Условно игровая аудиометрия — это техника диагностики, применяемая при работе с детьми в возрасте от 2,5 до 5 лет. Примерно к 2,5 годам ребёнок может воспринимать условия, то есть выполнять движение при определённом стимуле (например, положить кубик в ведро или надеть кольцо на шест, когда он услышит звук). Такой метод можно применять и к детям более младшего возраста, но точность ответов может снизиться, а внимание ребёнка рассеяться еще до полного окончания аудиометрии. С детьми же старше 5 лет можно успешно проводить обычную аудиометрию, когда ребёнок будет нажимать на кнопку или поднимать руку, когда услышит сигнал.
Тестирование детей младшего возраста, как правило, начинается со звукового поля (с громкоговорителями), поскольку в наушниках ребенку может быть некомфортно. Стимул подаётся на уровне, который будет хорошо слышен, чтобы подтверждать ответы. Техника «рука-в-руке» применяется для закрепления у ребёнка условий игры. Ассистент кладёт в руку малыша игрушку и берёт его руку в свою. Затем, при подаче стимула, ассистент говорит вслух «Слышим звук — кладём игрушку» и кладёт игрушку в ведро рукой ребёнка. Это продолжается до тех пор, пока ребёнок не начнёт самостоятельно реагировать на стимул.
Нередко первым способом измерить слух ребёнка является порог восприятия речи (SAT), поскольку дети лучше всего реагируют на словесные команды (например, «кладём»). SAT проводится по нижнему порогу дБ УС, который ребёнок может расслышать как минимум в 50% случаев (при этом необязательно понимать, что именно это за слова или звуки).
Для детей постарше индикатором оценки порога восприятия речи (SRT) может служить повторение слов-спондеев (слов, состоящих из двух слогов с равным ударением на каждый: например, футбол, трамвай, ковбой и т. п.) или указание на картинку с изображением произносимого слова. Порогом SRT считается самый низкий уровень дБ УС, при котором ребёнок может повторить слово-спондей как минимум в 50% случаев.
Порядок проведения теста может варьироваться в зависимости от подозреваемого типа потери слуха. Так, при подозрении на кондуктивную потерю (например, при ненормальных результатах тимпанометрии), следует в первую очередь получать результаты высокочастотных звуков (2000 Гц), поскольку восприятие низких частот может искажаться из-за отита среднего уха, а уже после этого можно получать результаты низких частот (500 Гц).
Когда исключается вариант сенсоневральной потери слуха (результаты тимпанометрии в норме), можно начинать проверку с низких частот, поскольку к низким частотам слух, как правило, более чувствителен. Затем аудиологу необходимо определить, какую информацию в ходе проверки будет наиболее важно получить.
Если установлена потеря слуха в ходе проверки при воздушной проводимости и имеются сложности с высокочастотными звуками, аудиолог может решить перед повышением тестовых частот в воздушной проводимости переключиться на костную проводимость, чтобы подтвердить тип потери слуха.
Если ребёнок не капризничает и может участвовать в проверке в течение долгого времени, аудиологу следует оценить, насколько маленький пациент будет согласен надеть наушники (накладные или даже внутриушные), чтобы получать данные по каждому уху отдельно.
Основное внимание следует уделить частотам от 500 до 4000 Гц, поскольку именно в этом диапазоне находится большинство речевых звуков (250 и 8000 Гц тоже необходимо проверять, если ребёнок демонстрирует стабильность ответов в ходе проверки).
При работе с детьми помладше аудиолог может решить не подавать стимулы тише 10 или 15 дБ УС (уровень нормального слуха). Важно получить максимум информации для диагностики до того, как ребёнок начнет уставать от проверки. Если результаты такой проверки стабильны, результат считается нормой для текущей частоты, и можно перейти к следующей частоте.
Детям постарше можно надеть наушники с самого начала проверки, чтобы измерить пороги слышимости по каждому уху отдельно. Однако если ребёнок негативно относится к наушникам, проверку можно произвести в звуковом поле. Определение чувствительности слуха для лучше слышащего уха само по себе ценно, особенно для детей, которые только начинают развивать навыки общения. Если хотя бы одно ухо слышит нормально, для развития речевых и социальных навыков этого будет достаточно.
Помимо чисто тональной аудиометрии, речевую аудиометрию также необходимо производить за пределами SAT и SRT. Измерение восприятия речи включает представление от 25 до 50 слов, подходящих по уровню развития, на громкой, но всё ещё комфортной интенсивности (обычно на ±40 дБ выше показателей SAT и/или SRT). Эти слова подаются ребёнку последовательно, чтобы тот выбрал соответствующую слову картинку из представленных ему 4 или 6 (закрытый вариант), либо повторяет слово (открытый вариант), если его речь достаточно развита.
Оценка восприятия речи позволяет аудиологу оценить чистоту восприятия ребёнком речи по соотношению точно распознанных им слов или звуков, а также более детально понять, как ребёнок слышит разные звуки.