться». Я хочу сказать вам, что и вылечить тоже очень трудно.
Но когда есть такие люди — врачи — которые каждый день занимаются с детьми с нарушениями слуха, которые помогают им, тогда все и получается. Хочу еще раз поблагодарить врачей Центра оториноларингологии, которые с благородной душой и сердцем поддерживают нас.

Мне бы очень хотелось пожелать, чтоб Детская студия и «ЛогоТеатр» стали для ребят настоящей школой, школой Малого театра. Чтоб у них в сердце осталось это навсегда как нравственный ориентир в жизни.

Возможность стать увереннее в себе и не стесняться своих особенностей

Столкнувшись с проблемами слуха у детей, часто родители готовы сделать все возможное, чтобы помочь им справиться с трудностями, развить способности и навыки, подготовить к полноценной жизни в обществе.

В свои пять с половиной лет Рома Яковлев из Москвы уже научился многому: он любит плавать и танцевать, рисовать и лепить из глины, собирать конструкторы и заниматься в театре.
Всё это не просто развлечения, но и важные составляющие успешной реабилитации после кохлеарной имплантации, которую мальчик перенес несколько лет назад. По словам Елены Яковлевой, мамы Ромы, эффект от занятий в «ЛогоТеарте» заметили практически сразу:
ребенок стал более общительным, открытым и уверенным в себе.

Елена ЯКОВЛЕВА, мама Ромы Яковлева

C ейчас Роме 5,5 лет. Нарушение слуха было диагностировано еще в роддоме. Он не прошёл аудиоскрининг. Оказалось, что у нашего сына генетическая тугоухость, о которой мы узнали, сделав генетический тест. В семье ни у кого проблем со слухом нет, ни у близких, ни и дальних родственников. Конечно, для нас это стало большой неожиданностью…

Первое ухо Роме прооперировали в 1 год, второе — в 2,5 года. От сурдопедагога Елены Николаевны Зуевой, к которой ходим на занятия в НМИЦО ФМБА России, мы узнали, что в Малом театре проходят специальные занятия для детей после кохлеарной имплантации. С большой радостью приняли предложение
присоединиться к ним, тем более что сами к тому моменту планировали посещать другой театральный кружок.

Идея театральной студии при Малом театре нас привлекла тем, что все дети в «ЛогоТеатре» объединены одной особенностью. Все они, как и Рома, носят кохлеарные импланты или слуховые аппараты. Нам очень нравится то, что в «ЛогоТеатре» преподают сразу несколько важных дисциплин: технику речи и хореографию, проходят занятия с сурдопедагогом. Роме очень нравится в театре.

После первой имплантации мы сразу начали активно заниматься развитием речи ребёнка: регулярно посещали занятия с сурдопедагогом в Центре оториноларингологии, ходили на танцы, индивидуально работали с логопедом.
Эффект от занятий в «ЛогоТеатре» не заметить невозможно. Рома стал более общительным, значительно улучшилась техника речи. Он посещает обычный детский сад, и воспитатели говорят, что наш сын стал более уверенным в общении со сверстниками и с удовольствием рассказывает стихи на утренниках. После занятий он всегда доволен и любит похвастаться пятерками, а особенно, когда ставят «5+».

Для нас очень важно, чтобы Рома хорошо разговаривал, был уверен в себе и не стеснялся своих особенностей. Этот проект исключительно положительно влияет на развитие ребенка, очень помогает реабилитации после проведённой кохлеарной имплантации. Мы безгранично благодарны коллективам Малого театра и НМИЦО ФМБА России и особенно Антону Сергеевичу Мачалову за возможность всестороннего развития нашего сына.
Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы быть в курсе последних новостей.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности