Чем детские слуховые аппараты отличаются от взрослых?

Хорошо слышать важно в любом возрасте, и слуховой аппарат призван скорректировать имеющиеся нарушения слуха и помочь человеку нормально жить и общаться.
Однако в детском возрасте возможность слышать окружающие звуки не просто повышает качество жизни ребенка, а напрямую влияет на его развитие, способность к обучению, успехи в овладении речью. В этом и заключается, пожалуй, главное отличие слухового аппарата для ребенка.

Детский слуховой аппарат должен обеспечивать оптимальный доступ к звукам речи, чтобы помогать расширять словарный запас и усваивать грамматику языка. Дети помладше, у которых ещё не развились навыки восприятия речи, попросту не смогут заместить пропущенные ими звуки так же хорошо, как это сделал бы взрослый.

При этом особенно важно, чтобы слуховой аппарат давал возможность ребенку слышать звуки высокочастотного спектра, поэтому в детских устройствах, как правило, применяется формула DSL i/o, которая увеличивает усиление в области высоких частот, в отличие от формул для слуховых аппаратов для взрослых.

Кроме того, в слуховых аппаратах для взрослых в основном применяют технологию адаптивной многоканальной направленности микрофонов, в то время как применение этого алгоритма в детских аппаратах вызывает споры среди аудиологов. Многие, разумеется, признают преимущества этой технологии в части улучшения восприятия речи и комфорта в условиях фоновых шумов, однако некоторые опасаются, что направленность микрофонов приведёт к тому, что дети могут упускать важные звуки вокруг себя, особенно сзади.

Всенаправленные микрофоны позволят детям слушать звуки отовсюду, которые иначе были бы отсеяны как «фоновый шум». Использование всенаправленных микрофонов некоторыми аудиологами воспринимается как перегрузка звуками со всех направлений, поэтому для борьбы с этим эффектом часто применяют отдельные выносные микрофоны (в паре с FM-системами), чтобы улучшить общее соотношение сигнал/шум.

В FM-системе выделяется основной собеседник (или группа собеседников), говорящих в микрофон, сигнал из которого отправляется в приёмник. Из приёмника сигнал может быть направлен в громкоговоритель, стоящий на столе ребёнка (система персонального звукового поля), в комплекс особым образом расположенных в классе громкоговорителей (система звукового поля) либо напрямую в слуховой аппарат или кохлеарный имплант ребёнка (персональная система). Эта технология позволяет лучше воспринимать говорящего, поскольку громкость его речи не зависит от расстояния. Также на нет сводятся и искажения от реверберации, а, управляя громкостью, пользователь может устранить и окружающие шумы.
Ещё одной проблемой настройки детских слуховых аппаратов является потребность в световой индикации, устойчивых к открыванию батарейных отсеках, отключаемых кнопках смены программ, а также наличие стетоскопа (см. рис. 1) для проверки правильности настроек аппарата в домашних условиях. Всё это поможет обеспечить безопасность ребёнка, защитит от случайного переключения программ, а также позволит проверять работу слухового аппарата дома. Также всем пациентам младше 18 лет необходимо иметь предписание лечащего врача и аудиограмму, снятую не ранее чем за 6 месяцев до подбора слухового аппарата.
Еще одна особенность слуховых аппаратов для детей связана с тем, что дети довольно быстро растут, поэтому в основном им назначают заушные (ВТЕ) аппараты. Это делается, чтобы аудиологам не нужно было постоянно изготовлять новые индивидуальные корпуса для ИВСА по мере того, как ребёнок будет расти. При ношении заушного слухового аппарата необходимо лишь изготовлять новый индивидуальный вкладыш, что проще и быстрее, и не потребует замены всего аппарата по мере взросления пользователя.

Как аудиологам убедиться в правильности настроек слуховых аппаратов и кохлеарных имплантатов, а также отслеживать их эффективность ношения?

При настройке и проверке успешности ношения детьми с потерей слуха своих слуховых аппаратов воздушной либо костной проводимости, а также кохлеарных имплантатов необходимо обеспечивать исполнение следующих условий:

  • слышимость речевых звуков на среднем и тихом уровнях громкости;
  • комфортность громких звуков во время проверки;
  • максимальная чёткость произносимых слов и фраз как в тишине, так и в условиях
  • фоновых шумов;
  • правильный уровень речевого развития, подтверждаемый у логопеда каждые 6−12 месяцев.
Дополнительную информацию можно получить, если сам ребёнок, родители и/или учителя заполнят специальные анкеты. Эти анкеты могут предоставить ценные данные об опыте ребёнка в повседневной жизни и повлиять на решения аудиолога по программированию и настройке слуховых аппаратов.

К примеру, в анкетах часто есть вопросы к родителям о том, как ребёнок реагирует на звуки в повседневной обстановке, комфортны или некомфортны ему громкие звуки, как меняется его/её речь и восприятие речи, как проходит социализация у ребёнка, насколько охотно/неохотно и как часто ребёнок носит слуховые аппараты. Эта субъективная информация может быть использована в качестве дополнительных советов, которые позволят выстроить актуальные прогнозы.
Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы быть в курсе последних новостей.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности