Возможность слышать — это великий дар, который открывает человеку дорогу в удивительный мир звуков, голосов, мелодий. Проблемы со слухом лишают радости жизни и удовольствия от общения. Хорошо, что в наши дни существуют доступные способы сохранить, а при необходимости и вернуть свой слух. Наиболее распространенный из них — слуховой аппарат. Он способен подарить человеку всю палитру любимых звуков, а вместе с ней уверенность в себе, долголетие и хорошее настроение.
Но так было далеко не всегда. Проблема снижения слуха и глухоты волновала наших предков еще много веков назад, и ученые всего мира в разное время искали пути и способы ее решения. Какой путь прошел слуховой аппарат за свою историю, какие великие люди страдали от плохого слуха, как из громоздких коробок с проводами слуховые аппараты превратились в миниатюрные «умные» гаджеты, мы постарались рассказать в этой статье. Это первая часть большого научно-исторического проекта, посвященного 200-летию акустического производства в Туле.
Первые попытки применения различных устройств для усиления звука относятся к далекому прошлому. Усиливающие свойства встречающихся в природе естественных резонаторов звука (морские раковины, рога животных) были известны людям в глубокой древности.
Первые слуховые аппараты (если, конечно, их таковыми можно назвать!) появились в Древнем Египте. Примерно в третьем тысячелетии до нашей эры ученые Древнего Египта сделали поразительное открытие: они обнаружили, что если к уху приставить рупор узким концом, а широким концом к источнику звука, то восприятие звука улучшается, и звук как бы усиливается. Поэтому самыми первыми слуховыми аппаратами в Древнем Египте стали обычные рога быков, у которых мастера спиливали кончик, в результате чего рог становился подобием рупора.
В поэзии Востока Александр Македонский именуется «двурогим». Есть предположение, что герой древнего мира тоже страдал тугоухостью. На одной из монет — тетрадрахме — Александр Македонский изображен в диадеме, к которой прикреплен бараний рог, широкое отверстие которого было направлено вперед, а острый конец прилегает к ушной раковине. Не исключено, что Александр использовал рога в качестве слухового аппарата.
После открытия Парацельса, который выяснил, что восприятие усиленного звука не зависит от размеров рупора, начиная с XVI века в Англии стали изготавливать более миниатюрные слуховые аппараты — из дерева. Принцип их действия был таким же: все тот же рупор, но размеры его стали неизмеримо меньше.
В конце XVII века и в XVIII веке различного рода трубчатые конусные «собиратели воздушных возмущений, проявляющих себя около головы» были весьма распространены. Материалами для слуховых трубок служили дерево, кость, жесть, медь.
Благодаря удивительной способности усиливать и улавливать звук конусные раструбы «на слух» приближали удаленные объекты, их начали применять даже в армии и на флоте, причем задолго до изобретения бинокля для глаз (1825).
Знаменитый композитор Л. Бетховен (1770–1827), имея к концу жизни ослабленный слух, пользовался параболическими резонаторами, цилиндрами, трубками, при публичных выступлениях прятал в волосах конусные ушные наконечники. В значительной степени благодаря механическим усилителям слуха, будучи уже почти глухим, написал последнюю, Девятую симфонию.
Коммерческое производство слуховых труб было основано Фредериком К. Рейном в 1800 г. в Лондоне. Его предприятием были выпущены сотни слуховых труб, расходившихся по разным странам.
В истории слухопротезирования первое упоминание об электрическом слуховом аппарате приписывается А. Беллу. Белл в 1876 году получил патент на изобретение телефона. Он предложил невиданный для того времени прибор, с помощью которого звуки можно было преобразовывать в электрические колебания и передавать их на большие расстояния. Технология, применяющаяся в изобретении, была позже использована в первых слуховых аппаратах.
В XIX веке маскировке слуховых аппаратов придавали большое значение. Хотя устройства все еще оставались довольно большими, мастера умудрялись превращать их в привлекательные декоративные аксессуары и встраивали их в воротники, головные уборы и прически. Иногда их покрывали эмалью телесного цвета или цвета волос клиента. Некоторые мужчины пытались полностью скрывать устройства в бороде.
В 1896 году англичанин Бертрам Торнтон создал первый электрический слуховой аппарат, применив усиление уже существующего телефона с угольным микрофоном для улучшения понимания речи в обычной комнате.
В начале 1900-х годов с появлением электричества и телефона стали развиваться слуховые аппараты нового поколения с электронным усилителем звука, угольным микрофоном и батареей. Такие аппараты представляли собой громоздкие коробки, которые приходилось носить на шее. Из коробки наружу выходили длинные провода, которые присоединялись к тяжелой батарее, работавшей всего несколько часов. Чтобы продлить срок работы таких устройств, некоторые люди носили еще более тяжелые и большие аккумуляторы. Кроме того, чем серьезнее были проблемы со слухом, тем более крупный микрофон приходилось использовать.
В 1898 году в США инженер Миллер Риз Хатчинсон создал фирму «Akouphone Company» для организации серийного выпуска слуховых аппаратов. В 1900 году им был создан переносной слуховой аппарат. Основными компонентами этого прибора были угольный передатчик и батарея.
Но первый выпуск слуховых аппаратов, предназначенных для массового использования, начался только в 1898 году: этот коммерческий проект осуществила Dictograph Company.
Следующим шагом в развитии слухопротезирования стало появление электронных ламп. Производители оборудования быстро среагировали на появление нового изобретения, и в 1920 году увидел свет первый слуховой аппарат с электронными лампами, благодаря которым качество и громкость звука повысились. Однако лампы ничего не смогли сделать с размерами, оборудование так и осталось громоздким, главной причиной являлись размеры используемых батарей.
Усовершенствование слуховых протезов продолжилось с появлением во второй половине 50-х годов полупроводниковых усилителей. С этого времени прогресс в конструировании слуховых аппаратов был направлен на миниатюризацию, совершенствование качества передачи звуковой информации, комфортность использования, учет характера нарушения слуха, индивидуальных особенностей органа слуха, возможностей каждого пользователя и, конечно, надежности.
Маленькие размеры транзисторов, низкий вольтаж их источников питания резко уменьшили размеры слуховых аппаратов. Существовавшие до этого только карманные типы слуховых аппаратов были дополнены заушными аппаратами в виде очков и заколок для волос.
Наконец, применение интегральных микросхем и бескорпусных транзисторов позволило довести размеры слухового аппарата до внутриушного, т. е. полностью помещаемого в наружный слуховой проход и часть ушной раковины.
К 2000 году большая часть производителей перешла на изготовление цифровых программируемых аппаратов. Их параметры можно было настраивать так, чтобы они усиливали диапазон звуков, который пациент слышит плохо. Звук в аппаратах принимал и преобразовывал микропроцессор с параллельной обработкой массивов данных. Это означает, что в режиме реального времени аудиосигнал проходил «очистку» от шумов и автоматически подстраивался под индивидуальные параметры восприятия.
К 2005 году цифровые аппараты составили 80% рынка. На остальные 20% пришлись аналоговые приборы, обеспечивающие только усиление звука и его примитивную обработку.
В эти же годы шло бурное развитие систем многоканальной обработки сигнала, количество каналов росло. До 2012 года их количество составляло 4–8, в настоящее время — 24–48. Технологии пророчат большое будущее, поэтому увеличение количества каналов — дело времени.
Мировые лидеры среди производителей аудиологической техники стремятся сделать слуховые аппараты еще более совершенными. Планируется встроить в них синхронные переводчики, датчики медицинских показателей и фитнес-трекеров. Все это не просто облегчит жизнь слабослышащим людям, но и выведет ее на новый уровень.
Развитие сурдопротезирования в России
1932 г. — в Москве, в Центральном институте труда инвалидов (ЦИТИН) при участии Правления Всероссийского объединения глухонемых была открыта Лаборатория по конструированию слуховых протезов.
В декабре 1932 г. был изготовлен первый образец слухового аппарата, сконструированный Швейхманом.
В 1934 г. Московский протезный завод им. Семашко выпустил пробную партию слуховых аппаратов марки СА‑34. Год спустя появились улучшенные электроакустические микротелефонные слуховые аппараты СА‑35: они имели регулятор, качественные микрофоны и телефон. В 1936–38 гг. завод ежегодно выпускал до 2 тыс. аппаратов СА‑35.
В 1945–46 гг. были созданы слуховые аппараты «ЛАБ‑5» и «ЛАБ‑7», работавшие на малогабаритных электронных лампах. Они имели довольно громоздкие источники питания весом до 3 кг. С 1948 г. был внедрен в производство слуховой аппарат «ЛАБ‑8» на миниатюрных электронных лампах.
С 1949 по 1957 гг. широкое распространение получил слуховой аппарат «ЗВУК», обеспечивавший большое усиление звука. Его вес без источников питания составлял 150 гр. Наряду с ним производился аппарат типа «СЛУХ» на лампах, весивший вместе с источником питания около 200 гр.
В 1957 г. в Москве был основан специализированный завод по производству слуховых аппаратов. Здесь был создан первый отечественный аппарат на транзисторах, названный «Кристаллом» (вес с источниками питания 120 гр.). В 1970-х гг. этот завод выпускал более 10 моделей слуховых аппаратов.
В 1950-х гг. Минздрав РСФСР издал ряд приказов по организации сурдологопедической и слухопротезной помощи. К 1 января 1958 г. действовало 20 сурдологических кабинетов, во многих городах были отрыты слухопротезные пункты.
18 апреля 1959 г. вышел Приказ Министерства социального обеспечения РСФСР «О мероприятиях по улучшению ушного протезирования». Инвалиды с детства по слуху получили возможность получать слуховые аппараты бесплатно.
С 1964 г. действует инструкция Министерства социального обеспечения РСФСР, согласно которой пенсионеры всех категорий, дети до 16-лет, инвалиды с детства, инвалиды войны, бессрочные инвалиды, неработающие члены семей погибших получают слуховые аппараты бесплатно не реже одного раза в 4 года.
Во второй половине 1960-х гг. в Москве были открыты первая Лаборатория детского слухопротезирования, а также Лаборатория слухового протезирования. До 1990-х гг. специалист обычно выбирал для пациента один «более подходящий» слуховой аппарат из двух–трех, но дополнительных возможностей их настройки не было. Пользы от стандартного аппарата, усиливающего все частоты без учета индивидуальных характеристик слуховых потерь, было мало.
Начиная с 1996 г. в рамках федеральной целевой программы «Дети-инвалиды», которую координирует Департамент по делам детей, женщин и семьи Министерства труда и социального развития Российской Федерации, во все субъекты Российской Федерации производится поставка слуховых аппаратов — отечественных и импортных.
На сегодняшний день лидером на отечественном рынке слухопротезирования является компания «Аурика», основанная в Туле в 2007 году. С 2009 года компания запустила производство слуховых аппаратов. Уже почти десятилетие слуховые аппараты Classica и Neo Classica задают стандарты качества на рынке слухопротезирования в своем сегменте. Дальнейшее развитие привело к разработке линеек цифровых слуховых аппаратов Every, Nanotrim, Pixel. Высокие потребительские свойства слуховых аппаратов под брендом Aurica подтверждаются европейским сертификатом, который дает возможность их реализации на территории стран, входящих в Европейский Союз.
Тульская компания «Аурика» занимает первое место по экспорту слуховых аппаратов среди российских производителей с долей рынка более 90% и поставляет продукцию более чем в 40 стран мира. Одна из последних разработок «Аурики» — внутриушные цифровые слуховые аппараты серии Pixel. А для профессиональных музыкантов компания выпустила специальные внутриушные мониторные наушники. В 2019 году специалисты «Аурики» представили первый отечественный аппарат костной проводимости, который был презентован на центральной выставке по слухопротезированию EuHA в Германии.