Всемирный день слуха 2025
3/03/25

Забота о здоровье органов слуха— часть жизни каждого!

Ежегодно начало весны для специалистов, занимающихся проблемами слуха, ознаменовано особым днем. 3 марта в мире отмечается Всемирный день слуха, который традиционно призван обращать внимание людей на значение слуха в жизни взрослых и детей, профилактику его нарушений и своевременные меры в случае снижения или утраты.
Из года в год Всемирная организация здравоохранения публикует данные статистики и прогноз по динамике количества слабослышащих. Так, по прогнозам ВОЗ, к 2030 г. во всем мире будет проживать более 500 миллионов человек с инвалидизирующей потерей слуха, требующей услуг по реабилитации. Более одного миллиарда представителей молодежи уже сейчас сталкиваются с риском необратимой потери слуха вследствие продолжительного воздействия громких звуков во время прослушивания музыки или видеоигр.

Тема кампании ВОЗ, приуроченной ко Всемирному дню слуха этого года, является продолжением предыдущей. Ее цель сформулирована следующим образом: «Преодолеем стереотипы. Сделаем так, чтобы забота о здоровье органов слуха стала частью жизни каждого!» Для этого необходимо привлечь внимание каждого человека к вопросу важности охраны здоровья органов слуха, подтолкнуть людей к изменению поведения для защиты своего слуха от воздействия источников громких звуков и профилактики потери слуха, регулярной проверке слуха, использованию при необходимости слуховых аппаратов и оказанию поддержки людям, потерявшим слух. Располагая необходимыми знаниями и заняв активную позицию, люди могут дать толчок изменениям на своем личном уровне и на уровне общества в целом.
ВОЗ призывает заботиться о слухе на протяжении всей жизни и принимать своевременные меры по сохранению хорошего слуха, в частности, слушать музыку на безопасной громкости, следить за здоровьем органов слуха и при первых же симптомах снижения слуха обращаться к специалистам. Важным условием полной реализации потенциала людей, живущих с потерей слуха, является раннее выявление проблемы и своевременный доступ к услугам по реабилитации.
ВОЗ призывает заботиться о слухе на протяжении всей жизни
По прогнозам ВОЗ, к 2030 г. во всем мире будет проживать более 500 миллионов человек
с инвалидизирующей потерей слуха, требующей услуг по реабилитации.
Более одного миллиарда молодых людей сталкиваются с риском необратимой потери слуха вследствие продолжительного воздействия громких звуков во время прослушивания музыки или видеоигры.
В этом году в России Национальной медицинской ассоциации сурдологов ко Всемирному дню слуха был приурочен вебинар «Аудиологический скрининг за пределами периода новорожденности: здоровый слух от рождения до глубокой старости». С докладами по актуальным темам, таким как международный опыт аудиологического скрининга у детей дошкольного и школьного возраста, формирование когнитивных способностей у детей в контексте развития слухового восприятия, выявление профессиональной тугоухости, пресбиакузис, его диагностика и помощь пациентам, расширение показаний к кохлеарной имплантации у взрослых, выступили ведущие российские ученые сурдологи-оториноларингологи: Георгий Таварткиладзе, Газиз Туфатулин, Александр Пашков, Вера Панкова, Мария Бобошко, Виген Бахшинян.

Как рассказал в своем выступлении заведующий кафедрой сурдологии РМАНПО, доктор медицинских наук, профессор Георгий Таварткиладзе, в начале февраля 2025 года в Женеве состоялась 156-я сессия исполкома ВОЗ, на которой был принят проект резолюции по первичной профилактике и комплексной помощи при сенсорных нарушениях, включая ухудшение зрения и снижение слуха, на протяжении всей жизни. Этот проект рекомендован для принятия на 78-й Всемирной ассамблее здравоохранения в мае этого года.

На первом плане — ранняя диагностика и реабилитация при нарушениях слуха

Мария Бобошко, Доктор медицинских наук, профессор, завлабораторией слуха и речи ПСПбГМУ им. акад. И. П. Павлова, врач сурдолог-оториноларинголог высшей категории

Сурдология-­оториноларингология — самостоятельное направление оториноларингологии, занимающееся различными аспектами диагностики, лечения и коррекции слухоречевых расстройств. Известно, что в 70‑85% случаев причиной тугоухости являются нарушения на уровне невральных структур, лечение которых на сегодняшний день возможно только в острых случаях при своевременном начале терапии. В этой связи на первый план выступают вопросы ранней диагностики и реабилитации при нарушениях слуха.
В Российской Федерации начиная с 2008 года в рамках Национального проекта «Здоровье» был внедрен всеобщий аудиологический скрининг новорожденных. Схема проведения скрининга предусматривает проведение двух этапов: скринингового (на базе родильных домой или отделений патологии новорожденных) и диагностического (на базе специализированного сурдологического кабинета или центра). При выявлении патологии слуха у ребенка определяется индивидуальная программа (ре)абилитации, включающая различные виды слухопротезирования, сурдопедагогическую, психологическую, информационную помощь ребенку и его семье, диспансерное наблюдение.

Однако нередко у детей наблюдаются отсроченные нарушения слуха, что требует расширения программ скрининга, в том числе введения аудиологического обследования при поступлении ребенка в школу. С учетом влияния тугоухости на когнитивный статус, необходим также аудиологический скрининг лиц старших возрастных групп.

Если говорить о техническом совершенствовании средств реабилитации, то, конечно, слуховые аппараты продолжают тенденцию к миниатюризации при повышении качества обработки звука. Но они должны становиться доступнее, чтобы каждый человек с нарушением слуха, который в них нуждается, мог себе это позволить. Полностью имплантационные слуховые устройства пока еще воспринимаются как что‑то на грани фантастики, но и такие уже существуют. Я считаю, что у пациентов должен быть выбор.
Перспективные направления сурдологии

1. Диагностика
  • компьютеризация психоакустического тестирования;
  • совершенствование объективных методов оценки слуха;
  • распространение молекулярно-генетического тестирования;
  • расширение программ скрининга;
  • нейровизуализация разных звеньев слуховой системы.

2. Реабилитация
  • совершенствование и расширение доступности съемных СА;
  • имплантационное слухопротезирование;
  • обеспечение доступной сурдопедагогической помощи;
  • создание благоприятных условий для инвалидов по слуху в образовательном процессе (Educational audiology).

3. Лечение
  • терапия внутреннего уха;
  • таргетная доставка лекарств с использованием наноносителей;
  • генная инженерия.

4. Профилактика
  • повышение устойчивости слуховой системы;
  • уменьшение шумового воздействия среды;
  • освещение проблем, связанных с тугоухостью.

Сурдопедагогическая диагностика слуха — компас на каждом этапе сурдологической работы

Ольга Зонтова, сурдопедагог, методист по реабилитации после кохлеарной имплантации СПб НИИ ЛОР

Будущее сурдологии и сурдопедагогики в России и мире связано с технологическим прорывом и интеграцией в работу искусственного интеллекта и дистанционной поддержки пациентов, акцентом на междисциплинарный и персонализированный подход. Специалисты междисциплинарной команды должны лечить и корректировать не саму болезнь, а пациента с его особенностями в целом.
Сурдопедагогическая диагностика слуха — компас на каждом этапе сурдологической работы. Она важна не только для выявления проблем, но и для отслеживания прогресса, адаптации программ коррекции и реабилитации, а также для выбора адекватных методов протезирования.
Чтобы отечественная сурдология действительно вышла на новый уровень развития, необходимы скоординированные усилия по нескольким ключевым направлениям.

1. Государственная поддержка и финансирование.
2. Развитие кадрового потенциала: совершенствование системы подготовки специалистов и привлечение молодых специалистов.
3. Совершенствование нормативно-­правовой базы.
4. Поддержка разработки и внедрения новых технологий диагностики и реабилитации нарушений слуха, включая искусственный интеллект и телемедицину.
5. Междисциплинарное взаимодействие:
  • налаживание эффективного взаимодействия между врачами-­сурдологами, оториноларингологами, педиатрами, неврологами, генетиками, сурдопедагогами, психологами и другими специалистами, участвующими в оказании помощи пациентам с нарушениями слуха;
  • создание мультидисциплинарных команд для комплексного подхода к диагностике, лечению и реабилитации пациентов.
6. Повышение осведомленности населения и поддержка общественных организаций, представляющих интересы людей с нарушениями слуха.

На мой взгляд, реализация этих мер позволит создать условия для качественного и доступного оказания помощи людям с нарушениями слуха.

Новости

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы быть в курсе последних новостей.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности