Это позволяет длительно удерживать внимание ребенка. Исследование проводится в тихой комнате, в которой отсутствуют какие-либо яркие, привлекающие внимание ребенка предметы интерьера (картины, игрушки и т. д.). Используется тональный аудиометр с возможностью подключения динамиков и внутриушных телефонов. Желательно, чтобы аудиометр и врач-сурдолог находились вне поля зрения ребенка в течение всей процедуры.
По бокам от ребенка справа и слева (под углом 90 градусов) на расстоянии 1 метра располагается визуальное подкрепление. Для этой цели лучше всего использовать два монитора, которые включаются пультом дистанционного управления. Это позволяет менять визуальные стимулы в зависимости от возраста, уровня развития и предпочтений ребенка (любимый мультфильм, фотография бабушки и т. д.).
Исследование проводят следующим образом. Сразу после подачи звука сбоку от ребенка появляется визуальный стимул. Если ребенок услышал звук, то он повернет голову в соответствующую сторону для того, чтобы его увидеть. При повороте головы в отсутствие звукового стимула монитор не включается. Так ребенок быстро понимает, что картинка появится только в ответ на звук.
В качестве звуковых стимулов чаще применяют частотно-модулированные тоны, которые могут подаваться через динамики, наушники, внутриушные телефоны либо костный вибратор. Предпочтительнее всего использовать внутриушные телефоны, что позволяет получить частотно-специфические пороги слуха для каждого уха в отдельности (то есть построить аудиограмму), что необходимо для настройки слуховых аппаратов. Если у ребенка имеются индивидуальные ушные вкладыши, то для проведения VRA их можно соединить с трубкой внутриушного телефона, в иных случаях применяются губчатые вкладыши.
В процессе исследования принимают участие четыре человека:
- ребенок;
- один из родителей, который держит ребенка на руках или находится рядом;
- врач-сурдолог, незаметно для ребенка управляющий подачей сигналов и включением визуального подкрепления;
- сурдопедагог, сидящий перед ребенком: поддерживает внимание ребенка к процедуре, в перерывах между подачей звуков с помощью игрушки и мимики побуждает ребенка смотреть прямо, а не на визуальный подкрепляющий стимул.