Американская ассоциация речи, языка и слуха рекомендует проводить диагностику слуха у новорождённых (до 5 мес.) преимущественно при помощи проверки физиологических слуховых функций. Эти измерения включают в себя ABR с использованием частотно-зависимых стимулов, чтобы примерно очертить аудиограмму, ОАЕ и измерение акустического иммиттанса.
Следует заметить, что, несмотря на эффективность традиционной тимпанометрии (стимул 226 Гц) при работе с детьми и взрослыми, высокочастотная тимпанометрия (стимул 1000 Гц) показывает большую точность у пациентов в возрасте 7 месяцев и младше. Это обусловлено анатомическими и акустическими особенностями строения внешнего и среднего уха у младенцев. Хотя ABR и OAE могут предоставить объективные данные о чувствительности слуха пациента, они не дают прямого понимания функциональности слуха пациента. Поэтому необходимо проводить поведенческое тестирование слуха, как только ребёнок сможет в нём участвовать.
Обычно это уже можно сделать к возрасту 6 месяцев. Один из показателей готовности ребенка к такой проверке — возможность сидеть без помощи взрослых и рассматривать окружающие предметы с любопытством. Зрительно подкреплённая аудиометрия (VRA) — это диагностическая процедура, применяемая для оценки слуха у детей в возрасте 5–30 мес (см. рис. 3). Ребёнка обучают поворачивать голову за зрительным подкрепителем (светящаяся игрушка, видеоклип и др.) каждый раз, как подаётся слуховой стимул.
Процедура выглядит следующим образом:
- усадить ребёнка в высокий стул (либо в детский стул, либо на колени родителя);
- ассистент удерживает внимание ребёнка, заставляя того смотреть прямо перед собой на тихие игрушки;
- подаётся слуховой стимул на комфортно громком уровне (выше ожидаемого порога), стимул и игрушка-подкрепление задерживаются на 3-4 секунды;
- повторять предыдущий шаг, пока ребёнок не станет постоянно поворачиваться в сторону подачи слухового стимула;
- после того как ребёнок обучен реагировать, слуховой стимул подаётся без игрушки-подкрепления; если ребёнок поворачивается в сторону звука, активируется игрушка-подкрепление, обучение завершено;
- тест продолжается до получения порогов слышимости по низко- (500 Гц) и высокочастотному (2000 Гц) стимулам; интенсивность стимула снижается, пока ребёнок не перестаёт реагировать, после чего увеличивается, чтобы подтвердить порог слышимости;
- по итогам проверки базовых частот определяются дополнительные частоты для испытаний;
- испытания можно производить при помощи наушников-вкладышей, костного телефона и вспомогательных устройств (слуховых аппаратов или устройств частотной модуляции);
- игрушка-подкрепление активируется только после того, как ребёнок повернётся на звук, как при обучении; в случае сомнения, активировать игрушку не следует.