Шаг за шагом преодолевая проблемы детского слухопротезирования
15/06/23

Первый образовательный курс по педиатрическому слухопротезированию по «Беседы о слухе в белые ночи».

Путь к хорошему слуху и полноценному речевому общению слабослышащих детей непрост. Но пройти его необходимо: чтобы научиться слышать, понимать, говорить, не отставать в развитии от сверстников, иметь возможность реализовать себя, не оставшись в стороне от мира из-за проблем со слухом.
Обо всех сложностях этого пути не понаслышке знают люди, которые вместе с маленьким пациентом и его семьей шаг за шагом движутся к цели. Все они — сурдологи, слухопротезисты, сурдопедагоги, представители общественных организаций и органов власти — в начале июня собрались вместе на Первый образовательный курс по педиатрическому слухопротезированию в Санкт-Петербурге «Беседы о слухе в белые ночи».

В отличие от традиционных научных конференций, мероприятие получилось более свободным по формату, но практически все его участники отметили, что именно такого неформального общения в кругу профессионального сурдологического сообщества часто и не хватает. Однако главной особенностью курса стала его насыщенная практическая часть. За три дня вместе с ведущими специалистами участники прошли десять важнейших шагов детского слухопротезирования, получив ценные советы, рекомендации и опыт, которые, без сомнения, будут использовать в своей профессиональной деятельности.
Действительно, состав спикеров курса впечатляет: академик РАН, профессор, д. м. н. Юрий Янов, директор СПБ НИИ ЛОР, профессор Владимир Дворянчиков, доктор психологических наук, профессор Инна Королева, завлабораторией слуха и речи НИЦ ПСПбГМУ им. И. П. Павлова, профессор Мария Бобошко, выдающийся российский сурдопедагог Эмилия Леонгард и другие не менее уважаемые представители медицинского сообщества и общественных институтов. На правах одного из организаторов модератором курса выступил Газиз Туфатулин.

В первый же день программы он представил полный современный протокол педиатрического слухопротезирования. Несмотря на развитие сурдологии в России, внедрение аудиологического скрининга для выявления тугоухости у детей первого года жизни, повышенное внимание к реабилитации маленьких пациентов с нарушениями слуха, большинство информации о показаниях и противопоказаниях к слухопротезированию, рекомендациях по выбору вида технического средства реабилитации, необходимых первичных аудиологических данных для инициирования процесса слухопротезирования и других важных аспектах работы со слабослышащими детьми находится в разрозненном виде. Собрать эти сведения воедино, систематизировать их и привести в соответствие с актуальными задачами детского слухопротезирования и поставил своей целью главный врач Детского сурдологического центра.
10 шагов: от диагностики до оценки результатов
Газиз Туфатулин, главный врач Санкт-Петербургского детского городского сурдологического центра, комментируя выбор формата мероприятия и его целей, рассказал, почему курс состоит из 10 шагов. «Это все аспекты детского слухопротезирования — от диагностики, выбора технологий; определения, какие функций слуховых аппаратов необходимы ребенку, чтобы хорошо слышать; как настроить слуховой аппарат и оценить его адекватность и эффективность; как проводить реабилитацию после слухопротезирования; как взаимодействовать с родителями и решать наиболее сложные случаи. Мы пригласили удивительных спикеров, это настоящие маэстро сурдологии из разных городов России, которые, в том числе, отлично разбираются и в детской сурдологии", — рассказал Газиз Туфатулин.
Слухопротезирование — это не только медицина

Атмосфера абсолютной заинтересованности участников, спикеров и гостей царила на протяжении всех трех дней мероприятия. Погружение в рабочую повестку началось с открытого совещания детских сурдологов-оториноларингологов, сурдопедагогов и представителей родительских объединений. Говорили об актуальных проблемах современной педиатрической сурдологии, междисциплинарном взаимодействии, возможностях общественных организаций в оказании помощи детям с нарушениями слуха. Но чисто медицинскими темами ограничивать повестку организаторы не стали. Как известно, вопросы эффективного и качественного детского слухопротезирования тесно связаны с социальными, юридическими и экономическими аспектами.
О них подробно рассказала Елизавета Мефодовская, заместитель главного врача СПб ГКУЗ «Детский городской сурдологический центр». Особое внимание она заострила на проблеме льготного слухопротезирования детям не инвалидам. Да, в Санкт- Петербурге эта проблема решена, однако остается достаточно много регионов России, где дети, не имеющие статуса инвалида по слуху, не могут рассчитывать на приобретение слуховых аппаратов за счет регионального бюджета. По мнению Мефодовской, практика льготного слухопротезирования детей уже со стойкими признаками с I и II степеней тугоухости должна быть распространены на все субъекты нашей страны, дав равные права на получение помощи всем тем, кто в ней нуждается.
Если говорить о юридических аспектах, то здесь Елизавета Мефодовская обращает внимание на ситуации, когда семьи, воспитывающие слабослышащих детей, получают от государства слуховые аппараты, однако дальнейшую работу по реабилитации ребенка не проводят. «Как исполнители мы вынуждены раз в четыре года настраивать слуховые аппараты этим детям, но понимаем, что они е используются. Целесообразно ли в таком случае использование этих средств?» — задает вопрос аудитории специалист Санкт-Петербургского детского сурдоцентра и предлагает вместе подумать над ответом.

Еще одна непростая для семей ситуация возникает в том случае, если ребенок имеет инвалидность, но не по слуху. При этом нарушения слуха у него тоже имеются, что нередко является последствием сопутствующих заболеваний. Однако в индивидуальные программы реабилитации такого ребенка слуховые аппараты не вносятся, даже если при этом у него отмечается II степень стойкой двусторонней тугоухости. Вероятно, поводом для отказа в льготном слухопротезировании здесь является отсутствие серьезных проблем с речевым общением, но очевидно, что такой поверхностный вывод может пагубно сказаться на дальнейшем развитии и образовании этого ребенка.
Сколько стоит хороший слух?
Говоря о детском слухопротезировании, далеко не последнюю роль играет и финансовый вопрос. Помимо личного участия семьи, помощь в приобретении слуховых аппаратов могут оказать Фонд социального страхования России и благотворительные фонды. Кроме того, в ряде регионов действуют специальные программы для детей с нарушениями слуха. Тем не менее весомым грузом на плечи родителей ложатся расходы по покупке Fm-систем, элементов питания, расходных материалов и других вещей, о которых многие и не задумываются. В этом, к слову, призналась и депутат Государственной Думы, первый зампред комитета по вопросам семьи, женщин и детей Татьяна Буцкая, которая также посетила мероприятие в один из дней его проведения.
«Порой нам сверху кажется, что система функционирует, всё в порядке. Но, когда погружаешься в тему спускаешься „на землю“, изучаешь ситуацию на местах, понимаешь, что проблемы есть, и решить их можно только объединив усилия», — отметила Буцкая.

Она также напомнила, что в настоящее время в Государственной Думе создана рабочая группа под ее руководством, которая занимается вопросами детей с патологиями слуха. Один из вопросов, которые сейчас находятся в процессе решения, — обеспечение семей, воспитывающих слабослышащих детей, элементами питания к слуховым аппаратам. «На первый взгляд кажется, что батарейки — это мелочь. Но когда мы посчитали, что в год семье их нужно купить на 36 000 рублей, просто развели руками!.. Это действительно немалая сумма, и нужно добиваться, чтобы семьи получали финансовую помощь от государства на эти цели", — считает депутат.
1 на 100 000. Где взять больше?

Но все-таки ключевой проблемой по-прежнему остается дефицит сурдологов. Конкретно дискуссии на эту тему в программе курсе не предполагалось, но на то это и неформатное мероприятие, чтобы каждый из участников мог поднять ту проблему, которая волнует
его больше всего. Безусловно, нехватка специалистов в регионах — больная тема для многих.

По неофициальной статистике, в 2022 году в России насчитывалось всего 374 сурдолога. Эта цифра даже не укладывается в действующий норматив 1 сурдолог на 100 тыс. населения.
Да, специальность довольно узкая, при этом нужно обладать глубокими знаниями по смежным дисциплинам, уметь анализировать, следить за актуальными трендами и развитием технологий, работать в тесном взаимодействии с другими специалистами.

Наиболее часто осваивать сурдологию идут оториноларингологи. На первый взгляд, это обоснованно: зная анатомию органов слуха, имея опыт диагностики и лечения болезней уха, можно дополнить базовые знания, пройти курс обучения и получить дополнительную специальность, продолжив медицинскую практику в области сурдологии. Однако в зале возникает мнение, что схема сурдолог из оториноларинголога не всегда эффективна.
В доказательство приводится идея, которую, по словам одного из участников курса, поддерживает и главный внештатный педиатр министерства здравоохранения РФ академик Александр Баранов. Она заключается в том, чтобы готовить сурдологов из педиатров. Как минимум потому, что педиатров в стране порядка пяти тысяч. К тому же, переквалифицируясь из оториноларингологов в сурдологи, врач из хирургической специальности переходит в нехирургическую, теряя при этом приобретенные ранее навыки в проведении операций. Такое, по наблюдению Инны Королёвой, профессора, доктора психологических наук, действительно происходит, но, как правило, если у специалиста по каким-то причинам не сложились отношения с хирургией.
В целом же она поддерживает идею, что обучение сурдологии на базе терапевтического медицинского образования может быть весьма успешным. «На мой взгляд, сурдология — это очень аналитическая специальность, там все время приходится складывать пазл, а потому нужно много знать из смежных областей. У педиатров же более широкие взгляды на пациента. Это могло бы быть плюсом, так как в сурдологии, говоря, например, о причинах нарушения слуха, необходим системный подход», — добавляет Королева.

При этом она делает важное замечание: система подготовки сурдологов должна представлять собой серьезный глубокий образовательный курс, каким бы ни было базовой медицинское образование. «Сегодня я не вижу организацию, которая смогла бы разработать такую программу, проводить обучение, осуществлять контроль знаний и т. д.

Я имею в виду именно полноценный университетский курс обучения, а не так называемое ручное выращивание сурдологов внутри коллективов, где им передается опыт и знания старших коллег, или трехмесячные курсы», — добавляет Инна Королёва.
По неофициальной статистике, в 2022 году в России насчитывалось всего 374 сурдолога. Эта цифра даже не укладывается в действующий норматив 1 сурдолог на 100 тыс. населения. Да, специальность довольно узкая, при этом нужно обладать глубокими знаниями по смежным дисциплинам, уметь анализировать, следить за актуальными трендами и развитием технологий, работать в тесном взаимодействии с другими специалистами.
Уже после первого дня образовательного курса стало понятно, что все присутствующие на нем собрались здесь неслучайно. Живой интерес к поднятым темам, желание узнать как можно больше полезной информации, записать на видео наиболее важные моменты наблюдалось практически у всех. По отзывам участников, большое значение для формирования общего позитивного настроя сыграло и место проведения.

Санкт-Петербург всегда гордился школой оториноларингологии и сурдологии, выдающимися учеными, научными разработками, практическим опытом работы со слабослышащими пациентами. Здесь всё это воплотилось в одном месте и дало ощутимый эффект. Начало такого рода мероприятий положено, и весьма успешно.

Остается верить, что проблемы, которые были подняты в рамках Первого образовательного курса, постепенно будут решаться, а врачи сурдологи и специалисты, которые сопровождают детей на пути к хорошему слуху, смогут помочь каждому.

Отзывы участников конференции

  • Наргиза КАРИМОВА
    г. Ташкент, Узбекистан
    «Самое главное — удалось сделать то, чего часто не хватает на традиционных конференциях: это практическая составляющая курса. Вроде бы каждый знает, как снимать ушные слепки, но здесь можно было воочию увидеть весь процесс в исполнении профессионалов, понаблюдать за их работой, отметить для себя какие-то нюансы, «секретики», которые в дальнейшем влияют на качество слухопротезирования в целом. Да, у нас пока недоступно оборудование, на котором была продемонстрирована верификация слухового аппарата. Для меня это высший пилотаж! Но я заинтересована, чтобы тоже освоить это и использовать в своей работе. Ну и атмосфера Санкт-Петербурга ни с чем не сравнится! Шикарно! Нет камертизированности, все открыты, чувствуешь себя свободно, что очень важно для продуктивного обучения!»
  • Борис ОТРУТЬКО
    г. Благовещенск
    Занимаюсь слухопротезированием, в том числе и педиатрическим. Рад был присутствовать здесь, общаться с коллегами из других регионов, поделиться своим опытом. Из тем курса для себя подчеркиваю методы настройки слуховых аппаратов, мониторинг настроек, особенности совместной работы врача с сурдопедагогом, новые технологии. Со многими спикерами был знаком только заочно, очень приятно было лично встретиться, услышать из первых уст важные аспекты работы со слабослышащими детьми, задать вопросы и тут же получить развернутые ответы.
  • Евгения САВЧЕНКО
    г. Воронеж
    Мне очень понравился такой формат, когда люди, чьи учебники для нас библия, могут сидеть с нами за одним столом и обсуждать те проблемы, о которых нам хочется кричать. Не просто обсуждать, они их слышат и пытаются решать.

Новости

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы быть в курсе последних новостей.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности